vasillich (vasillich) wrote in mil_history,
vasillich
vasillich
mil_history

Category:

Мост через реку Квай

Не так давно смотрел этот фильм. Ну что взять с художественного произведения? Даже временный деревянный мост в фильме изображен не таким. И англичане бомбили не временный мост, а постоянный сталебетонный. А мост вообще не через реку Квай, а через реку Меа Клонг.

Вот афиша фильма, где изображен знаменитый мост.


Так как же было все на самом деле?


Началось с того, что японское командование пришло к выводу, что снабжение японской армии в Бирме морским путем через Индийский океан слишком рискованно. Было принято решение строить железную дорогу, впоследствии названную союзниками «Дорогой смерти».
Маршрут ее пролегал по пути, которым обычно вторгались бирманцы в Сиам, спускаясь с перевала Три пагоды. Сам город Канчанабури, возле слияния рек Квай и Меа Клонг, где находился штаб строительства, был построин сиамскими королями для отражения армий бирманцев.
Итак, в мае 1942 года строительство началось.
Строительство осуществлялось 9 железнодорожным батальоном (штаб в Канчанабури) и 5 железнодорожным батальоном в Танбиузайат. Тогда же стали поступать и первые военнопленные союзников – 3000 австралийцев.
Всего на постройке жд было задействовано более 275 тыс. человек.

Азиатские мобилизованные рабочие

 более 200 000

Британские военнопленные

 30 000

Голландские военнопленные

 18 000

Австралийские военнопленные

 13 000

Американские военнопленные

 700

Военнопленные других стран

 1 000

Японские солдаты
             из них охрана военнопленных

15 000
3 000


Рабочий день у военнопленных начинался в 8.30 (побудка в 6.30, в 7.00 – завтрак). После каждых 2 часов работы делали 10-минутный перерыв. Окончание работы было в 18.30. В ночное время работы велись только на перевале Хеллфайр. На западе это почему-то считается нечеловеческими условиями труда.
01


Перевал Хеллфайр (тогда и сейчас)

Количество умерших (абсолютные и в процентах от общего числа военнопленных)
Азиатские мобилизованные рабочие

около 80 000 (~40%)

Британские военнопленные

 6 540 (21,8%)

Голландские военнопленные

2 830 (15,7%)

Австралийские военнопленные

2 710 (20,8%)

Американские военнопленные

131 (18,7%)

Военнопленные других стран

 413 (41,3%)

Японцы

1 000 (6,6%)

Всего

 ~94 000

  
Как видно из таблицы, условия на постройке жд были таковы, что мерли все – и японцы, и военнопленные. Сравнтельно высокий уровень смертности (для сравнения, в наших лагерях умерло примерно 10% пленных) объясняется скорее тропическими болезнями, нежели непосильным трудом. Этим же и объясняется и высокая смертность рабочих, у которых в отличии от военнопленных, практически не было медпомощи. Ну а и контактирование с мобилизованными тайцами + непривычная рисовая диета обусловило высокую смерность как среди военнопленных, так и среди японцев.
Японцы, будем объективны, условий Гаагской конвеции до последней запятой не соблюдали, но считать, что с военнопленными было зверское обращение, нельзя.

Теперь собственно о самой жд. Она была одноколейная, с колей 1067 мм (как в Японии), длиной 414 км. Грузонапряженность ее была рассчитана на переброску 3000 тонн в сутки. Подвижной состав японский.
Дорога идет вдоль левого берега реки Квай. У реки крутые скалистые берега, поэтому было выстроено много деревянных эстакад.


Современное фото эстакады

Мост был один, тот самый, знаменитый. Сначала был временный деревянный, закончен постройкой в феврале 1943, разобран в 1946 году. Потом постоянный сталебетонный. Был разбомблен англичанами в 1945, восстановлен японцами в 1946.








Фото моста тогда и сейчас

Как видно, ничего общего с мостом из фильма.
После войны дорога была перешита на 1000 мм колею, принятую в Таиланде. Дорога функционирует и сейчас, но только на треть, до станции Бан Сай Йок.

Ну и довеском карта, список станций и фотки.



Список станций (названия приведены тайские и бирманские).
000 км Нон Пладук
002 км Бан Понг
005 км Кон Ма
013 км Бан Лук Кае
026 км Бан Та Руа
039 км Та Муанг
041 км Тунг Тунг
047 км Као Дин
048 км Пак Прадж
049 км Тунг На Талеа
051 км Канчанабури
055 км Та Ма Харм
059 км Тао Коон
069 км Банг Ванг Лан
078 км Бан То По
078 км Ванг Тахайн
088 км Бан Као
098 км Та Килен
102 км Нон Прадаи
108 км Ванг Синг
110 км Бан Лум Сум
114 км Бан Ван По
121 км Чонг Каб
125 км Бан Ванг Яи
130 км Бан Та Сао
139 км Тон Чан
147 км Там Пи
155 км Хин Ток
168 км Бан Сай Йок (сейчас конечная станция)
181 км Бан Лиин Тин
192 км Ванг Хин
198 км Бан Хин Дат
203 км Бан Динсо
208 км Бан Пранг Каси
218 км Бан Та Канунг
229 км Бан Нам Чон Ной
237 км Та Майо
244 км Бан Тамронг Паттху
250 км Куриан Край
258 км Куриконта
262 км Конкоита (место стыковки 17 октября 1943)
273 км Тингонта
282 км Бан Ни Те
294 км Шимо Сонгкурай
301 км Чангарайа
306 км Пра Чеди Сам Онг (перевал Три Пагоды, Бирмано-Таиландская граница)
315 км Аунгганаунг
320 км Кионгдав
324 км Тадейн
328 км Лава
332 км Апалон
337 км Апалайне
340 км Мелое
346 км Мезари
350 км Ками Мезари
354 км Ронси
358 км Таунгзун
362 км Танбайа
369 км Ананквин
375 км Бететаунг
380 км Танийн
385 км Репау
391 км Кунхнитквай
396 км Хелпаук
401 км Теткау
406 км Вагале
410 км Кандау
414 км Танбиузайат












Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment