gennadiev_s (gennadiev_s) wrote in mil_history,
gennadiev_s
gennadiev_s
mil_history

Categories:

Хроники 2-й бригады траления ТОФ.

1947. Часть 1


Этот год стал для бригады последним.
Из бригады начали забирать корабли. Начались расформирования экипажей.

Я Н В А Р Ь 1 9 4 7


1 января - выведены в плановый ремонт и поставлены к стенке у Арсенальной пристани Т-271 8 ДТЩ (до 01.04.47) и Т-335 16 ДТЩ (до 01.05.47).

11 января капитан-лейтенант Тетерин Авдей Григорьевич назначен командиром Т-335 16 ДТЩ.

16 января - приказом по бригаде запрещено пользоваться в базе котлами для обогрева кораблей в целях экономии топлива на зимний период. Пар приказано брать с плавбаз. Оговорено распределение по плавбазам потребителей:

 С плавбазы «Томск» : Т-271, Т-273, Т-274, Т-275, Т-277, Т-278, Т-281, Т-282, Т-283, Т-331, Т-332, Т-336, Т-337 и Т-339;
 С плавбазы «Аргунь»: Т276, Т-279, Т-280, Т-333, Т-334, Т-335 и Т-338.

17 января - Изменения в офицерском составе:

 Инженер-лейтенант Макаров Николай Александрович назначен командиром БЧ-5 на Т-281 10 ДТЩ;
 Сдал должность командир Т-335 16 ДТЩ Ходушин Николай Иванович;
 Сдал должность помощника командира Т-274 8 ДТЩ Бекин (без инициалов );
 Старший лейтенант Тринко Б.В., помощник командира Т-332 10 ДТЩ, назначен врио командира БЧ-1 Т-281 того же ДТЩ (Вернулся временно на свое прежнее место службы ).

19 января - Капитан-лейтенант Луков С.Г. сдал командование Т-277 8 ДТЩ и убыл к новому месту службы (получил назначение на СКР).
Капитан 3 ранга Пивень М.Г. сдал командование 8 ДТЩ и убыл к новому месту службы.

25 января - Перемещения офицеров:

 Капитан 3 ранга Кукор Леонид Ильич, преведен с командования 10 ДТЩ на должность командира 8 ДТЩ;
 Капитан-лейтенанта Иохвид Г.С. оставить в должности командира 10 ДТЩ;


Ф Е В Р А Л Ь 1 9 4 7

22 февраля - Т-282 закончил плановый ремонт и вступил в кампанию.

М А Р Т 1 9 4 7

1 марта - Вступил в строй Т-281 10 ДТЩ после проведения планового ремонта.
Выведены в плановый ремонт Т-277 8 ДТЩ и Т-331 10 ДТЩ (оба до 01.06.47).

2 марта - Вступил в строй Т-278 8 ДТЩ после проведения планового ремонта.

3 марта - Выведены в плановый ремонт Т-274 8 ДТЩ и Т-280 10 ДТЩ (оба до 03.06.47).

7 марта - Вступил в строй Т-273 8 ДТЩ после проведения планового ремонта.

16 марта - Вступил в строй Т-271 8 ДТЩ после проведения планового ремонта.

21 марта - Перевод л/с с корабля на корабль.

29 марта - Подведены результаты проверки знаний командиров кораблей, проведенной с 8 по 10 марта.


А П Р Е Л Ь 1 9 4 7



1 апреля -Вступил в строй Т-275 8 ДТЩ после проведения планового ремонта.
Вступил в строй Т-283 10 ДТЩ после проведения планового ремонта.
Выведены в плановый ремонт Т-276 (8ДТЩ), Т-334 (16ДТЩ) (оба до 01.07.47) и Т-337 (16ДТЩ) (до 01.08.47).

4 апреля - В связи с необходимостью проведения ремонтов кораблей произведены изменения в организации службы:
В «текущий ремонт» выведены Т-276 (8ДТЩ) и Т-337 (16ДТЩ) из «боевого ядра», Т-334 (16ДТЩ) из «боевого резерва».
Переведены: из «боевого резерва» в «боевое ядро» Т-278 (8ДТЩ); из «текущего ремонта» в «боевой резерв» - Т-271 с Т-275 (оба – 8ДТЩ) и Т-283 (10ДТЩ).

11 апреля - объявлено о перемещениях офицеров:
 Командир Т-279 (10ДТЩ) старший лейтенант Гусев М.Д. назначен с 15.04.47 врио командира Т-283 (10ДТЩ);
 Командир БЧ-5 Т-279 инженер-капитан-лейтенант Транцев назначен с 15.04.47 врио командира Т-279. (в должность вступить ему было не суждено – 15-го вышел приказ о назначении нового командира);
 Командир Т-283 (10ДТЩ) капитан-лейтенант Гераськин Григорий Васильевич исключается из списков офицеров бригады в с вязи с убытием к новому месту службы с 21.04.47.


М А Й 1 9 4 7



1 мая- Вступили в строй Т-331 10 ДТЩ и Т-335 16 ДТЩ после проведения планового ремонта.

15 мая - вступил в строй Т-280 10 ДТЩ после проведения планового ремонта.
Для проведения траления районов в Советской Гавани и в Татарском проливе сформирован отряд кораблей. В состав отряда выделены из 10 ДТЩ 7 вымпелов (Т-277, Т-278, Т-280, Т-281, Т-283, Т-331 и Т-332). Сроки траления – 3 месяца, готовность кораблей к выходу – 30.05.47.
Почему Т-277 и Т-278 отнесены к 10 ДТЩ а не 8 ДТЩ? Изменения списков до этого не встретил
Выведен в плановый ремонт Т-338 (16) до 15.08.47.
Командиром Т-279 10ДТЩ назначен капитан 2 ранга Митин Владимир Михайлович.

23 мая - изменения в списках офицеров бригады:
 Капитан-лейтенант Нечухрай Александр Леонтьевич назначен помощником командира Т-336 (16);
 Капитан-лейтенант Соловьев Николай Яковлевич назначен помощником командира Т-339 (16).

24 мая оформлен приказ Главкома ВМС о передаче кораблей ТОФ в Министерство рыбной промышленности. Под этот приказ попали 10 тральщиков АМ 2-й бригады.

То, что к 1947 обострился вопрос расчетов по поставкам ленд-лиза сомнений не вызывает.
Было особое указание по флотам по кораблям, полученным в ходе лендлизовских поставок. Насколько можно судить смысл его сводился к тому, чтобы те корабли, которые мы возвращать не собирались, «убрать» с глаз возможных проверяющих. Тут все зависело от способностей командиров на местах, что, кстати говорит в пользу североморцев. Можно было перевести корабли во вспомогательные, перебазировать в дальние гарнизоны и т.п.


25 мая - Т-271 8ДТЩ и Т-282 10ДТЩ на период с 25.04.47 по 15.11.47 переданы в оперативное подчинение начальнику Гидрографического отдела 5 ВМФ. Корабли приказано подготовить к выходу к 05.05.47.
ГО была поставлена задача проведения гидрографических исследований в районах Курил, перешедших к нам после войны.
Для проведения этих работ как раз и было полезно наличие на тральщиках американского оборудования (радаров и гидроакустики).

27 мая - Произведен очередной прием пополнения и перемещения личного состава на кораблях.

31 мая - лейтенант Савош В.С. назначен командиром БЧ-2/3 Т-281 (10ДТЩ).



И Ю Н Ь 1 9 4 7

2 июня - Выведен в плановый ремонт Т-339 (16ДТЩ).

3 июня - Капитан-лейтенант Кучеренко Николай Михайловия сдал обязанности командира Т-337(16ДТЩ).
Капитан-лейтенант Телепнев Александр Федорович назначен врио командира Т-337.

9 июня - Произведен очередной прием пополнения и перемещения личного состава на кораблях.

10 июня - Исключены из состава бригады Т-273, Т-274, Т-277 и Т-280 на основании приемо-передаточного акта от 10.06.47 о передаче в состав китобойной флотилии Главприморрыбпрома Министерства рыбной промышленности восточного района, утвержденного Командующим 5 ВМФ.
Корабли разоружены и частично демонтировано оборудование.
По воспоминаниям очевидцев некоторые корабли уходили на промысел китов с трехдюймовками.переданы в МРП.
По той же директиве10 ДТЩ передан в ОВР Камчатской Военной флотилии 7 ВМФ (управление, Т-331, Т-332, Т-333, Т-334 и Т-335).
Остается вопросом то, чем руководствовались в штабах, определяя какие из бортов оставлять в боевом составе, а какие отдать рыбакам.
Ниже приводится таблица с указанием наработки главных машин тральщиков на момент передачи в Колд Бее. Из нее явно видна разница в техническом состоянии кораблей «атлантической» и «тихоокеанской» групп – пробеги по Тихому не шли ни в какое сравнение с Атлантикой, они были больше на тысячи машиночасов.
Принимая во внимание, что в ВМФ СССР тральщики попали 3 партиями и после окончания военных действий выполняли боевые задачи практически в одном районе – можно полагать, что их износ за это время сопоставим и отличался от других не на много. Разница в «пробеге» могла возникнуть только за военную кампанию, к которой не успела последняя партия из 6 бортов.
Т.о. износ бортов на середину 1947 года в целом должен был соотноситься так же, как и на момент приемки – «атлантические» борта не могли догнать и тем более перегнать «тихоокеанские».
Получили различные повреждения - подорвались на минах Т-277, 279 и 280, при столкновении Т-272 – это могло быть принято к рассмотрению при принятии решения.
Т.о. в лучшем техническом состоянии должны были бы находиться более «юные» (спущенные с верфей позже остальных и оснащенные с учетом последних доработок конструкций) АМики из числа обеих «океанских» групп.
Тем более не ясно, зачем оставили служить Т-339, самый изношенный из бортов, или Т-338 (в 1950 на Т-337, 338 и 339 пришлось менять вспомогательные дизеля из-за полного износа и отсутствия запчастей) с также большим износом, а сдали в разоружение «юнцов» Т-271, 276, 282, имевших износ в разы меньший, чем Т-339. Даже Гвардеец Т-281 был изношен не менее, чем в 2 раза больше, чем его «родственники» Т-282 или Т-276. Или Т-279 – он практически был выведен из боевого состава и поставлен в консервацию (явно не от отличного состояния матчасти), даже экипаж расформировали, но этого «инвалида» оставили во флоте, а исправные корабли лишили вооружения и отправили бить китов.
В 1945-1946 прошли плановый ремонт Т-271, Т-272, Т-276 и Т-279. Тем не менее, даже после ремонта Т-279 планировали в 1948 выводить в консервацию.
Выходит, что при определении судеб боевых кораблей исходили не из технической стороны вопроса, а скорее - ею и не пользовались.

USN,             ВМФ,                 порядковый номер по                            наработка механизмов на ходу в                                      Кому передан
АМ                     Т           очередности приемки ВМФ США                   момент передачи в ВМФ СССР

136                331                                    1                                                                     5503                                                                                              ГО
137                332                                    2                                                                     4734             
152                 285                                 10                                                                     7096                                                                                              ОУК
154                 283                                 17                                                                     6098                                                                                              ГО
155                  339                                22                                                                  11413 
156                   338                               24                                                                     5191 
148                333                                  25                                                                     4200            
157                337                                  27                                                                     5366 
158                284                                  29                                                                     5205                                                                                                 ОУК
268                 278                                 30                                                                     4786                                                                                                 МРП
270                 279                                 36                                                                    4935 
149                 334                                 38                                                                    3232 
271                 280                                 41                                                                     4524                                                                                                 МРП
272                 281                                 45                                                                     4900            
263                 275                                 49                                                                     2097                                                                                                  МРП
150                 335                                 50                                                                     3238   
151                 336                                 57                                                                     3201 
262                 274                                 58                                                                     2338                                                                                                  МРП
250                 273                                 63                                                                     2360                                                                                                МРП  
264                 276                                 68                                                                     1748                                                                                                МРП
265                 277                                 76                                                                     1677                                                                                                МРП
282                 282                                 97                                                                      1765                                                                                               МРП
234                 272                              101                                                                      1697                                                                                                МРП
222                 271                              102                                                                        910                                                                                                МРП



Есть еще одна версия – американцы считали потерянными в боевых действиях Т-273 и Т-279, еще у них была путаница с нашими бортовыми номерами – 273-й они считали 278-м, 272 - 271, 274 -272, 275 - 273, 276 - 274, 277 - 275. Часть бортов числилась под номерами из пятой сотни. Можно полагать для усиления путаницы «подчистили» группу «двести семидесятых», а с остальными и вовсе не разберешь – будут искать «пятисотки» - есть такие (YMS), а наших «трехсот тридцатых» и не спросят.
Кстати, часть АМиков американцы считают затопленными под их контролем(!) в Татарском проливе.

11 июня - Объявлен состав бригады после передачи части кораблей в МРП и КВФ:
 8 ДТЩ (Т-271, Т-272, Т-275, Т-276, Т-278, Т-282);
 16 ДТЩ (Т-279, Т-281, Т-336, Т-337, Т-338, Т-339);
 Плавмастерская №1;
 Плавбаза «Томь».
Объявлен боевой состав бригады (после реорганизации):
 «Боевое ядро» - Т-283;
 «Боевой резерв» - Т-271, Т-275, Т-278, Т-281, Т-282, Т-336;
 «Ремонт» - Т-272, Т-276, Т-279, Т-337, Т-338, Т-339.

16 июня - Исключены из списков офицеры 10 ДТЩ:

Т-331 командир Федоров Михаил Сергеевич капитан-лейтенант
помощник командира Матвеев Николай Михайлович капитан-лейтенант
командир БЧ-1 Будаков Петр Григорьевич лейтенант
командир БЧ-2/3 Смоленцев Евгений Иванович лейтенант
командир БЧ-5 Петров Евгений Сергеевич лейтенант
Т-332 командир Кучеренко Николай Михайлович капитан-лейтенант
помощник командира Самаренков Николай Петрович старший лейтенант
командир БЧ-1 Солоника Юрий Эммануилович старший лейтенант
командир БЧ-2/3 Гордейчук Алексей Андреевич лейтенант
командир БЧ-5 Богданов Валерий Иосифович лейтенант
командир БЧ-4 Быков Анатолий Яковлевич лейтенант
Т-333 командир Железняк Петр Г. капитан-лейтенант
помощник командира Вестман Олег Александрович капитан-лейтенант
командир БЧ-1 Калгин Иван Федорович лейтенант
командир БЧ-2/3 Назаров Николай Иванович старший лейтенант
командир БЧ-5 Усин Николай Петрович капитан-лейтенант
Т-334 командир Нестерец Василий Ермолаевич старший лейтенант
помощник командира Крылов Леонид Иванович старший лейтенант
командир БЧ-1 Каплан Исак Павлович лейтенант
командир БЧ-2/3 Корниенко Демьян Тихонович
командир БЧ-5 Соколов Василий Михайлович инженер-лейтенант
командир БЧ-4 Дикарев Иван Николаевич лейтенант
Т-335 командир Тетерин Авдей Григорьевич капитан-лейтенант
помощник командира Вахрушев Николай Павлович капитан-лейтенант
командир БЧ-1 Попов Алексей Тихонович лейтенант
командир БЧ-2/3 Баев Юрий Всеволодович лейтенант
командир БЧ-5 Степанов Аркадий Михайлович старший лейтенант
командир БЧ-4 Дульцев Юрий Васильевич лейтенант

(корабельные медики отсутствуют – проходили по другому ведомству)


19 июня - объявлена приказом списочная численность 2-й бригады (с учениками и личным составом сверх штата).

20 июня – Т-271 разоружен и передан в МРП.

21 июня - Смена командования на Т-337:
Старший лейтенант Колов Тимофей Александрович принял командование Т-337 от ВРИО командира капитан-лейтенанта Телепнева Александра Федоровича.

25 июня - приказано отставить от похода в Гидрографический отдел Т-271 и Т-282. Корабли передаются в распоряжение 8 ДТЩ (командир капитан 2 ранга Кукор).

26 июня - исключить из списков ОС по выбытию:

Т-275 помощник командира Левашев Евгений Васильевич старший лейтенант в ОКОС
Т-281 помощник командира Лопатин Николай Максимович старший лейтенант на КБФ
Т-339 командир БЧ-2/3 Барский Ефим Владимирович на ПЛ
Т-273 командир БЧ-1 Стрельцов Иван Кузьмич старший лейтенант в 7 ДТК
Т-276 командир БЧ-1 Холманов Борис Георгиевич в 12 ДТК
Т-277 командир БЧ-2/3 Яшенков Алексей Александрович лейтенант на ТЩ «Чека»
Т-273 помощник командира Шулятьев Евгений Васильевич старший лейтенант на СКР
Т-274 командир Роговенко Николай Прокопьевич капитан-лейтенант на ЭМ
Т-274 командир БЧ-2/3 Дуваленский Георгий Георгиевич старший лейтенант на ЭМ
Т-280 командир Свиридов Иван Васильевич капитан-лейтенант в штаб

26 июня - перемещения офицеров в бригаде:

командир Т-332 капитан-лейтенант Бондаренко Григорий Алексеевич - командиром Т-279
командир БЧ-2/3 Т-281 лейтенант Савош Виктор Самуилович - командиром БЧ-2/3 Т-276
помощник командира Т-279 старший лейтенант Володженинов Иван Николаевич - командиром БЧ-2/3 Т-281

28 июня - Произведен прием отработки задачи у Т-335.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment