"...разработка мобилизационных планов накануне войны осуществлялась в исключительно сложных условиях. Громадную по объему работу приходилось выполнять в сжатые сроки. Так, с мая 1940 года по июнь 1941-гомобпланы кардинально перерабатывались четыре раза. В результате качество подготовленных документов было низким из-за имеющихся многочисленных ошибок, несогласованностей, неточных подсчетов и т.п. Это объяснялось тем, что в армии проводились непрерывные организационные мероприятия, ее численность, равно как и оргштатная структура частей и соединений, их боевой состав постоянно изменялись. Военная же промышленность страны просто не успевала поставить в войска необходимое количество техники и вооружения. Все это делало мобилизационные планы нереальными.
Нарастающая угроза войны требовала от военно-политического руководства государства принятия практических мер по непосредственной подготовке и осуществлению стратегического развертывания Вооруженных Сил.
В апреле—мае 1941 года Наркомат обороны и Генеральный штаб начали с согласия правительства проводить скрытое отмобилизование военнообязанных запаса под видом больших учебных сборов. Ставилась задача усилить войсковые части и соединения в 14 военных округах. Всего на учебные сборы до начала войны было призвано свыше 802 тыс. человек приписного состава, что составило 24 проц. его общего количества по мобилизационному плану МП-4136. Это мероприятие позволило усилить половину всех стрелковых дивизий, предназначенных в основном для действий на западе. Одновременно пополнились части и соединения других родов войск и видов Вооруженных Сил.
Было принято очень важное решение о выдвижении войск второго стратегического эшелона — армий резерва Главного Командования. Формирование этого эшелона на Западном ТВД началось 13 мая 1941 года, когда с разрешения И.В. Сталина Генеральный штаб отдал распоряжения о выдвижении сформированных во внутренних округах четырех армий: 22-й — из Уральского военного округа в район Великих Лук, 21-й — из Приволжского военного округа в район Гомеля, 19-й — из Северо-Кавказского военного округа в район Белой Церкви и 16-й — из Забайкальского военного округа в район Проскуро-ва. На запад перебрасывался и 25-й стрелковый корпус из Харьковского военного округа, переходивший в подчинение 19-й армии.
Переброска войск была спланирована с расчетом завершения сосредоточения в районах, намечаемых оперативными планами, в периоде 1 июня по 10 июля 1941 года. Осуществлялись и другие межокружные и внутриокружные перегруппировки войск.
Всего из внутренних округов в соответствии с планом стратегического развертывания началось выдвижение 28 дивизий, 9 управлений корпусов и 4 армейских управлений. В это же время готовились к переброске еще три армии из Орловского, Сибирского и Архангельского военных округов (20, 24 и 28-я).
Все эти войска должны были составить Группу армий резерва («армий второй линии») со штабом в Брянске, командующим которой предполагалось назначить Маршала Советского Союза С.М. Буденного (однако управление группы армий — то есть резервного фронта — к началу войны создано не было).
Развертывание армии и флота потребовало увеличения численности командного, политического и инженерно-технического состава. Учитывая резкое нарастание угрозы агрессии, И.В. Сталин одобрил предложение Наркомата обороны о досрочном выпуске курсантов военных училищ. По приказу наркома обороны от 13 мая 1941 года молодые командиры и политработники направлялись в войска.
16 мая 1941 года приграничные военные округа получили указания ускорить строительство укрепленных районов вдоль новой государственной границы. В это же время Генеральный штаб разрешил в войсках прикрытия держать боеприпасы непосредственно в законсервированных танках.
27 мая 1941 года в целях повышения готовности штабов к управлению войсками командующие западными приграничными округами получили приказ наркома обороны немедленно приступить к строительству полевых командных пунктов фронтов и завершить его к 30 июля. Войскам ПВО страны также предписывалось закончить к 15 июля 1941 года оборудование командных пунктов и артиллерийских позиций.
С поступлением новых разведывательных данных о непосредственных сроках нападения нацистской Германии военно-политическое руководство страны разрешило сосредоточить соединения второго оперативного эшелона западных приграничных военных округов в районах, определенных планами прикрытия. Директивой начальника Генерального штаба западным приграничным округам предписывалось с 12 по 15 июня скрытно вывести дивизии, расположенные в глубине, ближе к государственной границе. К 15 июня более половины дивизий, составлявших вторые эшелоны и резервы западных военных округов, находились в движении. Перегруппировка проводилась с особой осторожностью и соблюдением мер маскировки. Нарком обороны, Генеральный штаб и командующие войсками приграничных военных округов были строжайше предупреждены И.В. Сталиным о личной ответственности за последствия, которые могли возникнуть из-за неосторожных действий советских войск,
С запозданием были проведены и некоторые другие мероприятия стратегического развертывания. Так, лишь с 14 по 19 июня командование приграничных округов получило указания к 22—23 июня вывести фронтовые (армейские) управления на полевые командные пункты.
Одновременно принимались меры по повышению боевой готовности Военно-Морского Флота. 19 июня решением наркома ВМФ флоты и флотилии были переведены в оперативную готовность № 2. На следующий день командующие Ленинградским, Прибалтийским особым и Одесским военными округами получили от Генерального штаба указание в двухдневный срок отработать вопросы взаимодействия с флотом в соответствии с планом прикрытия.
Приказом наркома обороны СССР от 19 июня предписывалось провести маскировку аэродромов, воинских частей и важных военных объектов западных округов. К 5 июля планировалось создать в каждом районе авиационного базирования по 8—10 ложных аэродромов с макетами самолетов.
Были предприняты определенные шаги в целях совершенствования оперативно-стратегического руководства. Так, на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 21 июня 1941 года обсуждался вопрос об образовании Южного фронта (командующий генерал армии И.В. Тюленев) в составе 9-й и 18-й армий и 9-го отдельного стрелкового корпуса. Полевое управление фронта выделял Московский военный округ, а управление 18-й армии — Харьковский. Одновременно предполагалось поручить генералу армии Г.К. Жукову общее руководство Юго-Западным и Южным фронтами, а генералу армии К.А. Мерецкову — Северным фронтом с выездом на места.