Алексей Денисенков (_gothy_) wrote in mil_history,
Алексей Денисенков
_gothy_
mil_history

Categories:

65 лет взятия Пиллау


Цитадель Пиллау.

25 апреля исполнилось 65 лет со дня взятия Пиллау – последнего оплота гитлеровцев в Восточной Пруссии.

Несмотря на то, что последние подразделения германской армии сдались нашим войскам лишь 8 мая – на косе Фрише-Нерунг (сегодня – Балтийская коса), - датой окончания Восточно-Прусской наступательной операции считается 25 апреля. Именно в этот день пал последний крупный оплот фашистов – хорошо укрепленный порт Пиллау. О малоизвестных эпизодах тех жестоких боев рассказал директор Историко-художественного музея, автор книги «Хроника штурма Пиллау» Сергей Якимов.

Сергей Якимов.

«КЁНИГСБЕРГСКИЕ ГОСТИНЦЫ»
Если начинали Восточно-Прусскую операцию в январе 1945 года армии трех фронтов, то заканчивать ее пришлось только одному – 3-му Белорусскому, которым после гибели генерала армии Черняховского командовал маршал Василевский. 1-й Прибалтийский фронт к апрелю был упразднен, 2-й Белорусский стремительно продвигался к Берлину.
- Тогда лучшие наши силы ушли на Берлин, - рассказывает Сергей Якимов. – Войска 3-го Белорусского практически не получали подкреплений. Единственными пополнениями были так называемые «кёнигсбергские гостинцы».
Так называли военнопленных, освобожденных из немецких концлагерей, во множестве разбросанных на территории Восточной Пруссии. Тысячи красноармейцев, попавших в плен еще в самом начале войны, получили свободу только к ее окончанию
- Эти люди смотрели на все квадратными глазами. Они, естественно, не видели погон на наших солдатах и офицерах - им сразу представлялись белогвардейцы, золотопогонники; они не знали, что такое автомат… Вот эти люди влились в ряды войск, завершавших Восточно-Прусскую операцию. Понятно, что их боевые характеристики были далеки до идеальных.
Немцы тоже были уже далеко не те, что в 1941-м, однако в обороне Восточной Пруссии участвовали элитные подразделения. В частности, в Хайлигенбайльском котле дрались дивизии «Герман Геринг» и «Великая Германия».
- В боях за Кёнигсберг и Пиллау закончили свой путь лучшие силы германской армии, - говорит Сергей Якимов.

НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА
У нас не принято афишировать тот факт, что первая попытка взятия Пиллау потерпела фиаско. Порт хотели штурмовать еще в феврале, однако немцы нанесли упреждающий удар.
- Войска 1-го Прибалтийского фронта, которыми командовал генерал Баграмян, получили приказ 20 февраля начать наступление на Пиллау, взять этот город, а также Фишхаузен (сегодня – Приморск). Однако немцы 19 февраля перешли в контрнаступление, отбросили наши войска и пробили коридор между окруженным в то время Кёнигсбергом и Пиллау. Им тогда удалось вывести по нему из Кёнигсберга сотни тысяч человек гражданского населения.
По словам Сергея Якимова, немецкая группировка была в то время очень сильна. Только под Хайлигенбайлем (нынешним Мамоново) стояло тогда около 20 дивизий 4-й армии – впрочем, уже окруженных и впоследствии в значительной степени уничтоженных.
- Полной блокады немецкой группировки в Восточной Пруссии нашим добиться не удалось, - продолжает историк. – Немцы не чувствовали себя окруженными, они в полный рост использовали Балтийское море для снабжения своих сил. Сталин не разрешил применять на Балтике большие корабли, а торпедные катера не могли целиком и полностью выполнить миссию.


ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Огневая точка между Пиллау и Фишхаузеном, соединенная с другими подземкой.

После взятия Кёнигсберга основные усилия Красной Армии в Восточной Пруссии были направлены на овладение Пиллау. Но это был крепкий орешек. Город окружали три пояса противотанковых рвов, множество дотов, дзотов, траншей. Вся территория была хорошо пристрелена.
- Помощь оказывали и немецкие корабли, стоявшие на рейде – их артиллерия приносила нашим наступающим частям серьезный урон, - говорит Якимов.
- А как же наше подавляющее господство в воздухе? – спрашиваю у историка.
- Во-первых, была неважная погода – облака и туманы, поэтому использование авиации было ограничено. Во-вторых, не надо забывать про немецкие силы ПВО. В районе Пиллау было сосредоточено около 30 зенитных батарей. Причем, зенитчики были настоящие мастера своего дела.
Еще одним элементом обороны была… подземная железная дорога, которая соединяла Пиллау и Фишхаузен.
- Эти данные я буквально на днях обнаружил в архиве, в одном из донесений советской разведки, датированным декабрем 1944 года. Оно основано на допросе военнопленных, - рассказывает Сергей Александрович. – С подземной железной дороги имелись выходы наверх, в казематы, где были оборудованы артиллерийские и пулеметные позиции. По подземке доставлялись боеприпасы. Сейчас вся эта система забетонирована.

БРОНЕПОЕЗД, КОТОРЫЙ ХОДИЛ ПО КРУГУ
В Восточно-Прусской операции активно использовались бронепоезда – сеть железных дорог на этой территории 65 лет назад была развита лучше, чем сейчас. Нашим войскам немецкие локомотивы доставили многих хлопот. Последний из них был уничтожен перед самым штурмом Пиллау в районе нынешнего поселка Шиповка.
- Наши летчики давно охотились за этим бронепоездом, - говорит Сергей Якимов. – Он мотался по круговому маршруту, который и сегодня существует, соединяя Калининград, Зеленоградск, Янтарный, Балтийск. Долгое время был неуловим, но ближе к 20 апреля попался. На 12-м заходе накрыли его бомбовым ударом.

ТРОФЕЙНЫЕ КОМАНДЫ
Неотъемлемой частью наступления Красной Армии была работа трофейных команд. Понятно, что Восточная Пруссия представляла большой интерес с точки зрения культурных, да и не только культурных ценностей, поэтому специальные подразделения шли сразу за боевыми частями. А иногда… перед ними.
- Был такой город – Ширвиндт, недалеко от границы СССР, сейчас это поле в Краснознаменском районе, - продолжает историк. – Так вот, наши взяли его без особых проблем. И вот почему. Трофейные команды – а это обозы, обозы и еще раз обозы – по ошибке вошли в Ширвиндт, думая, что он уже взят нашими войсками. Оказалось, что там немцы. Но фашисты, увидев, что в город въезжают русские обозы поняли, что дело швах – если уж обозы едут! - и отступили.
Хватало трофейных команд и на подступах к Пиллау. Иногда боевым частям приходилось расчищать себе дорогу с помощью танков – сталкивать грузовики с узкой дороги в кювет.
- Немцы вывезли в Пиллау огромное количество культурных ценностей, - заключает Сергей Якимов. – Судьба большинства из них не известна до сих пор.

ЖЕСТОКИЕ БОИ
Бои за Пиллау были очень кровопролитными и тяжелыми. Немцы сопротивлялись изо всех сил – у них не было другого выхода.
- Ни о какой добровольной капитуляции речь не шла, - говорит Якимов. – Приходилось биться за каждый километр. Вначале задача овладения Пиллау была поставлена 2-й гвардейской армии генерала Чанчибадзе. Но ее солдаты, видно, утратили вкус войны – после взятия Кёнигсберга армия находилась на отдыхе в Кранце – и стали терпеть поражение.
Тогда Василевский бросил на Пиллау проверенных зубров – бойцов 11-й гвардейской армии генерал-полковника Кузьмы Галицкого, которая 9 апреля с триумфом овладела Кёнигсбергом.
11-я армия понесла тяжелые потери, но победила. 25 апреля цитадель Пиллау, заложенная в XVII веке шведским королем Густавом Адольфом из кирпича древних орденских замков Лохштедт и Бальга, пала. При этом штаб немецкой группировки в плен не попал – офицеры каким-то образом ушли. Сергей Якимов предполагает, что по подземному тоннелю на косу Фрише-Нерунг.
Об ожесточенности боев за Пиллау говорит такой случай.
- После взятия Кёнигсберга в городе расположилась 50-я армия, позднее переброшенная на Дальний Восток на войну с Японией, - рассказывает Сергей Якимов. - И через несколько дней в Кёнигсберге началось некоторое оживление – открылись парикмахерские, магазины. Но после взятия Пиллау в Кёнигсберг вернулась 11-я гвардейская армия. Ее бойцы были настолько ожесточены потерями при Пиллау, что в Кёнигсберге были введены драконовские законы. Все заведения, понятное дело, закрылись.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments