byrnas (byrnas) wrote in mil_history,
byrnas
byrnas
mil_history

Category:

Эта нелёгкая победа у реки Халхин-Гол.

        8276_640
         Победа Красной Армии в сражении у реки Халхин-Гол в 1939 году до сих пор оценивается многими исследователями и историками, в том числе и иностранными как образец проведения армейской операции в локальном вооруженном конфликте так ли это на самом деле?
         Да, так оно и есть, победа РККА в этом сражении ни у кого не вызывает сомнений, однако победа эта досталась не легко.
        До сих пор до конца так и не понятны причины возникновения этого вооруженного конфликта, за что отдали свои жизни несколько тысяч советских, монгольских и японских солдат?

       Главный участник тех событий Г.Жуков еще в 1940 году отметил, что плацдарм на Халхин-Голе должен был якобы прикрыть будущую стратегическую японскую магистраль, однако в 1950 году его оценка намерений японские командования на Халхин-Голе была уже несколько иной: «Думаю, что с их стороны это была серьезная разведка боем. Японцам важно было тогда прощупать, в состоянии ли мы с ними воевать».
506705851
        Официальная советская пропаганда 30-годов гласила, что главной целью японцев в развязывании вооруженного конфликта на Халхин-Голе являлось их стремление захватить Монголию, Забайкалье и чуть ли не весь наш Дальний Восток, но это было стремление, а вот достаточных сил для осуществления подобных стратегических планов у Японии в то время явно не хватало.
Факты свидетельствуют о том, что главные силы Квантунской армии плотно завязли в боях на многочисленных китайских фронтах.
         А вот улучшить конфигурацию государственной границы в свою пользу, и заодно проверить какие практические выводы сделало советское командование по устранению недостатков в своей военной машине выявленных в ходе боев у озера Хасан, вот это как раз то самураям и было нужно. Так что прав был Георгий Константинович, называя причины вооруженного конфликта, то есть и железную дорогу обезопасить и проверить способность РККА воевать.
       
      Самое интересное это то, что операция на монгольско-китайской границе была подготовлена и проводилась по инициативе, прежде всего командования местной Квантунской армии.
       Главное военное командование в Токио полностью отдало инициативу именно в его руки, но только с одним условием, крупных резервов из южного Китая не будет, так что боевая операция на Халхин-Голе разрабатывалась японскими штабными стратегами как операция армейского масштаба и не более того, японские генералы рассчитывали, что из-за отдаленности района боев от железных дорог и жизненных центров СССР советская сторона не пойдет на дальнейшую эскалацию конфликта, а согласится принять японскую версию начертания монголо-маньчжурской границы.
       То есть японцы рассчитывали при помощи проведения сугубо локальной армейской операции разгромить противостоящие им советско-монгольские силы и прибрать в итоге к своим рукам весь восточный берег Халхин-Гола, при этом японцы планировали не дать конфликту перерасти из пограничного в настоящую широкомасштабную войну и заставить при этом Советский Союз подписать с ними мирный договор на их естественно японских условиях.


        Следующая не достаточно изученная страница данного вооруженного конфликта, это война за господство в воздухе, из исторических источников советского периода в основном нам известно, что японская авиация потерпела полное поражение и уступила небо советским летчикам, да уступила, но чего это стоило советским авиаторам, сколько было понесено потерь и предпринято усилий для того чтобы переломить ситуацию в свою пользу, это почему то раскрыто не полностью, понятно, что не то тогда было время.
        В самом начале боевых действий советское командование было неприятно удивлено наличием в небе над Халхин-Голом огромного количества японских авиационных сил, ранее на Хасане подобного не наблюдалось, там советские самолеты всех типов, включая и тихоходные бомбовозы бомбили японские войска почти беспрепятственно, а тут пришлось столкнуться с новейшей авиационная техникой и лучшими японскими воздушными бойцами.

      В первые же дни и недели боев опытные японцы явно доминировали над советскими летчиками в большинстве воздушных схваток, так в июне только за два дня боев один из советских истребительных полков потерял сразу 15 истребителей, в то время как японская сторона потеряла всего одну машину.
Главными причинами таких неудачных действий наших авиаторов являлось отсутствие у них необходимого боевого опыта и летного мастерства.
        
          Это против них японцы бросили свои лучшие силы, тех летчиков, которые как минимум три года, а кто и больше отвоевали до этого против китайских войск, их противниками в рядах авиаторов армии Чан Кайши были множество асов из различных стран мира, японцы бросили в бой, можно сказать весь цвет своей военной авиации, чего стоил только один японский ас - фельдфебель Хиромичи Синохара, который заявил о своих 58 воздушных победах.

          А тут еще у советских ВВС возникли проблемы и с авиационной техникой, оказалось, что советские И-153 явно уступали японским Ки-27, таким образом, наши авиаторы дополнительно несли потери еще и из за несовершенства отечественной авиационной техники, советским спецам стало ясно, что эра бипланов окончательно ушла в прошлое и что японцы со своими Ки-27 оказались в этой войне на целый шаг впереди нас.
nakajima_ki-27-6
        Атакует японский ки 27 
     
        Высшее командование Красной Армии поняло, что необходимо, во что бы то ни стало переломить ситуацию в воздухе над Халхин-Голом, переломить в свою пользу и больше ни как, иначе сухопутные войска останутся без надежного воздушного прикрытия и просто не смогут эффективно выполнять боевые задачи по уничтожению врага, а снабжение войск, когда все припасы подвозили на автомобилях, включая и главное это воду, путем кругооборота транспорта в 1300-1400 километров, весь этот маршрут японцы могли ударами с воздуха просто остановить и таким образом прервать снабжение всей советской группировки в Монголии.

08_ds_dtjduihozqgoc8cswsowwg48c_ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4_th
       Советский истребитель И-16 (тип 10) на монгольском аэродроме Тамсаг-Булак. В целях маскировки на самолете закрашены опознавательные знаки ВВС РККА.

            
         Советскому командованию пришлось пойти на радикальные меры, на Халхин-Гол стали стягивать всех лучших летчиков со всей страны и из заграничных спецкомандировок. Вскоре группа лётчиков-асов во главе с заместителем начальника ВВС РККА Яковом Смушкевичем прибыли в район боевых действий, многие из них были Героями Советского Союза, а также имели громадный боевой опыт, который они приобрели в небе Испании и Китая. Первое что они предприняли это приступили к разработке новой тактики воздушного боя и к переподготовке пилотов.

3953
Комкор Яков Смушкевич

        На протяжении всего июля напряжённость воздушных боев так и не уменьшилась, а наоборот возросла, по воспоминаниям того же Г.Жукова в небе над Халхин-Голом иногда одновременно сражалось до 300 самолетов с обеих сторон и все это на ограниченном пространстве, по авиационным меркам на пяточке размером в каких то 60-70 кв.км, такого позднее не наблюдалось даже во время второй мировой.
Постепенно действия советских асов и их новая тактика стали приносить результаты, так начиная с августа 1939 года японцы с удивлением начали обнаруживать, что им удаётся сбивать всё меньше и меньше советских самолётов, в то время как их собственные потери стали неуклонно возрастать.

       Японское командование быстро определило, что причиной этого стала новая тактика советских пилотов, суть русского авиационного приема заключался в том, что Сталинские соколы начали проводить рейды в основном группами И-16, причём пилоты получили указание не вступать в бой с Ки-27, кроме того, в части начали поступать и новые модификации И-16 ( тип 12 и 17 ), вооружённые 20-мм пушками ШВАК и оборудованные бронеспинкой кресла пилота, а это уже было серьезно, кроме того, японские пилоты, совершавшие в день до 4-х боевых вылетов и более были на грани полного физического и морального истощения, а летчиков на замену им просто не было.


      После всех этих нововведений и изменений силы сторон в воздухе в начале сравнялись, а вскоре советская авиация уже прочно захватила и всю инициативу в свои руки и не упускала ее до самого окончания боев.
Об ожесточенности воздушных боев говорят и сами потери, понесенные с обеих сторон, средства пропаганды противников старались приумножить свои победы и приуменьшить свои потери, и это не удивительно информационная война шла и в те времена. Например, советская сторона полагала, что уничтожила 650 японских самолётов, однако в действительности Япония потеряла всего 162 машины, а японцы утверждали, что им удалось сбить аж целых 1162 самолёта противника в воздухе и ещё 98 уничтожить на земле, однако действительные потери Советского Союза всего составили 207 самолётов.
      Не легкая это была победа, противники бились на смерть, уступать небо на Халхин-Голе за просто так из них никто не хотел.


        Но и конечно второй довольно спорной и драматической страницей в битве у Халхин-Гола явился знаменитый танковый контрудар, проведенный Г.Жуковым по японской группировке в начале июля 1939 года, которой удалось, переправиться на западный берег реки Халхин-Гол у горы Баин-Цаган, за победными реляциями и воспоминаниями стоят тяжелые бои и не простые решения советского командования. Что это была за японская группировка, ее состав и численность, какова была численность советских войск, которые наносили контрудар? И многие другие вопросы, до сих пор продолжают вызывать у многих исследователей интерес и некоторые сомнения.

       Так, например, из статьи исследователя А.Усовского известно, что в ночь на 3 июля ударная группа генерала Кобаяси (23-я пехотная дивизия в составе 71-го и 72-го пехотных полков, 26-й пехотный полк, два отдельных артиллерийских дивизиона) начала переправу на западный берег реки Халхин-Гол в районе горы Баин-Цаган и к восьми часам утра, полностью переправившись, захватила эту господствующую высоту, после чего, закрепившись, выслала разведдозоры к югу.
Всего японская группировка имела в своём строю около 12 тысяч солдат и офицеров, 17ед. 37-мм противотанковых орудий, 36ед. 75-мм полевых пушек (лицензионное крупповское орудие, аналог нашей «трёхдюймовке») и 12ед. 100-мм гаубиц (правда, неизвестно, переправили ли их японцы на западный берег), плюс к тому в каждом пехотном батальоне было по две 70-мм батальонные гаубицы. Кроме того, в отдельных дивизионах у японцев имелось ещё четыре батареи противотанковых орудий, таким образом, группировка японских войск на плацдарме на правом берегу Халхин-Гола насчитывала в своем составе не полную пехотную дивизию с ограниченным количеством современных ПТС.
vtoraja-mirovaja-vojna-10-26-990x635
      В бою японская пехота.

         Общеизвестно, что для того, чтобы переломить весьма опасную ситуацию (японцы ставили под угрозу снабжение всех советско-монгольских войск на восточном берегу Халхин-Гола), командующий 1-й армейской группой комкор Жуков отдал приказ своему подвижному резерву нанести удар по японцам и отбросить их обратно за реку.

Исследователь А.Усовский в своей статье указал, что в состав подвижного резерва входили 11-й ОЛТБ (отдельная легко танковая бригада) по состоянию на утро 3 июля в ней насчитывалось 156 лёгких танков БТ-5. Вместе с танкистами в атаку на японцев пошли бронедивизион 6-й монгольской кавалерийской дивизии (18 бронеавтомобилей БА-6), приданный в качестве усиления 3-му батальону 11-й танковой бригады, и бронедивизион 8-й монгольской кавалерийской дивизии (19 бронеавтомобилей БА-6 и БА-10), помогавший 2-му батальону...»
Таким образом, 11 танковая бригада и монгольские бронедивизионы пошли в бой без разведки, артподготовки и поддержки пехоты.
bt-53
    Советский  БТ-5  именно эти танки были на вооружении  11ОЛТБР 

       В 9 часов утра 11-я отдельная лёгкотанковая бригада вошла в боевое соприкосновение с японцами именно с этого момента и началось Баин-Цаганское сражение.

До сих пор продолжаются споры, а была ли оправдана такая атака советских танков, действующих самостоятельно и без пехотного прикрытия, мотострелковый полк на автомобилях, приданный бригаде в качестве усиления и пехотного прикрытия, где то заплутал в степи и вовремя не прибыл на рубеж перехода в атаку, в итоге реально получилось, что танковая бригада и дивизионы броневиков фактически были брошены спасать исход всего сражения, некоторые исследователи считают, что японцы воевали против советских танкистов очень удачно, даже не смотря на то, что не успели достаточно хорошо закрепиться на позициях и в целом подготовить всю систему обороны на захваченном ими плацдарме.

           Это понятно, почему воевали удачно, потому, что советские танки наступали по степи в гордом одиночестве, единственное, что они могли это двигаться на максимально высокой скорости и постоянно маневрировать. В результате танкового контрудара свою основную задачу танкисты все таки выполнили, но потери при этом понесли огромные.
Так из Журнала боевых действий 11-й танковой бригады им. М. П. Яковлева (РГВА, фонд 37977, оп. 1, дело 115) известно:
Во время боя 3.7.39 г. Бригада потеряла: из 152 БТ-5 уничтожено противником 45 танков, подбито 37, всего выбыло из строя 82 танка или 53, 9 %, из 11 БХМ выведенных в бой - 4 уничтожено, 2 подбито, всего выбыло 6 или 55,5 %.
Убито - старшего н/состава 2 (нач. 1 части капитан Ляховский, командир 3 ТБ капитан Подольный), среднего комсостава - 18 чел., полит состава - 10 чел., младшего н/состава - 67, рядового - 38 чел., а всего убитых -135 чел.
Ранено - старшего н/состава - 3 чел., среднего н/состава - 8 чел., политсостава - 1 чел., младшего н/состава - 28 чел., рядовых - 17 чел, всего 57 чел. ..» (И. Сеченов)
В составленных после боев отчетных документах 1-й армейской группы потери танков БТ классифицируются так:
От огня ПТО — 75-80%;
от «бутылочников» — 5-10%;
от огня полевой артиллерии — 15-20%;
от авиации — 2-3%;
от ручных гранат, мин 2-3%.
Потери в 5-10% от бутылочников это очень много и понятно, почему много, танки врывались на позиции японской пехоты, а прикрыть их было не кому, это в августе 1945г. на каждом советском танке в составе десанта на броне находилось, как правило, несколько хорошо подготовленных бойцов, которые расстреливали все живое в округе, всех тех, кто пытался приблизиться к их танку на бросок гранаты, а то и дальше, большинство самураев истребителей танков подрывались на своих зарядах не успев даже сделать и нескольких шагов, но это было потом, а в 1939г. подобного опыта еще не было, по настоящему танки использовать, пока еще не научились.
Гораздо тяжелее, чем танкистам приходилось воевать экипажам бронемашин, редко кто из бойцов экипажа выживал после попадания в БА-6 или в БА-10 снаряда, к тому же большинство этих машин имели древнюю систему питания топливом, которая даже не предполагала наличие бензонасосов и топливо шло самотеком из баков находящихся на уровне головы водителя. Часто при пожаре не успевали даже и дверь то открыть, сгорали тут же, заживо.
0_4cfb3_2c2e14ca_L
Печально известный БА-10 сгоревший в боях на Халхин-Голе

     В целом как считают многие военные эксперты и военачальники атака по захваченному плацдарму всегда оправдана. В дальнейшем история второй мировой показала, что находясь примерно в таких же ситуациях немцы в начале войны, а потом, научившись воевать и наши на потери не смотрели, били противника до самой ликвидации плацдарма и больше ни как.

В материалах исследователя Соколова Б.В. приведен список потерь по итогам боев на Халхин-Голе, так по официальным данным, опубликованным только в 1993 году, советские и монгольские войска на Халхин-Голе в период с мая по сентябрь 1939 года потеряли убитыми 6831 человека, пропавшими без вести - 1143, ранеными - 15 251 и больными - 2225 человек. В японский плен попало 89 советских и 1 монгольский военнослужащий. Таким образом, общие советские и монгольские потери погибшими составили, с учетом примерно 1 тысячи умерших от ран, около 9 тысяч человек. Всего в боях участвовало около 5 тысяч монгольских и около 120 тысяч советских воинов. Им противостояли 76 тысяч японцев и маньчжур. Сухопутные войска Японии и Маньчжоу-Го потеряли 8629 человек убитыми, 9087 ранеными и 2350 больными. Потери в личном составе японской авиации достигли, по одним данным, 141 убитого и 89 раненых, по другим - 116 убитых, 65 пропавших без вести и 19 раненых. Поскольку из плена вернулось лишь 2 японских летчика, общее число убитых в японских ВВС скорее всего составило 179 человек.

         15 сентября 1939 года между сторонами было заключено перемирие. Советские войска на Халхин-Голе одержали победу, захватив почти всю спорную территорию и богатые трофеи.

        Окончательно конфликт на Халхин-Голе был урегулирован после долгих переговоров только в мае 1942 года, с заключением соглашения о демаркации границы в спорном районе.
В итоге почти весь спорный район, включая Номонган, остался в составе Монголии. К Маньчжоу-Го отошли лишь небольшие районы к юго-востоку от Номонгана, захваченные в результате наступления японских войск, предпринятого в начале сентября 1939 года. В ходе переговоров японская сторона тщетно ссылалась на советскую трофейную карту, где граница была проведена по Халхин-Голу. Но здесь перевесило «право победителей». Ведь сражение у Халхин-Гола выиграла Красная Армия, что не могла не признать японская сторона.  
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments