14 августа Т-279 и Т-281 в паре вели траление фарватера электромагнитными тралами.
В 12:26 тральщики были обстреляны с острова Хам. Своими силами подавили огонь с острова. При высадке десантников на острова Хам и Аввакум тральщики поддерживали десант огнем по берегу и по самолетам противника, пытавшимся поддержать сопротивление.
В 12:55 подорвался на 2 минах Т-279. Остался на плаву, потерял ход и дал крен. Взрывом были выведены из строя все механизмы. Потери команды Т-279: 20 тяжелораненых, 7 легкораненных, 2 убитых. Команда продолжала вести огонь по противнику, подавляя огневые точки на берегу и отбивая атаки с воздуха. Т-281 подобрал выброшенного за борт и своими водоотливными помпами помог спрямить крен Т-279, пока его моряки в противогазах (взрывом повредило баллоны с углекислотой) в полной темноте пытались восстановить машины.
Поврежденный Т-279 отбуксирован Т-281 к стенки порта.
14 августа в Главной базе закончен ремонт Т-272 и Т-282.
Т-272, Т-282, Т-335 и Т-336 включены в состав действующих кораблей 2 БТЩ. Т-335 и Т-336 определены в 16 ДТЩ. (Ремонт Т-272 планировалось закончить в течении месяца, однако командир его капитан-лейтенант Иохвид Г.С. добился и организовал проведение ремонтных работ за 3 суток).
14 августа Т-335 и Т-336 направлены в конвой транспортов с боевой техникой в порт Сейсин (третья волна десанта с танками и артиллерией для усиления).
Информация для сведения:
Десант в Сейсин, Корея. 13-17 августа
Командующий ТОФ адмирал С.И.Юмашев заручился разрешением Главкома войсками на Дальнем Востоке маршала А.М.Василевского и решил захватить Сейсин только флотскими силами. Расчет строился на том, что японцы до того серьезного сопротивления десантам не оказали.
В Сейсине же к моменту высадки первых десантников 13 августа было около 3 тысяч войск, а к концу дня гарнизон пополнили отступавшие части с севера. Наши разведчики в боях первого дня с превосходящими силами противника понесли большие потери.
14 августа при огневой поддержке кораблей в порт высадились силы основного десанта. Им удалось закрепиться на двухкилометровом участке берега.
15 августа во второй волне десантировалась в порт бригада морских пехотинцев, численностью до 5 тысяч человек.
И только после высадки 16 августа в третьей волне десанта артиллерии и танков, оборона японцев была сломлена и город с портом 18 августа полностью перешли в наши руки.
15 августа в 05:00 в Сейсин прибыли и высаживаются на берег силы второй волны десанта.
Корабли десанта (ЭК-1, ЭК-3, ЭК-8, ЭК-9, Т-275 и Т-280, катера и транспорты) ведут артиллерийский огонь по береговым целям, присоединившись к кораблям первой волны.
15 августа в 08:30 в порту Сейсин подорвался на 3 минах Т-280. Остался на плаву. Нуждается в заводском ремонте.
15 августа в гавани Расина подорвался на мине у острова Хам транспорт «Сучан». Т-276 и Т-281 подошли на помощь для буксировки транспорта в порт.
При транспортировке из-за подрыва 2 мин в
15 августа создан сводный отряд траления портов Расин, Сейсин, Юки.
В него вошли от 2-й бригады Т-272, Т-275 и Т-276, тральщики и катера ОВРа ГБ.
16 августа в 05:00 в порту Сейсин начинается высадка 3 волны десанта, прибывшей с Главной Базы на 3 транспортах в сопровождении Т-335 и Т-336.
В 5:30 на подходе к пирсу в порту Сейсин подорвался на мине транспорт «Ногин», а в 06:00 там же подорвался «Дальстрой». Транспорты остались на плаву, были подведены к пирсам и с них были сняты танки и артиллерия десанта.
Т-335 и Т-336 проводили траление в Сейсине до 20 августа.
16 августа сводный отряд кораблей траления (от бригады - Т-272, Т-275 и Т-276) вышел в Сейсин.
16 августа в порту Расин подорвавшемуся 15 августа транспорту «Камчатнефть» оказана помощь тральщиком Т-281 - выровняли своими насосами крен в 32º и отбуксировали в порт. С транспорта личным составом выгружены на тральщик торпеды и глубинные бомбы.
16 августа Т-280, подорвавшийся в Сейсине 15.08.45 переведен в ремонт в Главную Базу.
17 августа согласно Директиве НК ВМФ №738 от 23 июня 1945 оставлены на сверхсрочную службу на 3 года матросы и старшины (списки по кораблям прилагаются).
17 августа 1945 был образован Северо-Корейский МОР. В его состав из 2-й бригады выделен 10 ДТЩ: Т-277, Т-278, Т-279, Т-280, Т-281 Т-282 и Т-331.
18 августа из Главной базы в Сейсин вышли Т-277 и Т-282, выделенные для десанта в Гензан.
18-22 августа отряд из тральщиков Т-272, Т-275, Т-276 и Т-281 производит траление гавани в порту Расин.
19 августа прибыло пополнение из Учебного Отряда ТОФ – 94 человека. Распределены по 8 кораблям учениками:
Т-271 – 19 чел.; Т-272 – 19 чел.; Т-276 -20 чел; Т-277 – 2 чел.;
Т-278 – 15 чел.; Т-279 – 2 чел.; Т-280 – 17 чел.; Т-282 – 20 чел.
19 августа Т-277 и Т-282 прибыли в Сейсин для приемки десанта.
19 августа организован Южный МОР (ЮжМОР «географически» расширил образованный ранее Северо-Корейский МОР, полностью заменив его. Командующим ЮжМОР был назначен генерал Кабанов С.И.). В него входили занятые порты Юкки, Расин, Сейсин и Оденцин. (Оденцин – собственно, не порт, а рыбацкий поселок и железнодорожный тупик в
19 августа сводный отряд приступил к тралению гавани порта Сейсин.
От бригады в отряд вошли Т-272 и Т-276. Траление производилось до 30 августа. Ранее направленному в тот же отряд Т-275 была поставлена другая задача.
20 августа в порту на каждый из тральщиков Т-277 и Т-282 погружено по 300 человек десанта с вооружением для десанта в Гензан (Корея).
Информация для сведения:
Десант в Гензан (Вонсан), Корея 20-22 августа
Десант в самый удаленный от Главной Базы корейский порт Гензан начался 20 августа в 11:40 с высадки разведки с торпедных катеров, вышедших из захваченного ранее порта Сейсин. Сопротивления в порту и в городе десант не встретил, но японцы в городе были.
21 августа в порт высадились основные силы десанта с ЭК-3, тральщиков Т-277, Т-282 и эсминца «Войков».
Японцы сопротивления не оказывали, т.к. им еще 19 передали приказ командования Японии капитуляции, но тянули время - гарнизон капитулировал 22 августа.
С овладением Гензана была выполнена основная задача по обеспечению лишения сил Японии в Манчжурии возможности эвакуации части сил в Японию. Наши войска вышли в тыл главным силам правофланговой группировки японских войск и перерезали их береговые линии сообщения.
Южнее уже проходила линия раздела зон ответственности СССР и США (по 38 параллели), поэтому морская часть Маньчжурской операции на этом была завершена.
21 августа в 07:45 основные силы десанта вышли на видимость порта Гензан. Т-277 и Т-282 приступили к постановке тралов для проводки кораблей в порт. В гавани порта десант в 11:37 был атакован японскими самолетами. От близкого взрыва с кормы Т-277 на время остался без электропитания (В печатных изданиях – взрыв мины в трале). Неисправность устранили силами экипажа. Т-277 и 12:10 корабль подошел к пирсу и высадил десант.
22 августа в 08:30 из Главной Базы вышел конвой из транспортов с десантом в порт Маока на Сахалине. Бригада выделила в его состав Т-331 и Т-332 (В литературных источниках их номера почему-то не указывают, называя их просто «два тральщика АМ»).
(Флот начал десантные операции на Южном Сахалине с десанта в порт Торо (Шахтерск) 15 августа. Десантные операции проводились без взаимодействия с сухопутными силами, завязшими в японском укрепрайоне севернее и в примерно в
Десанты проводился силами Северо-Тихоокеанской флотилии из района Советской Гавани в Приморье. Силы из Главной Базы привлекли только после завершения Маньчжурской операции.
Десант в Маока начался 20 августа и к концу дня противник оставил город. Далее порт использоваои как маневровую базу для десанта в Отомари (Корсаков)).
Конвой прибыл в назначенный порт 26 августа. Накануне японцы прекратили сопротивление на Сахалине.
22-23 августа Т-277 и Т-282 выполняют траление гавани порта Гензан.
23 августа в 11:05 Т-277 подорвался на 2 акустических минах (обе под днищем, одна в районе рубки, вторая в районе «Бофорсов»). Остался на плаву. Повреждения – вышло из стоя электрооборудование (нет света, связи, не функционирует гидролокатор), взорвался баллон с углекислотой. Потери: убитых - нет; 2 тяжелораненых и 15 легкораненых.
Т-277 запросил помощь и отбуксирован в 13:30 к пирсу (ремонт – 6 дней).
24 августа вместо поставленного в ремонт Т-277 в помощь Т-282 по тралению порта выделены Т-335 и Т-336 (Команды Т-335 и Т-336 подготовлены к тральным операциям в Америке слабо, самим ставить трал американцы не давали, только демонстрировали операции).
25 августа в 09:20 из Главной Базы вышел конвой из транспортов с десантом на Сахалин. В его состав из бригады включены Т-271 и Т-278. (Как и предыдущий конвой (22.08.45) он осуществлял переброску резервов 1-го Дальневосточного фронта в усиление 2-го Дальневосточного фронта – на Сахалине проводилась концентрация наших войск и их материального обеспечения).
Из-за поломки транспорта конвой встал в бухте Владимир и находился там до 28 августа. В порт Маока конвой прибыл только днем 30 августа.
25 августа поступил приказ передислоцировать в Сейсин и передать в состав ЮЖ МОР 10-й дивизион в составе: Управление, ТЩ 277-282 (штат 024/206). Ранее переданный в ОХР Юки Т-271 - принять вновь в состав 8 ДТЩ.
Командиру 10 ДТЩ подготовить корабли к переходу в Сейсин к 26.08.45.
27 августа в группу кораблей для занятия островов южной части Курильской гряды и малой Курильской гряды бригадой выделены Т-273 и Т-274.
Группа кораблей базировалась в порту Отомари (Сахалин).
28 августа прибыло пополнение из УО ТОФ - 51 человек. Распределение:
Т-273 – 18 чел.; Т-274 – 18 чел.; Т-275 – 15 чел.
29 августа распределены 7 человек пополнения:
З радиотелеграфиста - на Т-271, Т-274 и Т-275чел.;
1 моторист - на Т-274;
2 специалиста СПС - на Т-274 и Т-275;
1 ученик писаря - в управление бригады.
Из списков личного состава исключены 2-е погибших 14.08.45 при подрыве Т-279 в порту Расин.
30 августа из состава сводного отряда траления (см. приказ по бригаде от 15.08.45, командир - капитан 3 ранга Пивень М.М. ) исключить Т-275 и Т-276.
31 августа Т-277 после аварийного ремонта (подрыв на минах) вышел из порта Гензан в Главную Базу.