langenberg (langenberg) wrote in mil_history,
langenberg
langenberg
mil_history

Categories:

Конец Carinhallplan



"Крепости" идут на Плоешти

Синтетическое топливо Германии 13.06.1938 - 30.06.1944

13 августа 1938 года в Германии, в охотничьем поместье Г.Геринга, Каринхалле состоялось обсуждение и принятие плана развития топливного производства, условно названного "Каринхаллеплан". Среди прочего этот план предусматривал резкое развитие производства синтетических моторных топлив и смазочных масел.
Синтетические топлива привлекали внимание по обе стороны Атлантики с 1920-х годов.
Начало положил Фридрих Бергиус, создавший в 1913 году процесс переработки угольной пыли в углеводороды (далее "гидрогенизация"). В 1926 немецкие же химики Фишер и Тропш патентуют свой процесс ("F-T-process"), запущенный в коммерческих масштабах на бурых углях в 1939, в 1927 I.G. Farben в Лёйне под Мерзебургом начало производство синтетического масла, в 1929 Standard Oil в Америке запустило аналогичное производство, в 1936 Гитлер запускает программу производства синтетических топлив и масел, и наконец в 1938 эта программа оформилась в цифры в Каринхалле.



Справка
Традиционно производство синтетики в Германии шло по методу гидрогенизации, химики знают, что это, остальным – это реакция водорода с углеродом по схеме nC + (n+1)H2 -> CnH2n+2

Более прогрессивный и технологичный метод Фишера-Тропша в связи с поздним развитием не занял значительного места в индустрии Третьего Рейха, не достигнув ни жидких продуктов углехимии (coal tar), ни даже побочных продуктов нефтехимии (бензол и т.п.)
(2n+1) H2 + nCO -> CnH(2n+2) + n H2O.




Фридрих Бергиус, Франц Фишер и Ханс Тропш

Выбор резиденции Геринга и самого "Жира номер один" (его прозв. в Люфтваффе) в качестве руководителя программы совсем не случаен - минимум третью часть производимого в стране потребляло Люфтваффе. Кстати, после нападения на СССР с подачи Геринга возник дополнительный план по снабжению Люфтваффе. Особые надежды возлагались на захваченное в СССР. Сколько Геринг рассчитывал получить - смотрите на картинке - линии планов от 23 июня 1941 – с нефтью СССР и без неё.



Справка
Авиация Германии использовала помимо редкого и старого А-3 два основных типа топлива, синий B-4 и зелёный С-2/С-3. Это не более, чем спецификации, на деле этим показателям удовлетворяли менявшиеся по ходу войны смеси. MON (что это - см. ранее) первого был 87-91, второго 95, т.е. они соответствовали современным европейским октановым числам (RON) 100 и 130. Ближе к концу войны в С-3 количество синтетических изопарафинов достигало 20 процентов, что значительно уменьшало его калорийность, в начале войны это на 40 процентов была ароматика; богатое и мощное топливо, сохранив требуемый октан к 1943-му сильно сдало в калорийности. К тому же времени и по той же причине появилась и нехорошая привычка в атаке впрыскивать в цилиндры водно-метанольную смесь или закись азота. Это на пять мингут давало полуторакратное увеличение мощности, но мотор, как знают нынешние стритрейсеры - любители закиси азота, отправлялся в металлолом не протянув и 40 часов моторесурса.










К началу 1941 года суммарное производство в Германии синтетического топлива догнало производство нефтяного, и далее превысило его. Однако надо отметить, что собственно в Рейхе (включая часть Польши) производилось лишь примерно две трети потребляемых топлив всех марок. Импорт (в основном Венгрия, Плоешти) и продукция захваченных скважин и НПЗ в сумме с местным нефтяным составляла большую часть вплоть до второй середины 1943-го.





Заводы гидрогенизации, несмотря на химию высоких давлений старались не строить огромными комплексами, и более того, зарывали под землю и прятали в лесах. Тем не менее большинство производств были достаточно крупными предприятиями, от 100 до 700 тысяч годового производства топлив. Только не надо тут ухмыляться, да, современный НПЗ средних размеров типа Московского даёт до 800 тысяч, и не в год, а в месяц, но для синтетики технологии 1940-х – это было очень много. Кстати потребление Хеер, Люфтваффе, Кригсмарине и гражданских вместе взятых – 600-700 тыс. тонн в месяц с 1940 по 1943.










И вот наступил 1944 год. Американская стратегическая авиация, USSTAF в составе 8 воздушной армии при поддержке Королевских ВВС немного отвлеклось от городов, подшипниковых, танковых и прочих заводов, и взялась за топливный комплекс Германии и Румынии. Причём как они работали! В каждый рейд не считая истребителей выходили сотни бомберов. И Гамбург и Берлин в 1943 и 1944 получали налёты рейдами невообразимых армад по 700-800 бомбардировщиков.



Превосходство в воздухе было настолько впечатляющим, провал ПВО и Люфтваффе настолько эпическим, что за полгода в производстве топливной синтетики Германии наступила полная катастрофа. Просто внимательно посмотрите на эти два графика – никаких комментариев больше не нужно.






Конечно, досталось и "обычным"; НПЗ. 24 рейда на Плоешти весной - летом 1944 стёрли огромный комплекс с лица земли. Надо сказать, что по странному совпадению наиболее жестокие бомбёжки пришлись на 19 августа, перед самым приходом Красной Армии, и вошедшие в Плоешти 22 августа русские обнаружили только горящие развалины.





По синтетике бомбардировщики работали не с меньшем усердием. Буквально одним заходом сносились заводы огромных площадей. Фактически в один день уничтожены
12 мая Полен и Гельсенберг, 28 и 29 августа Магдебург, Люцкендорф, Цайц и Политц.



Но особенно досталось крупнейшему в Германии НПЗ и производителю синтетики заводу Лёйна под Мерзебургом. RAF и 8-я Воздушная армия USSTAF совершили с мая по август 6552 боевых вылета "небольшими" группами примерно по 200 бомбардировщиков с прикрытием истребителями и выгрузили на завод с 35 тысячами рабочих 18 328 тонн бомб. 30 августа Шпеер записал в своём дневнике (по памяти) "...вот теперь война точно проиграна...". Масштаб разрушений можно было оценить ещё в 1994, мне там показывали развалины, до которых ни в ГДР ни в ФРГ руки не дошли (на работающем комбинате!) за 50 лет!



В заключение стоит только сказать, что синтетические топлива вовсе не умерли под бомбами в 1944. Попавшая под эмбарго, в том числе и топливное, ЮАР в 1980-х снова вернулась к тому же Фишеру-Тропшу, модернизированному, разумеется. И теперь то предприятие, Sasol выглядит вполне неплохо в производстве растворителей из угля. Себестоимость тех бензинов Гитлера сейчас всего в 4-5 раз больше, чем из нефти.
И когда на Земле станет туго с нефтью, мы снова вернёмся к жидким топливам из угля и газа и растений, запасов на Земле, слава богу - на сотни лет. Даже мусор, от огрызка огурца до полиэтиленового пакета - сырьё для F-T-процесса.
Нефтяной Апокалипсис пока откладывается.

За некоторые таблицы и некоторые рисунки благодарность шведу Язону Лонгу (Jason Long), владельцу нескольких сайтов группы "Luftwaffe ring".
+++++++++++++++++++++++++

P.S. Уважительная просьба знатокам не сильно докапываться.
Фото, таблиц, схем заводов, графиков, списков производств, реальных технологических режимов и прочего у меня огромное количество, я вроде давно за этим смотрю. Я физически не могу это всё сюда вывалить. Это не упущения, а сознательная кастрация до съедобного формата.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments