aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote in mil_history,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis
mil_history

Categories:

Верещагин. Туркестанская серия

К вчерашней годовщине гибели художника представляю то, что мне удалось найти в сети.


«Туркестанская серия» была написана Василием Верещагиным в 1871-1873 гг. в Мюнхене по мотивам поездок художника в Среднюю Азию в 1867-1868 и 1869-1870 гг. В состав Туркестанской серии входит и небольшая подсерия «Варвары» («Героическая поэма»), которую Верещагин решил выделить и придать ей самостоятельное значение. Эта подсерия посвящена исключительно военным сюжетам.

В 1867 г. К.П. Кауфман, генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии, пригласил художника к себе на службу – тот должен был состоять при генерале в чине прапорщика. В августе 1867 г. Верещагин отправился в Ташкент и Самарканд. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил Орден Святого Георгия 4-го класса «В воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели г. Самарканда, с 2 по 8 Июня 1868 года». В конце 1868 г. художник приехал в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. В 1869 г. он при содействии Кауфмана организовал в столице «Туркестанскую выставку». После окончания выставки Верещагин снова отправился в Туркестан, на этот раз через Сибирь.

В 1871 г. Верещагин переехал в Мюнхен и начал работать над картинами по восточным сюжетам. Через два года он завершил Туркестанскую серию, в которую вошло 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка – в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 г., а затем в 1874 г. в Петербурге и Москве.

Верещагин поставил обязательным условием приобретение коллекции в её полном составе. В 1874 году П. М. Третьяков купил Туркестанскую серию за 92 тысячи рублей серебром. Он открыл её для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем, после пристройки новых залов, – у себя в галерее.

Туркестанская серия частично посвящена военным событиям периода присоединения к России среднеазиатских ханств, частично – среднеазиатскому быту, традициям и культуре местного населения. Как тематика, так и живописная техника были новы и необычны для своего времени и поначалу вызвали неоднозначную оценку современников. Многим художникам (в том числе Перову, Чистякову, а поначалу и Репину) Туркестанская серия казалась чужеродной в русском искусстве, но со временем возобладало мнение Крамского, что эта серия – блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение.


Богатый киргизский охотник с соколом




Внутренний вид юрты богатого киргиза




Киргизские кибитки на реке Чу




Киргиз




Киргизы. Кочевники




Олень. В горах Алатау




Гора Алатау. Кочевники на дороге




Калмыцкий лама




Калмыцкая молельня




Ак-Кент. Развалины китайской кумирни




Садовая калитка в Чугучаке




Развалины театра в Чугучаке




Развалины в Чугучаке




Портрет девушки-бачи




Портрет мальчика-узбека




Дети племени солонов




Индиец




Афганец




Китаец




Портрет цыгана




Верблюд во дворе караван-сарая




Постоялый двор близ Ташкента




Узбекская женщина в Ташкенте




Старшина деревни Ходжагент




Улица в деревне Ходжагент




Ташкент. Хор дервишей. Просят милостыню




Дервиши в праздничных нарядах




Нищие в Самарканде




У дверей мечети




Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся




Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд




Самарканд. Медресе Шир-дор на площади Регистан




Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде




Самарканд




Евнух у дверей гарема




Уличный музыкант. Дутарист




Политики в опиумной лавке в Ташкенте




Продавцы посуды в Узбекистане




Бухарский солдат-сарбаз




Двери Тимура




Апофеоз войны




Высматривают




Представляют трофеи




Торжествуют




После удачи




После неудачи




Туркестанский солдат в зимней форме




Туркестанский офицер, когда похода не будет




Парламентёры. «Сдавайся!» – «Убирайся к чёрту!»




Смертельно раненый




Нападают врасплох




У крепостной стены. «Пусть войдут»




Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром




В Туркестанский цикл также входила картина «Окружили – преследуют», сожжённая автором




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments