vasillich (vasillich) wrote in mil_history,
vasillich
vasillich
mil_history

Categories:

Немецкие военно-полевые железнодорожные войска узкой колеи первой мировой войны





Организация

Перед первой мировой войной железнодорожные войска Германской Империи организационно состояли из двух железнодорожных бригад, отдельного Баварского железнодорожные батальона и вспомогательных частей (мобильные и стационарные комендатуры, рекрутские депо и т.д). Первая железнодорожная бригада в составе 1-й железнодорожного полка (2 батальона по 4 роты, 7 и 8 роты саксонские) и отдельного 4-го железнодорожный батальон (4-я рота - вюртенбергская) размещалась в Берлине (Шоненберг, управление Гвардейского корпуса). Вторая железнодорожная бригада в составе 2 и 4 железнодорожного полков (2 батальона по 4 роты) размещалась в Ханау (управление XVIII АК). Отдельный Баварский железнодорожный батальон находился в Мюнхене. Управление осуществлялось Инспекцией железнодорожных войск (Берлин, Шоненберг) под командованием генерал-инспектора железнодорожных войск (Берлин, Вильгельмштрассе, 101).

С началом войны железнодорожные войска были реорганизованы. Бригады, полки и батальоны были расформированы и основным частями железнодорожные войск становятся роты, которые сводились в отдельные отряды (abteilungen). Войска подразделялись на строительные и эксплуатационные части.
Строительные роты:
- кадровые (резервные) железнодорожные строительные ((Reserve) Eisenbahn-Baukompanien);
- крепостные железнодорожные строительные роты (Festungs-Eisenbahn-Baukompanien);
- железнодорожные строительные роты ландвера (Landwehr-Eisenbahn-Baukompanien);
- вспомогательные железнодорожные роты (Eisenbahn-Hilfskompanien);
- железнодорожные батальоны мобилизованных рабочих (Eisenbahn-Arbeiterbataillone).
Экплуатационные роты и отряды тяги:
- железных дорог обычной колеи (Eisenbahn- Betriebskompanien/Betriebsabteilungen);
- крепостных железных дорог обычной колеи (Festungs-Eisenbahn-Betriebskompanien/Betriebsabteilungen);
- отдельную роту тяги ВМФ (корпус морской пехоты, Фландрия) (Marine-Eisenbahn-Betriebskompanien);
- узкоколейных военно-полевых железных дорог (Feldbahn-Betriebskompanien/Betriebsabteilungen);
- крепостных узкоколейных военно-полевых железных дорог (Festungs-Feldbahn-Betriebsabteilungen).

Полевые узкоколейные дороги эксплуатировали 27 рот тяги (Feldbahn-Betriebskompanien), номера с 101 по 128, 160 человек по штату, и 47 отрядов тяги (Feldbahn-Betriebsabteilungen), номера с 1 по 4 и с 10 по 53, 600 человек по штату.

Конструкция
Конструкция немецкой узкоколейной военно-полевой железной дороги колеи 600 мм имеет мало общего с «декавильками» — индустриальными и сельскохозяйственными железными дорогами системы Поля Декавиля. Декавилевские железные дороги имеют очень простую конструкцию, в чем-то даже примитивную. У военно-полевых жд конструкция ближе к жд нормальной колеи. Связано это с тем, что нагрузка на ось у подвижного состава Feldbahn’а гораздо выше. Если у банановозных или карьерных железнодорожных у вагонов нагрузка редко превышает 500 кг на ось, то у вагонов и локомотивов военно-полевой железной дороги — от 2 до 4 тонн.
Одной из особенностей конструкции немецких железных дорог конца XIX – начала и середины XX века были металлические (стальные) шпалы коробчатого и корытообразного профиля. Они широко были распространены на железных дорогах как узкой, так и стандартной колеи, так как обладали большей (до 25 лет) долговечностью по сравнению с деревянными шпалами. Лишь перед второй мировой войной, когда в Германии началось массовое внедрение автоблокировки, из-за своей высокой электропроводности они были вытеснены железобетонными шпалами.



Путь. Основанием пути служила площадка сечением в виде равнобедренной призмы высотой 5 см и шириной 2,9 м. По бокам выкапывались водосливные канавы. Поверх насыпалась балластная призма высотой 30 см.



Верхнее строение пути составлялось из 3-х типов модулей. Это «прямые», «кривые» и «стрелочные переводы». Каждый модуль был 4 типоразмеров. Чаще всего встречались модули с рельсами длиной 5 м весом от 7 до 20 кг на погонный метр (S7, S10, S12 и т.д. до S20) и с 7 стальными шпалами. Типы скреплений такие же, как и на железных дорогах нормальной колеи. Переходные кривые не предусматривались в связи с малыми скоростями движения (максимальная скорость 20 км/ч)

Стрелки чаще всего применялись такие же, как и на железных дорогах нормальной колеи – с жестким остряком.

Подвижный состав

Локомотивы. На полевых узкоколейках применялись 4 типа паровозов и один тип тепловоза. Наиболее распространенным локомотивом (2500 экз.) был так называемый Brigadelok – паровоз-танк, массово выпускавшийся фирмами Хеншель, Борзиг и Маффай (см. фото).



Технические данные локомотива: сцепной вес 13 т., длина по буферам 5986 мм, ширина 1840мм, высота 2550 мм, база 2260 мм, диаметр колеса 600 мм, диаметр цилиндра/ход поршня 240мм, площадь нагрева 18 м2, площадь пароперегревателя 0,42 м2, давление 15 кг/м2, мощность 75 л.с., тяга 2075 кг, парораспределительный механизм Стефенсона, запас воды 1,1 м3, угля 300 кг.

Вагоны. В качестве товарного вагона использовался универсальный полувагон Brigadewagen (см. фото) тарой от 2135 кг до 2394 кг и грузоподъемностью 5000 кг



В инвентаре военно-полевых жд были также и пассажирские вагоны. На их базе были созданы госпитальные вагоны (см. фото)



Технические данные пассажирского вагона: длина 7386 мм, ширина 1900 мм, тара 4200 кг, 22 сидячих места.



Технические данные госпитального вагона: длина 7386 мм, ширина 1900 мм, тара 5250 кг, 8 раненых.

* * *

На территории бывшего СССР в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии (о. Эзель) после первой мировой войны оставшиеся военно-полевые узкоколейки немецкой постройки активно эксплуатировались в качестве как лесовозных и торфовозных, так и общего назначения. Они служили до середины 60-х годов, за исключением эстонских: те были заброшены еще до 2 мировой из-за спора между местным муниципалитетом и эстонским МПС. Впоследствии они перешивались либо на колею 750 мм, либо на 1524 мм.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments