gennadiev_s (gennadiev_s) wrote in mil_history,
gennadiev_s
gennadiev_s
mil_history

Category:

Недописанные главы о Великой Войне. Война с Японией, 1945.

1945. Война с Японией. Project HULA. АМики. Часть 2.

 

 

 

            Выше я упоминал про то, что знакомство командиров тральщиков, организованное Максвеллом, было назначено на 22 апреля, а в праздничный (для нас) день 1 мая наши моряки впервые вступили на борт своих будущих кораблей – стартовал шейкдаун. Освоение и передача АМ и YMS первой партии продолжались до 17 мая. Торжественная церемония была назначена на пятницу 18, ждали возвращения Попова, отбывшего 5 мая на «большую землю», в Штаты. Но Попов задержался и церемонию провели в 2 приема- в воскресенье 20 и в понедельник 21 мая. Выход домой был назначен поэтапно, начиная с 28 числа.


Церемония передачи тральщика АМ 20 мая 1945 (предположительно АМ-234, Т-272)

           

В конце мая первые три конвоя отбыли в Петропавловск-Камчатский. 28 мая  в первом конвое ушли 3 больших тральщика АМ и 5 тральщиков YMS, в американских водах их сопровождал до границы фрегат «Чарльстон». 30 мая вторым конвоем ушли в эскорте с фрегатом «Рокфорд» еще 3 АМ и 6 больших охотников (одному из них пришлось встать на ремонт в Адаке). 7 июня в третьем конвое ушли под охраной эскортника РСЕ-896 еще 3 АМ и 7 охотников. План перехода предусматривал обязательный заход в порт Адак для дозаправки конвоев с кораблями, с малым запасом дальности хода (типа охотников). Основной маршрут следования был проложен с выходом через пролив Унимак в Берингово море и далее севернее Алеутской гряды до Адака с выходом севернее Командорских островов для встречи с советским эскортом для следования в Петропавловск.

Четвертый конвой из 2 тральщиков АМ, 2 охотников и 4 десантных LCI (L) ушел из Колд Бея на рассвете 11 июня в сопровождении РСЕ-880. Пятый конвой включал по одному тральщику АМ и YMS, сопровождавших группу из 11 десантных судов. Их американской охраной был РСЕ-881.

Моряки 16 ДТЩ помогли на своем опыте отработать методику передачи кораблей данных классов, что пригодилось в дальнейшей работе отряда на Аляске.

22-23 июня на базе ждали прибытия транспортов с дивизионами тральщиков и охотников. Они шли за очередными 6 АМ, 6 YMS и 12 охотниками. Планировалось так же провести обучение экипажей на берегу до 2 июля, до 14 июля произвести приемку кораблей, 18 поднять на них наши флаги и с 22 начать их перегон в СССР. А транспорты с командами дошли только 30-го.

Американцы тем временем готовили к передаче корабли – 2 июля доложили о готовности первых 6 АМ к 18 числу, 7 – еще 6 АМ.

Вторая партия АМ была принята в рекордные сроки из-за опоздания команд. Уже 17 числа были согласованы состав и сроки ухода конвоев с АМиками. В этой партии первые 2 АМ ушли 20 июля[1] в 7-м конвое с охотником и 6 YMS с заходом в Адак , сопровождение - РСЕ-881. 23 вышли следом по тому же маршруту еще пара АМ с 6 YMS под охраной эсминца DE-386 Savage (8-й конвой). Первоначально командование отряда намеревалось отправить в 8-м конвое все 4 АМ, но с учетом принятой практики организации конвоев (о ней расскажем ниже) эти Амики ужодили в 3 конвоях. Последней паре пришлось возглавить 9-й (30.07.45) и 10-й (01.08.45) конвои в качестве флагманов дивизионов десантных судов, соответственно в 8 и 7 вымпелов.

На этом 20 ДТЩ свою задачу выполнил.

А на смену им уже прибыли команды за последней группой АМ.

3 августа американская сторона доложила о готовности дивизиона АМ и дивизиона YMS к передаче вечером 5 августа. Однако, задержка команд в пути, вынудила сдвинуть сроки и повторно советских моряков пригласили на 18 августа. После неоднократного пересмотра вариантов организации конвоев было принято решение об отправке в 12-м конвое 22 августа принятых 6 YMS, 3 охотников и 4 танкеров, принятых в Сан-Франциско и доставленных на базу советскими командами, под охраной четверки АМ и без сопровождения американцами. Последняя пара АМ в 13-м конвое через 2 дня повела 5 охотников также без сопровождения американцев.

Всего было принято 24 стальных тральщика АМ.

После окончания войны амики продолжили свою боевую службу в составе 2-й бригады траления и обеспечили безопасное плавание в советских водах и в водах ближних стран.

Отряды АМ и YMS тралили фарватеры в проливах Лаперуза и Татарском. Снимали минные заграждения, проводили траление в портах Северной Кореи и Китая. АМ были выделены в состав гидрографической экспедиции в район Курил – с помощью их оборудования составлялись документы для обеспечения плавания в районе островов вновь вошедших в состав СССР.

В 1947 пара АМ была окончательно передана в гидрографические суда. Еще пара амиков была переведена в учебный отряд для подготовки специалистов на новые тральщики.

В тот же год Москва приказала передать в Министерство рыбной промышленности Восточного района 10 бортов АМ для переоборудования их в китобои. Все они в следующем году уже ходили под названиями всяческих ненастий, из-за чего получили прозвище «дивизион плохой погоды».

Оставшиеся в строю 10 АМ пережили расформирование 2-й бригады траления в том же 1947, службу в качестве кораблей брандвахты, посыльных судов, плавказарм…

С 1956 их стали сдавать в Отдел флотского имущества «на иголки». Последним пошел на слом Т-336 (АМ-151) в 1963 году. Больше на ТОФе амиков не было.



[1] По другим документам – 21.07.1945.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments