gennadiev_s (gennadiev_s) wrote in mil_history,
gennadiev_s
gennadiev_s
mil_history

Недописанные главы о Великой Войне. Война с Японией, 1945.

1945. Война с Японией. Project HULA. Набор команд.

 

            В 1945 на Дальний Восток через страну пошли эшелоны с военнослужащими, были там и моряки. С Северного, Черноморского и Балтийского флотов отобрали и направили во Владивосток офицеров для формирования команд новых кораблей, хотя самих кораблей еще не было на ТОФе. Туда же были направлены и часть рядового и старшинского состава. Все они собирались во Владивостоке, где формировался состав будущих дивизионов кораблей, набирался командирами штат своих кораблей. Офицеры получали назначения на корабли, а вот своих подчиненных могли подобрать сами – чем и воспользовались более опытные командиры.

            Капитан 3 ранга А.А.Лизихин (среди других командиров тральщиков АМ самый старший по званию – в одном звании с командиром дивизиона, уже имевший боевой опыт с Севера) прибыл во Владивосток и до командировки на Аляску получил назначение на один из кораблей. При подготовке к командировке он встретил во флотском экипаже своего бывшего подчиненного с Севера. Быстро сориентировавшись в обстановке, он дал североморцу задание подобрать кандидатуры в команду среди соседей  из наиболее опытных моряков. Многие из них уже были флотскими специалистами и им значительно проще далось освоение новой техники.

            Офицеров на корабли отбирали заранее, а команды им предстояло формировать на месте – во Владивостокском экипаже и в 5-м отряде. Последние корректировки проведены были в Колд-Бее – командиры дивизионов производили перевод специалистов с корабля на корабль для обеспечения требуемой боеготовности кораблей в дивизионе. Но из-за нехватки специалистов (гидроакустики, дальнометристы) корабли были полностью укомплектованы уже после капитуляции Японии.

            В отчете о работе отряда Попов Б.Д. отмечал, что в приемке кораблей на Аляске участвовало только 10% личного состава, которые были «знакомы до этого со службой на кораблях такого класса» – остальные были взяты из молодого призыва или из запаса. Тут два момента заслуживают внимания. Первый - служба на тральщике ТОФ, переделанном в начале войны из рыболовного сейнера и служба на боевых кораблях СФ – это две большие разницы, второй - подготовка и послужной список будущих командиров кораблей были также различны. На примере Лизихина А.А. можно развить мысль о том, что уже воевавшие на Западе командиры проявили подобную смекалку и собрали себе супер-команды, тогда как менее расторопным досталось все остальное.

            В соответствие с планом передачи кораблей на Аляску направляли в командировку экипажи кораблей дивизионами. Перевозка личного состава была организована транспортами под гражданским флагом. Для обеспечения скрытности переброски морякам было запрещено показываться на верхних палубах при проходе вблизи островов с японскими гарнизонами.

            Кратчайший выход в океан через пролив Лаперуза был отвергнут, т.к. незадолго до начала операции там был потоплен наш транспорт «Тобол», погибло 5 человек, остальные попали к японцам. Считалось, что это были «происки японской военщины». Груз транспорта к операции в Колд Бее отношения не имел (рельсы, мука и т.д.), транспорт шел из Сиэтла во Владивосток. Как выяснили уже после войны, потопила его американская подлодка, дежурившая в этом районе, а вовсе не японская. Но в то время этого не знали и решили не рисковать и через Татарский пролив в обход Сахалина направлять транспорты в Охотское море, далее следовать к Камчатке, через Первый Курильский пролив выходить в океан и уходить вдоль берегов Камчатки к Петропавловску-Камчатскому. Начинать навигацию в Охотском море транспорта могли не ранее второй половины марта, т.к. раньше не позволила бы ледовая обстановка.

            Так и получилось – первые транспорты вышли из Владивостока в начале второй декады марта, а всего переход до Колд Бея занял около трех недель (с заходом в Петропавловск). На каждом транспорте на сколоченных в трюмах нарах могло разместиться порядка 400-600 человек. В первой партии команд были экипажи будущих дивизионов тральщиков АМ, катеров-тральщиков YMS и больших охотников SC. Эти дивизионы выполнили самую сложную работу на Аляске – отладили учебный процесс, порядок передачи кораблей, наладили взаимоотношения с американцами и, наконец, подготовили бытовые условия для своих товарищей-«сменщиков». Им досталось больше и в ученье и в «бою» - погода в этот период в Колд Бее была более мерзкая, чем в летние месяцы.

 

Из отчета Попова:

 

« Личный состав 5 отряда прибывал в Колд-Бей в следующей последовательности:

 

10.04   -        471 человек             на п/х «Ленинград»                               

11.04   -        473      –«-                         «Севастополь»                  

12.04   -        492      –«-                         «Сталинабад»       

13.04   -        472      –«-                         «Кутузов»          

14.04   -        450      –«-                         «Находка»         

 2.05    -        558      –«-                         «Витебск»[1]                                  

 4.06    -        407      –«-                         «Баку»

 7.06    -        416      –«-                         «Харьков»

12.06   -        572      –«-                         «Ф.Дзержинский»                       

15.06   -        570      –«-                         «Чайковский»[2]

16.06   -        530      –«-                         «Сухона»[3]                           

19.06   -        518      –«-                         «2-я пятилетка»                          

6.07     -        405      –«-                         «Генерал Панфилов»                  

25.07    -       1130    –«-                         «Новгород»                                  

26.07   -        1127    –«-                         «Бородино»    

31.07   -        1060    –«-                         «Колхозник»                                

 1.08    -        627      –«-                         «Тобол»            

 2.08    -        669      –«-                         «Львов»        

 3.08    -        701      –«-                         «Каменец-Подольский» 

 5.08    -        701      –«-                         «Томск»       

11.08   -        283      –«-                         «Магадан»                         

 

 

Итого:            12632 чел. из них офицерского состава 1168 чел.

 

Комплектование дивизионов и кораблей производилось ОПК ТОФ, и в основном оставалось без изменений».

            Нужно отметить, что с 10 по 14 в Колд Бей прибыло 2358 советских моряков. До начала обучения оставалось несколько дней и полным ходом шло оборудование классов, а тут еще ежедневно требовалось принять, разместить и обеспечить всем необходимым по примерно 460 человек за раз.

            Осталось неясным, почему командование ВМФ не использовало максимально силы североморцев, уже знакомых и с опытом приемки подобных типов кораблей и даже поплававших на них. Как отмечал  адмирал Попов, из всего состава отряда не более 10 % личного состава имели опыт службы на кораблях такого типа. Но это касалось типа кораблей, а на подобных кораблях служили единицы. Скорее всего сказался дефицит специалистов при одновременной большей востребованности кораблей такого типа – АМики на СФ работали в основном как корабли ПЛО. В такой ситуации наиболее разумным было после перегона кораблей в Союз повторно командировать моряков в Колд Бей за новыми кораблями. Такие случаи мне встретились в послужных карточках офицеров и матросов.

 

            Тем не менее, наши моряки были уже подготовлены к встрече с американцами. Побывавшие до этого во Флориде в 1943 году, рассказали товарищам как нужно организовывать встречи с офицерами принимаемых кораблей после  подъема нашего флага и что для этого нужно. Заготовлены были в Союзе и взяты с собой  водка, икра, красная рыба и другие деликатесы. Но не все добралось до места – бутылки комдив рекомендовал не выбрасывать (опять же – демаскировка). Для восполнения запасов напитков было рекомендовано использовать корабельные запасы спирта у фельдшера, благо вода для разбавления его была в избытке, а  посуду заготовили заранее.

 

 



[1] По другим документам архива 14 мая прибыли на транспорте «Кутузов» 1645 человек личного состава. Скорее всего число прибывших дается в сумме с другими транспортами – предыдущим (апрельским)  рейсом на этом транспорте доставили 472 человека.

[2] По другим данным – «Балхаш».

[3] По другим данным – «Рига».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments