flinter_ab (flinter_ab) wrote in mil_history,
flinter_ab
flinter_ab
mil_history

Categories:

Анкара, музей турецких ВВС.

Оригинал взят у flinter_ab в Анкара, музей турецких ВВС.

Сюда мы попали совершенно случайно. Въезжая в Анкару со стороны скоростного шоссе от Стамбула, по правую руку вдруг увидели самолётики. И хотя я не предполагал наличия в TAF новейших "рэпторов", стрела "Старфайтера" меня однозначно смутила: древний, как это самое мамонта, вряд ли бы стоял на вооружении в наши дни. Тем более в позе, больше подходящей Тополю-М на старте.

– Музей что ли? – задумчиво произнесли мы одновременно.

Музей. Наплевав на полуденный зной и высокое солнце – злейшего врага фотографа – запарковались, оплатили какие-то копейки за вход и пошли осматривать экспозицию.

Надо сказать, что она приятно удивила.

Пост интересен прежде всего самолётофилам, я предупредил.

Рассказывать историю TAF я не собираюсь, благо знаю о ней не так чтобы много, соблюдать историческую последовательность тоже. Пойду от входа, показывая то, что зацепило. Все аэропланы выкладывать не буду, гражданская "цессна" не так интересна, например. Но вот первый же экземпляр вынудил взвизгнуть от восторга.


MIM-14Nike-Hercules. Чудо техники 50-х годов, пришёл на смену "Аяксу", мог нести ядерный аргумент красивым порядкам советских бомбардировщиков. То, что на тот момент у СССР стратегической авиации практически не было, разработчиков не трогало: нет сейчас – будут завтра. Завтра были.

Lockheed RT-33A Shooting Star – вариант легендарного Т-33 для разведывательных целей.

North American F-86 Sabre. Легенда корейской войны. Самолёт-символ своего времени наравне с МиГ-15. "Кобры" и "фаготы"сцепились в корейском небе, результат матча до сих пор является предметом холиваров и одной из дисциплин Специальной Олимпиады. На самом деле точного ответа по потерям нет и, скорее всего, не будет. Наиболее вменяемые исследователи склоняются к ничейному результату.

Машина получилась удачная, превосходила своего оппонента по горизонтальной манёвренности и авионике, но "фагот" был лучше вооружён и превосходил "кобру" по набору высоты. Самолёты стоили друг друга.

 Republic F-84E Thunderjet – ещё один герой Корейской войны. Первый реактивный истребитель НАТО, принятый на вооружение. В Корее должен был сопровождать "суперкрепости" – В-29, но конкуренцию "фаготу" составить не мог. "Тандерджеты" приняли непосредственное участие в "чёрном вторнике", когда 30 октября 1951 года 21 бомбардировщик под прикрытием 200 "тандреджетов" и "сэйбров" отправился бомбить аэродром в Намси. На перехват были подняты 44 МиГ-15 303-ей и 324-й ИАД. Пока "сэйбры" искали уже взлетевшие "миги", те прошили строй прикрытия, состоявший уже в основном из F-84, и сбили 12 В-29, повредив и остальные.

После "тандерджеты" использовались в основном как истребители-бомбардировщики. Точность бомбометания была отвратительной, но решали количества. Это был первый случай применения корейского зерг-раша в истории.

На заднем плане – один из первых в мире боевых сверхзвуковых самолётов  North American F-100 Super Sabre. В Корее не участвовал – припозднился в связи с многочисленными отказами на испытаниях, а во Вьетнаме немного повоевал в качестве истребителя-бомбардировщика.

 После корейского опыта вопрос о замене "тандреджетов" встал остро, но Пентагон в то время деньги на новые самолёты давал неохотно. В итоге "Репаблик" сделала финт ушами, запустив проект глубокой модернизации F-84, итогом которой стала практически новая машина – F-84F Thunderstreak. Прямые крылья превратились в стреловидные, управляемость усложнилась неимоверно. Культурные и начитанные люди, к которым вы, дорогие мои, конечно, относитесь, помнят этот самолёт по книге Баха "Чужой на Земле", которая мне нравится куда больше раскрученной "Чайки по имени Джонатан Ливингстон".

 Bell Uh-1H Iroquois. Знаменитый "ирокез", он же "хьюи" с удлинённым фюзеляжем. Рабочая лошадка Вьетнамской войны, на которую молились пехотинцы. Рассказывать об "ирокезах" – занятие неблагодарное, Гугл знает всё. Надёжность машины была такова, что ветераны Вьетнама до сих пор служат у частников.

 Northrop NF-5A – вариант F-5 Freedom Fighter для Нидерландов.

Количество всяких на то приборов, индикаторов и стрелочек заставит любого симера плакать от зависти и осознания собственной бесполезности. Весь его опыт полётов с джойстиком и монитором ничто, если ему доведётся попробовать управлять реальным самолётом.

Вообще хотя турки и называют свои F-5 "нортропами", закупили они вроде как канадские версии. "Фридом файтеры" – проект чисто экспортный, специально разработан для правильных папуасов, чтобы те могли дёшево и без должного обслуживания гонять папуасов неправильных. Канадцы себя к папуасам относить не пожелали и провели серьёзную модификацию самолёта, который назвали "сверхзвуковой консервной банкой". Так что это не нортроповские F-5, а Canadair CF-116 разных модификаций.

 AIM-9 Sidewinder. Любой олдфаг, запускавший "F-19" на 286-м процессоре, нежно любил это средство доставки демократии из воздуха по воздуху в воздух. "Амраамы" были кошернее, но "сайдвиндеров" на подвеску влезало больше.

 Тоже уникальная машина – Lockheed F-104S Starfighter. Он же "Widowmaker". По количеству женщин, оставшихся по его вине вдовами, наверное, рекордсмен. Имеются в виду члены экипажа. Вот Вики со ссылкой на Векторсайт сообщает:


всего на вооружение западногерманских военно-воздушных сил поступило 916 самолётов (треть всех построенных), из которых примерно 292 (то есть ~ 30 %) были потеряны в лётных происшествиях; погибло 116 пилотов

Как мрачно шутили лётчики, для того, чтобы получить "старфайтера" с безраздельную собственность, надо купить ферму и ждать, пока он на неё упадёт. Та же Вики пытается оправдать истребитель, мол, немцы в происшествиях потеряли 36% своих "тандерстиков", но из тех куда как легче выпрыгнуть, нежели из палки с короткими крыльями, летящей со скоростью за 2200 км/ч на космической высоте 31 километр.

F-104G с автографом Ататюрка. Вряд ли он рисовал это граффити сам, но как талисман сработало – не разбился.

 МиГ-21, прилетел из Венгрии, если верить знаку на оперении.

Ещё одна легенда. McDonnell Douglas F-4E Phantom II. Да-да, тот самый, которого сбил вьетнамский лётчик Ли Си Цин. Машина получилась великолепная, до сих пор стоит на вооружении во многих странах. Самолёт, разрабатывавшийся для ВМФ, в итоге стал рабочей лошадкой и у морпехов, и у ВВС.

Случись оказаться за штурвалом "фантома" со срочной надобностью вздететь – не уверен, что найду замок зажигания. И кривой стартёр не предусмотрен. О том, чтобы самостоятельно приземлиться, не буду даже мечтать.

Удивительно прекрасный в своём уродстве самолёт.

 Информации об этой фанерке не много. АК-1 – подозреваю, что не "автомат Калашникова", а "Ататюрк Кемаль". Реплика одного из первых самолётов TAF, на котором лётчик Фети-бей полетел в Каир. В окрестностях египетской столицы он благополучно рухнул и был добит берберами, ибо разлетались тут всякие. Турки погоревали, переименовали город Марти в Фетие и сделали из него курорт.

 Этот экземпляр поразил разрезом крыльев. Знакомьтесь: плод фантазии сумрачного польского гения P.Z.L. P-24. Смех смехом, но установил рекорд скорости среди одноклассников. Четыре пулемёта, пламенный мотор – задумывался как убернагибатор середины тридцатых. Но не срослось: ни немецкие, ни советские истребители нагибать не получалось.

А вот среди анкарийского полуденного зноя дохнуло свежестью ручьёв и зеленью берёзок: МиГ-17 "Фреско" и МиГ-19 "Фермер".

Полевая кухня с ракетами – это британский Rapier Launcher. Выглядело это стрёмно, тем более что в первых версиях не было даже радара. Боевое применение показало полную бесполезность девайса: на Фоклендах "рапирой" удалось поразить только два аргентинских самолёта. На догонных курсах ракеты откровенно не успевали за не самыми модными машинами. После были модернизированы, до сих пор стоят на страже британского неба.

М-51 Taret – три тонны шушпанцерности. Четыре ствола, 2000 патронов. Если бы Турция вступила в войну, то в 1943-м лётчикам Ил-2 пришлось бы тратить НУРСы на эти недоразумения.

Как-то так. Музей достоин посещения, я показал примерно половину экспозиции, но ту, которая показалась мне наиболее интересной.

Забавный моментик в туалете типа "сарай": по-армейски подробная инструкция на тему мытья рук. Шагов пятнадцать, не меньше, жаль не догадался сфотографировать.

Просмотреть Ankara, Air Force Museum на карте большего размера




Оригинальный пост на flinter.ru

Tags: фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments