mikle97 (mikle97) wrote in mil_history,
mikle97
mikle97
mil_history

Categories:

Американская военная миссия связи в ГДР. Год 1964. ч.4

2. RB-66 сбитый под Гарделегеном
10 марта 1964 самолет-разведчик RB-66B из 10 тактического разведывательного авиакрыла вылетел с авиабазы Тул Розье (Toul-Rosieres), Франция для проведения тренировочного полета. На борту был экипаж из 3-х человек - пилот капитан Дэвид Холланд, штурман капитан Мелвин Кесслер и штурман лейтенант Гарольд Уэлш. Капитан Кесслер, один из наиболее опытных штурманов авиакрыла, проводил проверку квалификации штурмана Уэлша. Задачей экипажа было провести фотосъемку нескольких мостов на северо-западе ФРГ.







Около 15.00 Холланд вышел на связь с наземной станцией и доложил, что находится в заданном районе - Нордхольц, ФРГ. На самом же деле он находился в 135 милях от указанной точки, углубившись в воздушное пространство ГДР на 70 км, в районе Берлинского международного воздушного коридора. Самолет начал снижаться для выполнения учебного задания и в этот момент экипаж почувствовал попадание ракеты «воздух-воздух», выпущенной советскими истребителем-перехватчиком. Все трое успешно катапультировались и приземлились в сосновом лесу в районе города Гарделеген, к северо-востоку от Хелмштадта, где и были задержаны.





В 17.00 USMLM была приведена в готовность. Через 45 минут была получена информация, что самолет RB-66 ВВС США вероятно разбился в районе Гарделеген, экипаж возможно катапультировался. Парашюты в воздухе видел пилот британского самолета, летевшего по воздушному коридору в Берлин. В 18.30 шеф миссии сформировал 3 поисковые команды:
1) майор Браунли, майор Томпсон (ВВС), водитель - эйрмэн 1-го класса Прейслер (airman – рядовой ВВС США).
2) подполковник Шнейдер, майор Фитзурка (ВВС), капитан Кларк;
3) подполковник Фэйр, майор Джонс, водитель - специалист Е-5 Уэнделл.

Первая команда выехала в 20.00, через полчаса –следующая. В 22.00 шеф USMLM отправился в отдел внешних сношений (SERB) штаба ГСВГ и сообщил советской стороне о упавшем на территории советской зоны Германии (США не признавало ГДР) американском самолете. Он попросил помощи и проинформировал SERB, что поисковые команды миссии отправлены к западному концу центрального воздушного коридора. Начальник SERB ответил, что проинформирует командование ГСВГ, но предупредил, что офицеры миссии не должны пересекать границ постоянных и временных запретных зон. На что Сковронек заявил, что экипажи уже отбыли, и он рассчитывает, что советская сторона поможет поисковым командам добраться до места падения, где бы оно не было.

Ночью первая поисковая команда (Браунли, Томпсон, Прейслер) проскочила через маневрирующие в запретной зоне части двух советских дивизий и сумела собрать несколько кусков обшивки самолета. Не доехав 300 м до места падения, в 6.00 машина миссии была блокирована на узком проселке двумя БТР. Задержанный экипаж под конвоем отправился в советскую комендатуру в Гарделеген. Та же судьба постигла и вторую команду (Шнейдер, Фитзурка, Кларк). Следуя к месту крушения, в 03.15 наткнулись на агрессивно настроенный дозор на БТР и были задержаны. Советский подполковник приказал взять американскую машину на буксир и оттащить в комендатуру.

Третий экипаж выехал из Берлина утром 11 марта и прибыл на место к полудню. Тоже, после недолгого преследования были задержаны и отправлены в комендатуру. В итоге, все 3 экипажа просидели в комендатуре до 23.00 11.03.64, без еды и связи со штаб-квартирой, после чего были выпущены. Офицеры комендатуры упорно отрицали, что знают что либо о судьбе экипажа самолета. Тем не менее, американцам удалось переговорить с кем-то из местных немцев и они узнали, что пилоты выбросились на парашютах, двое приземлились успешно, а один находится в городском госпитале.

Пока поисковые команды сидели в комендатуре, полковник Сковронек весь день пытался встретиться с начальником SERB. В 15.00 он передал дежурному советскому лейтенанту требование немедленной встречи с НШ ГСВГ и передачи американской стороне экипажа сбитого самолета. В 22.00 ему наконец удалось добиться встречи, где он передал письмо командующего армией США в Европе генерала Фримена на имя командующего ГСВГ генерала Якубовского. Тем не менее, советская сторона продолжала отказывать в предоставлении помощи или информации.

К 01.00 12 марта все поисковые команды вернулись в Берлин. После их доклада стало ясно, что посылать новые поисковые команды в этот район бесполезно. В 16.00 шеф миссии передал в SERB просьбу о разрешении посетить американского пилота в Гарделегенском госпитале. Весь следующий день, 13 марта, Сковронек продолжал бомбить SERB, аналогичными просьбами, но положительного ответа не получил. Наконец, в 11.40 16 марта, во время встречи в Потсдаме, шеф USMLM был проинформирован, что офицер ВВС США со сломанной ногой и кровоподтеками находится в Магдебургском советском военном госпитале, где получает всю необходимую медицинскую помощь. Это был штурман, лейтенант Уэлш. Шеф SERB, также заявил, что американский военный врач получит разрешение его осмотреть. В 21.00 хирург ВВС США в Магдебургском госпитале осмотрел офицера, страдавшего частичной амнезией. 17 марта Сковронеку удалось договорить про еще один визит, и на следующий день американца осмотрел ортопед ВВС США, который был впечатлен уровнем медицинской помощи, оказанной пациенту в советском госпитале.

В 15.00 21 марта, лейтенант Уэлш был передан американской стороне, которую представляли шеф USMLM и офицер медслужбы ВВС. Он был вывезен через КПП Хельмштадт в Ганновер, где самолетом отправлен в Висбаден, для дальнейшей госпитализации.

24 марта, во время очередной встречи с шефом SERB, полковник Сковронек выразил благодарность советской стороне за отличное лечение американского офицера и сделал запрос относительно статуса двух оставшихся членов экипажа. К тому времени, в ГДР-овской прессе появились публикации о том, что американские пилоты вскоре предстанут перед судом по обвинению в шпионаже. Как бы то ни было, в 14.30 27 марта капитаны Холланд и Кесслер были переданы американской стороне в Мариенборне.





На церемонии передачи присутствовали офицеры ВВС ГДР, в качестве наблюдателей. Представитель ГСВГ зачитал обвинение в шпионаже, которое было отвергнуто шефом USMLM. В 14.53 начальники USMLM и SERB подписали акт передачи офицеров ВВС США. Они были вывезены через КПП Хельмштадт в машине миссии и также отправлены самолетом в Висбаден.



После окончания процесса передачи НШ ГСВГ передал через SERB свое негодование, по поводу действий поисковых команд миссии, нарушивших границы запретной зоны. Сковронек ответил, что только чрезвычайные обстоятельства и угроза жизни граждан США, вынудила его офицеров нарушить границы запретной зоны, не дождавшись разрешения советского командования. Дальней критики действий миссии от советской стороны не последовало, но вот переговоры о передачи обломков самолета проходившие в марте-апреле, успеха не принесли. До конца 1964 обломки RB-66 так и не были возвращены американцам.

P.S. Интересна дальнейшая судьба одного из участников этого инцидента –капитана Дэвида Холланда. Он продолжил службу в ВВС и был отправлен во Вьетнам. Сбитый во время рутинного тренировочного вылета над Германией, Холланд затем совершил 146 боевых вылетов (на EB-66, самолет РЭБ) во Вьетнаме и вернулся домой целым и невредимым.

продолжение следует...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments