evacuator62 (evacuator62) wrote in mil_history,
evacuator62
evacuator62
mil_history

Categories:

Блокада Ленинграда и авиаэвакуация.

27 января отмечается полное снятие Блокады Ленинграда. Она длилась с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года, когда сплошное кольцо было прорвано. Утром 12 января 1943 г. началась операция «И́скра» - части Волховского и Ленинградского фронтов одновременно начали наступление, с целью прорыва блокады. К концу дня, 18 января, южное побережье Ладожского озера было очищено от фашистов - между озером и линией фронта образовался коридор шириной до 10 км. Окончательное снятие блокады, 27 января 1944 года, потребовало еще много упорных боев  за позиции  вокруг города, которые укреплялись и обживались  немцами больше двух лет.
За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1 млн. гражданского населения. На Нюренбергском процессе указывалась цифра 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. Хотя еще летом 1941 года началась эвакуация, население Ленинграда прибывало за счет беженцев из Ленобласти, Прибалтики и Карелии.

Летом 1941 года было вывезено 336 000 человек, в основном рабочие, а вместе с ними 86 крупных оборонных заводов. К концу августа немцы захватили железную дорогу и сухопутная блокада фактически началась. За период блокады Ленинграда, из города было эвакуировано 1,3 млн. человек. В основном  эвакуация проходила через Ладожское озеро, но работала и транспортная авиация.
Об этом немного и хотелось изложить. Из-за немецкого превосходства в воздухе  в 1941 – 1942 гг., вылеты осуществлялись ночью. Пилоты возили в блокадный город муку, сахар и другие продукты, а вывозили детей. В основном использовались транспортные самолеты Ли-2*, грузоподъемность которых составляла до 2 тонн. Среди пилотов был и мой дед – тогда командир экипажа Ли-2. Пусть и небольшую часть работы по спасению людей, но он сделал. Дед, Щелоков Виктор Федорович, служил в авиасоединении Резерва Генерального Штаба РККА. Так же летчиком, был на Финской войне, а  во время Великой Отечественной его, с большим опытом ночных полетов, отправляли на самые различные задания: забрасывал разведчиков за линию фронта и вывозил детей из Ленинграда. О войне он говорил мало, но вот эпизод из воспоминаний о том периоде. Зимой 1942 г. с детьми на борту шли два экипажа и оба были подбиты немецкими истребителями. Садились в нашем тылу на лед небольшой реки и самолет его боевого товарища, Трофимова, ушел под воду.  Все погибли. Дед сумел посадить свой самолет на лед. За боевую  работу по эвакуации людей из блокады, он был награжден медалью «За отвагу», а позже «За оборону Ленинграда». Он, в отличии от миллионов других, вернулся с фронта. Работал летчиком-испытателем многие годы, отправляя в небо серийные пассажирские и транспортные самолеты.

Щелоков В.Ф.(16.09.1912 - 17.03.1986) Фото перед
Финской войной. Кто ориентируется форме, добавлю,
что на гимнастерке крупные пуговицы ГВФ, с пропеллером
и крыльями.

* Примечание.

21 марта 1936 г. Советом труда и обороны было принято решение о приобретении лицензии на  производство в СССР  американского самолета DC-3. 17 июля был подписан договор с фирмой  «Дуглас» на сумму 340000 тыс. рублей, сроком на три года. Предметом договора была не только покупка лицензии и готового экземпляра, но и стажировка советских специалистов на заводах фирмы. Производство нового самолета осваивалось на подмосковном заводе № 84 им.В.П. Чкалова в Химках. Машина получила обозначение ПС-84 (Пассажирский самолет завода № 84). В 1940 году производство ПС-84 было налажено в Казани на заводе № 124, тогда же начали строительство завода в Ташкенте под выпуск этих самолетов. С сентября  1942 года военная версия отечественного ПС-84 получила обозначение — Ли-2, по имени главного инженера Бориса Павловича Лисунова, руководившего строительством этого самолета. Основным вариантом самолета был пассажирский ПС-84 (Ли-2П) (Пассажирский Самолёт) с 14—28 сидячими местами. Отличия от DC-3: уменьшенный размах крыльев, меньшая масса без груза, боковая дверь на правой стороне и более слабые двигатели. Военно-транспортный самолет имел  пулемет для защиты (название Ли-2 с 17 сентября 1942). Версия ЛИ-2Д для сброса парашютистов (с 1942г.) 1-12,7 мм (иногда 7,62 мм, иногда спаренный) оборонительный пулемет в верхней части фюзеляжа. Версия  Ли-2ВВ -бомбардировщик (Военный Вариант с 1942г.) - до 2 т. бомб; 1- оборонительный пулемет в верхней части фюзеляжа, 2- 7,62 оборонительных пулемета в задней и боковых частях фюзеляжа. За годы Великой Отечественной войны в  СССР было построено 2000 Ли-2. Последние самолеты этого типа были сняты с эксплуатации в СССР в 1976г.

Ли-2. Музей "Дорога Жизни"(Ленинградская область).

ТТХ Ли-2.
Двигатели: Два М-62ИР по 1000 л.с.
Крейсерская скорость, км/ч: 290.
Дальность полёта, км: 2560.
Высота полёта, м: 7350.
Взлётный вес, кг: 7700.
Макс. взлётный вес, кг: 10500.

Фотоальбом музея «Дорога Жизни», пос.Осиновец, Ленинградская область.

http://fotki.yandex.ru/users/fotosergs/view/80191/?page=0

 
Tags: военная история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment