Секретный протокол к ПМР, как известно, делил сферы влияния Германии и СССР в Польше ровно по линии рек – Нарев-Висла-Сан. 18 сентября Сталин в разгоовре с Шуленбургом беспокоится - отведут ли немцы войска за разраничительную линию? Мол, "все военные ненавидят возвращать захваченные территории". Шуленбург успокаивает: фюрер сдержит слово. Еще 23 сентября всё по идет плану, и советско-германское коммюнике подтверждает «линию рек», о постепенном отводе на каковую вермахта уже договорились военные представители обеих стран.
А 25 сентября Сталин и Молотов передают Шуленбургу предложения по новой разграничительной линии (Литву нам, территорию между Бугом-Вислой – вам). Как пишет Мельтюхов, «учитывая настроения правящих кругов Англии и Франции относительно «линии Керзона».
Теперь вопрос: что, собственною послужило причиной инициативы советского руководства по изменению демаркационной линии? Действительно «настроения Англии и Франции»? Аргумент, конечно, но…
Тут интересно, что в одном из документов (памятка Тимошенко по поводу созыва Народных собраний, приводимой Макарчуком в монографии «Государственно-территориальный статус западно-украинских земель…») мелькает упоминание о необходимости «решить вопрос о вхождении польских земель в состав СССР в виде Польской Союзной Советской республики». Да и когда Молотов в ноябре 1940-го первый раз встретился с Риббентропом в Берлине, то не преминул напомнить:
«…правильно были также решены вопросы о Литве и Восточной Польше, так как разделение Польши на германскую и советскую Польшу могло создать трения между СССР и Германией».
На каком то этапе от идеи ПССР отказались. На каком? Действительно ли повлияла оценка возможной реакции Англии-Франции? Встречал ли кто-нибудь документы, проливающие свет на обсуждение вопроса о новой демаркационной линии в Кремле?