babs71 (babs71) wrote in mil_history,
babs71
babs71
mil_history

Category:

Питерский календарь. 6 января.

В этот день, 6 января 1838 года (25 декабря 1837 года по старому стилю), перед зданием Казанского собора были открыты памятники фельдмаршалам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. А через четыре дня, в 25-ю годовщину изгнания Наполеона из России, колонны войск петербургского гарнизона прошли церемониальным маршем от Адмиралтейства по Невскому проспекту на Казанскую площадь, где "сделали на караул и воскликнули "ура" полководцам".
 
Первоначально памятники был заказаны в 1822 году немецкому скульптору Э. Шмидту фон дер Лауницу, однако он не справился с заданием. Все представленные им в 1827 году варианты были забракованы.
В том же 1827 году Академия Художеств объявила конкурс на создание памятников. К участию были приглашены Лауниц, В. И. Демут-Малиновский, И. П. Мартос, Н. А. Токарев и С. С. Пименов. Однако, конкурс полностью провалился: Лауниц, памятуя о своем провале, отказался от приглашения, Мартос также отказался, ссылаясь на загруженность работой, а остальные скульпторы, не отказываясь напрямую, тихо саботировали выполнение работ. За полгода не было представлено ни одного эскиза. Причина подобного поведения скульпторов заключалось в одном из главных условий конкурса: полководцы должны были быть изображены не в античных доспехах, а в мундирах, с фельдмаршальскими жезлами в руках, что для последователей классицизма было совершенно немыслимо.

Для спасения положения пришлось в спешном порядке вызвать из Италии молодых выпускников Академии С. И. Гальберга и Б. И. Орловского. В 1829-м году между ними был проведен новый конкурс. Поскольку Гальберг так же оказался "стойким классицистом", победу уверенно одержал Орловский.
По его моделям в 1835 году литейный мастер Екимов отлил статую Кутузова, а в 1836-м - Барклая-де-Толли. Архитектурную часть проекта взял на себя В. П. Стасов (надзор за работами осуществлял К. А. Тон).

Особую роль эти памятники сыграли в годы Блокады. Их было решено не укрывать, "так как они имеют особое значение, являясь своего рода наглядной монументально-выраженной пропагандой важнейших исторических событий нашей родины". И памятники стояли под бомбами и снарядами как солдаты, став одним из символов блокадного героизма.
 А. К. Барутчев. Рисунок к плакату "Не дадим врагу разрушить город - сокровищницу русского искусства". 1942 год.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments