gennadiev_s (gennadiev_s) wrote in mil_history,
gennadiev_s
gennadiev_s
mil_history

Categories:

Хроники 2-й бригады траления ТОФ 1945-1947

Продолжение: сентябрь-декабрь 1945 г.


С Е Н Т Я Б Р Ь

 

Диспозиция на начало сентября 1945 года:

 

Японцы капитулировали в Китае, Корее, на Сахалине и на Курильских островах. Сопротивление оказывают различные по численности разрозненные группы военных, не подчинившихся приказу о капитуляции. Официальный Акт о капитуляции еще не подписан.

На занятых территориях войска разоружают сдающихся японцев, корабли обходят острова Курил и планомерно «зачищают» их от остатков японских гарнизонов.

 

Во время десантных операций в Корее бригада потерь в кораблях не понесла, получили повреждения 4 тральщика, 3 из них выведены в ремонт (Т-277, Т-279 и Т-280).

2 вымпела (Т-273 и Т-274) откомандированы в порт Отомари (Сахалин). Остальные – в портах Кореи и в Главной Базе.

В Корее корабли бригады производят траление гаваней и фарватеров.

В Главной базе корабли пополняют запасы, производят текущий ремонт, проходят размагничивание корпусов. Помимо этого - несут дозор, выполняют проводку кораблей и траление в прилегающих к Базе районах (у о. Аскольд).

 

 

1 сентября:

Т-273 и Т-274 вышли в составе группы кораблей из Отомари. Задача группы - занять острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и острова Хабомаи (Малая Курильская гряда).

Т-272 вышел из Главной Базы в Сейсин (сменил Т-335 и Т-336, работал в порту до 07.09.45,возвратился  в Главную Базу 11.09.45).

 

2 сентября в Главную базу прибыл Т-277 (для ремонта после подрыва) из Гензана.

 

3 сентября:

Объявлен приказ Верховного Главнокомандующего о капитуляции Японии. 3 сентября объявлено днем Победы над Японией.

Группа из тральщиков Т-273 и Т-274 и 2 десантных кораблей вышла из бухты острова Кунашир (был занят 1 сентября) и направилась на острова Хабомаи для их занятия. Острова Хабомаи были полностью заняты к 13:00 4 сентября без потерь.

 

4 сентября:

В бригаду прибыла делегация трудящихся Приморского края. Для ознакомления с жизнью моряков-тихоокеанцев члены делегации до 9 сентября размещены на кораблях.

В порту Гензан траление производят Т-282 и Т-336.

 

6 сентября. Изменения в списке офицеров бригады:

Командиром Т-332 16 ДТЩ назначен старший лейтенант Бондаренко Григорий Алексеевич, зачисленный в списки бригады с того же дня.

 

7 сентября – изменения в офицерском составе бригады:

- зачислить с 30 августа младшего лейтенанта медицинской службы Макаренко Петра Васильевича старшим фельдшером на Т-281;

- исключить с 4 сентября в связи с убытием в ОКОС старшего лейтенанта медицинской службы Макаренко Алексея Кирилловича, старшего фельдшера Т-281.

 

10 сентября. Изменения в списке офицеров бригады:

Старший лейтенант Бабкин Григорий Александрович сдал командование Т-332 16 ДТЩ, исключен из списков бригады с того же дня.

 

13 сентября в Главную Базу из Колд Бея (с заходом в Петропавловск) прибыл Т-338 капитан-лейтенанта Молоткова Бориса Петровича.

Т-338 дан оргпериод до 1 октября.

 

14 сентября указом Президиума Верховного Совета СССР группа кораблей, отличившихся в войне с Японией, была награждена  орденами боевого Красного Знамени. В этой группе был и тральщик 2-й бригады ТЩ-275.

 

15 сентября приказом по бригаде указано - на рубках кораблей обозначить количество протраленных мин.

Обозначение выполнить следующим образом : в синем круге диаметром 60 и шириной 3 см, поместить красную звезду. В звезде – в белый круг диаметром 18 см изобразить цифрой с размером 12 см количество протраленных мин из расчета: за одну донную мину -1 , за 10 якорных мин -1.

 

 

16 сентября в Главную Базу из Колд Бея (с заходом в Петропавловск) прибыли:

Т-283 капитан-лейтенанта Гераськина Григория Васильевича;

Т-284 старшего лейтенанта Мичурина Виталия Ивановича;

Т-285 капитана 3 ранга Лизихина Анатолия Алексеевича;

Т-337 капитан-лейтенанта Ивайкина Петра Сергеевича;

Т-339 капитан-лейтенанта Ярыгина Георгия Ивановича.

Всем прибывшим дан оргпериод до 1 октября.

 

18 сентября организован сводный отряд для проведения траления в районе пролива Лаперуза.

В отряд включены: Т-284, Т-285, Т-337, Т-338 и Т-339. Сроки проведения траления – с 18 сентября по 23 декабря.

 

19 сентября организован отряд траления в составе Т-274, Т-275, Т-276, Т-278, Т-281 и Т-282 (В отчете по тралению за 22-29 сентября отсутствует Т-282, вместо него – Т-331. И это понятно – до 17 сентября Т-282 работал в Гензане и ему, помимо переходов, нужен был и отдых и пополнение запасов).

Задача – траление в зоне линии минного заграждения «Ж», поставленной в 1941 г. Командир отряда – капитан 3 ранга Пивень М.М. Выход отряда назначен на 22 сентября.

 

23 сентября:

В бригаде организован митинг по поводу вручения ордена Красного Знамени Т-275.

Направлена в Порт-Артур группа кораблей в составе фрегата ЭК-11 и 2 тральщиков из бригады – Т-272 и Т-335.

 

25 сентября приказом по бригаде на сверхсрочную службу (на 3 года) оставлена очередная группа краснофлотцев.

 

26 сентября:

Приказом по бригаде объявлена благодарность командам Т-283, Т-294, Т-285, Т-337, Т-338 и Т-339 за успешное выполнение задачи по приемке и освоению американских тральщиков.

Объявлен новый состав дивизионов бригады (штат 024/206):

              8 ДТЩ :  Т-271…Т-278;

            10 ДТЩ :  Т-279…Т-285, Т-331;

            16 ДТЩ :  Т-332…Т-339.

 

28 сентября:

Тральщики Т-272 и Т-335 бригады прибыли в Порт-Артур. Тральщики и ЭК-11 провели в Порт-Артур первую группу кораблей ВМФ СССР и транспортов со времени занятия его армией.

Приказом по бригаде присвоены очередные звания краснофлотцам.

 

30 сентября Т-332 вышел из Главной Базы в Корею.

 

 

 

Судя по отчетам по тралению - жизнь вносила в отданные приказы свои коррективы.

Командир Т-271 (Шарашкин Н.Г.) отчитывался за проведенное  с 3 по 26 сентября траление прибрежного ФВК пролива Лаперуза. Корабль базировался в Отомари. В паре с ним работал  Т-278 (Попов С.И.).

 

Диспозиция на вторую половину сентября:

В бригаду прибыло еще 6 вымпелов – пришла с Аляски последняя группа. Всем прибывшим был назначен организационный период до 1 октября.

Т.о.   у стенки «встало» уже 9 бортов – 3 ремонтных + 6 новых.

2 вымпела тралили в проливе Лаперуза (Т-271 и Т-278), еще 5 готовились к выходу в группе на траление старых минных полей (1941 года) и 2 - к переходу в Китай. Остальные  (4) несли повседневную службу.

О Т-334 и Т-333 сведений нет.

 

 

 

О К Т Я Б Р Ь

 

Диспозиция на начало октября:

3 вымпела (Т-277, Т-279 и Т-280) – в ремонте.

С первого числа, закончив оргпериод, приступает к несению  службы 6-ка, пришедшая из Америки  в сентябре (Т-283…Т-285, Т-337…Т-339).

Пара Т-272 и Т-335 – в Китае.  Т-332 – в Корее.

7 кораблей прибыли с траления района минполей в базу, пополняют запасы и выполняют мелкий ремонт.

3 корабля несут службу в Главной Базе – Т-273, Т-282 и Т-336.

Упоминаний о еще 2 АМиках (Т-333 и Т-334) в документах бригады в первой половине октября нет.

 

 

1 октября Т-332 прибыл в Гензан.

 

4 октября:

Организован отряд кораблей для траления Татарского пролива и пролива Лаперуза. В состав отряда из 16 ДТЩ назначены Т-337, Т-338 и Т-339, из 10 ДТЩ, соответственно – Т-283, Т-284 и Т-285. Кораблям отряда приказано прибыть к месту базирования 06.10.45. Командир отряда – капитан 3 ранга Морозов В.П.

 

В Главной Базе переведен в сухой док Т-277 для продолжения ремонта.

 

7 октября:

В Главную Базу возвратился из Порт-Артура Т-272.

 

В должность помощника командира Т-285 10 ДТЩ  вступил лейтенант Латышев Иван Павлович.

 

10 октября в бригаду поступает очередное пополнение из краснофлотцев, окончивших теоретический курс обучения при Учебном отряде СФ (40 человек).

 

18 октября сводным отрядом начато траление в районе пролива Лаперуза.

Из дивизионов бригады в отряд вошли Т-284, Т-285, Т-337, Т-338 и Т-339. Траление продолжалось до 23 декабря.

 

19 октября в бухте Стрелок группа кораблей в составе Т-273, Т-274, Т-276, Т-278 и Т-281 отрабатывает контрольные упражнения. Отработка задач проводится до 24 октября.

 

24 октября в бригаду поступает очередное пополнение из Учебного отряда.

 

31 октября сдал командование Т-335 старший лейтенант Черкасов А.П.

 

 

 

 

Н О Я Б Р Ь

 

Диспозиция на начало ноября:

Т-277 – в ремонте. Т-279 в документах не упоминаются, но, судя по всему, также продолжает стоять в ремонте у стенки.

Отряд в составе Т-284, Т-285, Т-337, Т-338 и Т-339 продолжает траление районов в проливе Лаперуза.

Т-332 - в командировке в Корее.

Т-335 – в Китае.

Остальные несут службу в районе Главной Базы.

 

 

1 ноября:

В приказе о присвоении очередных воинских званий  л/с упоминается Т-333.

Согласно директивы ВС ТОФ задержаны на службе на 1 год и переведены на сверхсрочную службу краснофлотцы по спискам. В списках присутствуют уже и Т-333 и Т-334 – появились в самом конце списков по кораблям бригады.

 

5 ноября:

Приказом представлены к очередным званиям отличившиеся краснофлотцы кораблей(281=9 ст1, 3- ст2)

Зачислен в списки офицерского состава  капитан-лейтенант Ходушин Николай Иванович - командир Т-335 16 ДТЩ с того же дня. (сменил старшего лейтенанта Черкасова А.П.)

 

12    ноября прибыл в Главную Базу из Кореи Т-332.

 

15 ноября Т-277 переведен для продолжения ремонта из дока к стенке Арсенальной набережной.

 

19 ноября  направлены в Ленинград на курсы командиров кораблей 3 класса  помощники командиров:

с Т-279 – старший лейтенант Герасимов Н.В.    

с Т-280- капитан-лейтенант Тетерин А.Г. (что-то не так, Тетерин должен был еще в августе сдать командование Т-331 и перейти на новое место службы, но никак не помощником. Скорее всего - направили на учебу под эту «марку»)    

с Т-282- капитан-лейтенант Молодцов И.И.

 

20 ноября Т-281 закончил подготовку к выходу в Корею. Поставлена задача траления портов Расин и Сейсин. К борту приписан прикомандированный радист.  Судя по тому, что через 5 суток в том же районе находился и Т-332,  полагаю, что ушли в паре.

 

21 ноября для организации службы на кораблях бригады дано распоряжение:

Установить место для курения – на верхней палубе в районе 60-65 шп. под банкетом 40-мм орудия №2 (по левому борту).

Бензин и керосин хранить в отсеке между 6 и 8 шп. под главной палубой.

 

23 ноября  в Главной Базе Т-277 принял на борт топливо и бензин с Т-273.

 

24 ноября:

Объявлены списки краснофлотцев, представленных к очередному званию.

28 ноября командиром Т-282 назначен капитан-лейтенант Молодцов И.И. (должен сменить Савочкина В.П., убывающего на Балтику. Не ясно, что с его учебой в Ленинграде)

 

 

 

 

Д Е К А Б Р Ь

 

Диспозиция на начало декабря:

Т-277 и  Т-279 - в  ремонте у стенки.

Отряд в составе Т-284, Т-285, Т-337, Т-338 и Т-339 продолжает траление районов в проливе Лаперуза.

Т-281 и Т-332  - в командировке в Корее.

Т-335 – в Китае.

Остальные несут службу в районе Главной Базы.

Для подготовки к службе на современных кораблях с последними образцами вооружения и оборудования командование  решило выделить в Учебный отряд ТОФ два АМика из бригады. Ими стали Т-284 и Т-285.

 

1 декабря:

Т-279 выведен в текущий ремонт (согласно ППР) (до 01 ноября 46).

 

4 декабря объявить боевое расписание на зимний период 45-46 года:

 

Боевое ядро            :   Т-271, Т-272, Т-283, Т-331, Т-332, Т-333, Т-336, Т-338.

Боевой резерв         :   Т-274, Т-276, Т-337, Т-339.

Ремонт                    :   Т-273, Т-275, Т-278, Т-281, Т-282, Т-334, Т-335.

Аварийный ремонт:  Т-277, Т-279, Т-280. (в расписание не включались)

Т-284  и Т-285 также отсутствуют, уже готовят к передаче в ОУК в январе.

 

11 декабря Т-276 начал проводку конвоя судов в Корею и в Порт-Артур.

 

13    декабря  в Главную Базу возвратился из корейского похода Т-281. Поставлен на ремонт механизмов.

 

15 декабря Т-272 убыл в командировку в Корею. В Корее он получит задание на проводку транспортов до Порт-Артура и обратно.

 

21 декабря     Т-276 привел конвой в Порт-Артур.  (Там уже находился Т-278).

 

28 декабря  присвоены очередные звания рядовым и старшинам.

 

30 декабря  исключен из списков офицерского состава командир Т-282 10 ДТЩ - капитан-лейтенант Савочкин В.П. (убыл на КБФ).

 

 

Итак, в 1945 бригада была полностью сформирована, выполнила поставленные боевые задачи в войне с Японией и в послевоенный период. Обеспечивала проводку кораблей в порты Северной Кореи и в Китай. Силами бригады и ОВРа производилась расчистка от мин портов и водных путей в зоне ответственности ТОФ.

Боевая служба кораблей была отмечена присвоением званий Гвардейских двум тральщикам (Т-278 и Т-281) и награждением орденом Красного Знамени еще одного (Т-275). Орденами и медалями были награждены отличившиеся рядовые, старшины и офицеры бригады.

После завершения боевых действий на корабли начало поступать молодое пополнение последнего призыва – началась плановая подготовка смены моряков, прослуживших всю войну. До подготовки замены в экипажах часть моряков оставили на сверхсрочную службу.

В следующем году бригаде предстояло продолжить траление в намеченных районах. Подошли сроки плановых ремонтов на кораблях. 

 

Tags: военная история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments