zimarin (zimarin) wrote in mil_history,
zimarin
zimarin
mil_history

Categories:

Солдатская честь. Иметь понятие о задачах полководца.

«Полководец должен заботиться, что бы его солдаты были невредимы, имели продовольствие, и чтобы достигалась та цель, ради которой они воюют. А воюют они для того, что бы побеждать неприятелей
Люди идут на войну для того, что бы их жизнь была возможно лучше; и полководцев избирают для того, чтобы они были их предводителями, имея ввиду именно это…
Рассматривая достоинства хорошего полководца, Сократ требовал только доставления благополучия тем, которыми полководец предводительствует.
Трудно прокормить одного бездеятельного человека, ещё труднее прокормить целое семейство., но труднее всего содержать войско, проводящее время в праздности. Поэтому никогда не следует оставлять войско в бездействии.
Полководец должен воздерживаться от заверений, в реальности которых он сам точно неуверен; пусть это делают по его поручению другие. Своё выступление он должен приберегать на случай крайней опасности, в особенности дорожа доверием к себе.
.Относительно же того, как надо строить войска в боевой порядок, готовясь к битве, как вести войска днём или ночью, как разбивать лагерь, как выставлять боевое охранение и т.д. то всякий раз следует действовать так, как представляется наиболее целесообразным в данный момент.
Предводитель должен отличаться от подчинённых не роскошным образом жизни , а трудолюбием и умением предвидеть события.
«Сильный воитель» не тот, кто сам один хорошо сражается против неприятелей, но тот кто побуждает к этому и своё войско.
В болезни люди более всего слушают того, кого считают лучше знающим врачебное искусство; во время плавания - лучшего кормчего, в земледелии - лучшего земледельца. И в отношении конницы, они захотят более слушаться того, кто окажется более знающим, что следует делать. Важно при этом внушить им, что повиновение тебе будет для них делом гораздо лучшем и спасительным. Для этого полководцу нужно заботиться о том, что бы уметь говорить. Или вы думаете, что он должен командовать молча?
Большинство законов воспитывают в человеке именно эти два качества, умение повелевать и умение повиноваться. Люди с особой готовностью повинуются тому, кого считают разумнее себя в тех делах, где речь идёт о их собственной выгоде. Самый надёжный способ удержать в повиновении своих воинов состоит в том, что бы казаться более разумным, чем твои подчинённые.
Люди, непонимающие что они делают, принимают неудачные решения, и не достигая результатов, не только терпят ущерб и наказание в самих действиях, но впадают за это в бесславие, подвергаются осмеянию и живут в презрении и бесчестии.
Сократ не отрицал богов, признаваемых государством, и не вводил новых. Никогда не говорил и не делал ничего преступного и был верен клятве. А в отношении государства повиновался начальникам, как того требуют законы, и при том так повиновался, дома и в военной службе, что как всякому известно, держался порядка не в пример прочим… Он предпочёл оставаться при законах и умереть, чем жить, нарушая их. И смертный приговор выслушал с невероятным спокойствием и мужеством. Какая смерть может быть прекраснее и при какой смерти можно умереть более величественно?»

«Полное собрание сочинений Ксенофонта в пяти частях.» 1902 г.Издано Министерством Народного Просвещения для ученических библиотек средних учебных заведений., цена 80 коп.
Ксенофонт(445-355гг до н.э.) Слушатель Сократа .Предводительствовал войском Десяти Тысяч, совершая знаменитое отступление этого отряда наёмников из глубины Азии в Балканскую Грецию.(400г. до н.э.). В последующим советник Агесилая царя Спарты.
В сражении при Делии (424г до н.э.) Сократ спас жизнь Ксенофонту, потерявшему лошадь, и вынес его на своих плечах с поля битвы.

А какое понятие имеют о задачах полководца в современной армии или какие понятия в армии об этом людям внушаются? Вместо того, что бы устраивать молебны, стоило бы ввести отдельную дисциплину вроде «традиционных представлений о чести и порядочности профессиональных военных» с подобающими примерами и разъяснениями. В том числе поведения по отношению к гражданскому населению и к военнопленным. В воспоминаниях советских военноначальников понятия о чести практически не встречаются. Я имею ввиду по военному чёткие определения -имеющие моральный характер- поведения в тех или иных обстоятельствах солдат и офицеров.
В одном из сообществ , посвящённых военной истории я выкладывал подборки встречающиеся большей частью у немецких военных подобного кодекса чести. Специально я не изучал эту тему, но при каждом удобном случае отмечаю подобные определения в тех или иных военных воспоминаниях (zimarin).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments