toha124 (toha124) wrote in mil_history,
toha124
toha124
mil_history

Category:

Сапёрные штучки. Противотанковые ежи Великой Отечественной.

Необходимое предисловие

Господа модераторы, не сочтите за флейм. Небольшое обращение к сообществу. Точнее к любителям неконструктивной критики. Поймите меня правильно. Да, я «пиджак». Да, моя спец.подготовка в разы хуже, чем подготовка выпускников ВВУЗов. Но! Во-первых, у меня кое-какая подготовочка все-таки имеется, в отличие от многих ЖЖителей; я как и вы перелопатил серьезное количество литературы ДСП, да и ручками своими кое-что пощупал (спецфическое инженерное железо, черенок лопаты и прочее). Во-вторых, я сапер в 3 поколении, я в этом вырос. В-третьих, я не только любитель военной истории и «недоделанный» лейтенант ВС, я еще закончил высшее техническое учебное учреждение – головной ВУЗ строительной отрасли России, следовательно, по крайней мере, в инженерных вопросах заведомо шарю сильнее большинства гуманитариев.
Найти в сети интересный текст и «откопипастить» его – большого ума не надо. Свои статейки я пишу несколько иным образом. Это компиляция ПРОВЕРЕННЫХ материалов, найденных в сети (кому интересно, напишу где), древних материалов ДСП разных лет, рассказов офицеров инж.войск, моих собственных конспектов и знаний. Я не претендую на «роль бога», как написали мне недавно. Я очень благодарен alarik_o_shie и другим товарищам, которые ищут в моих работах реальные «косяки». Если есть опытные в рассматриваемых вопросах люди – пишите, исправляйте, дополняйте. Буду очень рад. На мой взгляд, вот в такой совместной работе и заключается одна из целей нашего и альтернативных сообществ. Конец «лирического отступления»



ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ЕЖИ

Я думаю все, кто ездил в Москву из Шереметьево видели этот монумент:

Этот вид невзрывных инженерных заграждений стал своего рода символом героической обороны Москвы в 1941 году. Именно с этим сражением ассоциируется у большинства наших соотечественников противотанковый ёж. Хотя, это не совсем справедливо. Ежи применялись и в других местах, например, на Ленинградском фронте. Да и немцы в 44-45, когда стало горячо, вовсю применяли противотанковые ежи. Кстати, по мнению Ю.Веремеева, немцы, столкнувшись с дефицитом стали, вовсю применяли ежи, вывезенные в 41-42 с территории СССР. Что ж, вполне возможно...

Итак, что же такое противотанковый еж?
Википедия говорит четко:
"Противотанковый ёж — простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объёмные шестиконечные звёзды. Ежи менее эффективны, чем минные и прочие заграждения, зато их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий и легко перебрасывать с одного участка на другой, что особенно ценно в военное время. "
Менее эффективны? Ну-ну. Нас учили, что НИ ОДНО невзрывное заграждение не эффективно само по себе. Только в купе с другими невзрывными и вместе со взрывными! И только находясь в зоне действительного огня огнвых средств поражения (извините за тавтологию). Ну это так. К слову. Высокий уровень. Википедия, однако.

А кто же их изобрел? "Противотанковые свойства рогаток открыли в Чехословакии (отсюда английское название ежа — Czech hedgehog, «чешский ёж»)"
Что ж, это комментировать не могу - этому нас не учили. Может и чехи. А может и ни.


"В СССР ёж испытал (независимо изобрёл или позаимствовал — неизвестно) генерал-майор Михаил Гориккер"
Вот это - правда, вот документ:

Лагерь КТТУ .
АКТ ИСПЫТАНИЯ.


1.3 - июля 1941 года комиссия в составе Секретаря ЦК КП/б/У по машинострению тов.БИБДЫЧЕНКО, зав.отделом Обороннной Промышленности ЦК тов.ЯЛТАНСКОГО, секретаря ГПК тов.ШАМРИЛО, Начальника Киевского Гарнизона Генерал-Майора тов.ГОРИККЕРА, Директоров заводов: БОЛЬШЕВИК - тов.КУРГАНОВА, 225 тов МАКСИМОВА, Ленкузня тов.МЕРКУРЬЕВА и представителей КТТУ полковника РАЕВСКОГО и военинженера 2 ранга КОЛЕСНИКОВА провела испытания противотанкового препятствия - 6-ти конечная звездочка изготовленная из рельс утиля, предложение Генерал-Майора техвойск тов.Гориккера.

Испытания производились на учебном поле КТТУ - Малом танкодроме грунт песчано-мягкий. Для испытания на преодоление препятствий выделен от КТТУ 2 танка БТ-5 и Т-26. Техническое состояние выделенных машин - вполне исправное. Противотанковые препятствия выставлены были в 4-е линии заграждений с промежутками между осями препятствий 2-3 мтр. по фронту 2-2,5 мтр.

Легкий танк Т-26 при первой заезде на препятствие был выведен из строя-сорван люк масляного насоса и повреждены маслоподводящие к трубке, в результате чего, масло из мотора вытекло через 3-5 минут, что привело к вынужденной остановке машин.

Танк БТ-5 за счет большого запаса динамического усилия первоначальную расстановку препятствий преодолевал имея в результате этого дефекта в виде помятости днище танка, что отразилось на его управлении и работе бортовых фрикционов и танк потребовал двухчасовой ремонт.

Наиболее эффективная расстановка противотанковых препятствий в варианте ледующей расстановки произведенной 3.7-41г.: препятствие в 4 линии заграждений с расстановкой звездочек в шахматном порядке по глубине 1-я линия заграждений через 6 мтр., 2-я линия заграждений через 4 мтр., 3-я линия заграждений к через 2 мтр. 4-я и последняя линия заграждений.

Расстояние между осями по фронту: 1-я линия 1.5 мтр., 2-я и последующие линии 2-2,5 мтр. дала положительный результат, на 1-й линии заграждений динамические усилия танка были частично заглушены, танк потерял скорость и на 2-й и 3-й линии вынужден остановиться, так как клык 2-1 линии попал между гусеницей и ведущим колесом-гусеничного хода и клык звездочки 3-й линии-уперевшись в днище носовой части танка приподнял последний на в воздух.

Данное положение без помощи из/вне не даетв озможность продолжать движение и отбуксировать танк после после расчистки поля от заграждения. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела танков артиллерией по заранеее пристрелянным участкам установленного заграждения.ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Комиссия считает, что противотанковые препятствия шестиконечные звездочки являются эффективным противотанковым заграждением, это вид заграждени я мо но широко применять в районе уров, дефиле и особо важных направлениях.

см.н/об.
-2-


Количество препятствий "Звездочек" на 1 клм, до 1200 шт. Средний вес варианта облегченной конструкции сварного типа 200-250 кгр. Размеры-брусья по длине 1,9- 2 мтр всего 6 шт. на пересечении 3-х плоскостей.

Вес конструкции залитых сталью от 300-400 кгр.

Конструкции перевозимые на автомашинах и жел.дорожном транспорте в готовом виде к месту применения.

Конструкции не сложны и могут быть изготовлены любым заводом в большом количестве.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Фотографии произведенных опытов.

П/ПОДПИСАЛИ: СЕКРЕТАРЬ ЦК КП/б/У /БИБДЫЧЕНКО/
ЗАВ.ОТД.ОБОРОН.ПРОМЫШЛ.Ц.К /ЯЛТАНСКИЙ
СЕКРЕТАРЬ К.П.К /ШАМРИЛО/
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР /ГОРИККЕР/
ПОЛКОВНИК /РАЕВСКИЙ/
ВОЕНИНЖЕНЕР /КОЛЕСНИКОВ/
ДИРЕКТОР З-ДА "БОЛЬШЕВИК /КУРГАНОВ/
-"- 225 /МАКСИМОВ/
-"- ЛЕНКУЗНЯ /МЕРКУРЬЕВ/


Копия верна НАЧАЛЬНИК СЕКРЕТНОЙ ЧАСТИ
ТЕХНИК ИНТЕНДАНТ 2 РАНГА
-/ДВОРНИКОВ/-




Генеал-майор технических войск Гориккер Михаил Львович (1895-1955). В период Первой Мировой войны солдат Русской Армии. Награжден двумя Георгиевскими крестами. В Гражданскую войну комиссар полевых госпиталей Юго-Западного фронта, комиссар командных курсов тяжелой артиллерии, комиссар пехотных командных курсов. По окончании Гражданской войны главный инспектор Политуправления РККА по военно-учебным заведениям.
С 1929 по 1933 год слушатель Военной Академии Механизации и Моторизации РККА им.Сталина. По окончании академии назначается начальником Московского танко-технического училища. В 1938 году вместе с училищем переезжает в Киев.
В июне-июле 1941 года являясь начальником Киевского танко-технического училища, одновременно является начальником Киевского гарнизона и начальником обороны Киева.
В годы войны занимает последовательно должности начальника автотранспортного управления Главного Управления Автотранспортной и Дорожной службы РККА, начальника управления эксплуатации и автоперевозок Главного Автомобильного Управления, начальника автоуправления Ленинградского фронта, начальника инспекции Главного автотранспортного управления РККА,.
В послевоенные годы начальник Орджоникидзевского, затем Рязанского автомобильного училища.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны, орденом Красной звезды, орденом Знак Почета, медалью XX лет РККА, медалями "За оборону Москвы", За оборону Лениграда", За оборону Сталинграда", "За победу над Германией" и другими медалями.


Ну хорошо, с происхождением, кажется разобрались. Так зачем же он нужен, это ёж? И какой он должен быть? Каким он был во время ВОВ?

Суть этого заграждения состоит в том, что еж должен иметь высоту выше, чем клиренс танка, но ниже или равную расстоянию от грунта до верхнего края нижнего лобового листа танка. Примерно высота ежа должна быть около 0.9 -1.0 метра.
Т.к. еж не закрепляется на месте и не вкапывается в землю подобно надолбу, то у танкиста должен возникать соблазн сдвинуть ежа лобовой броней своей машины. При движении танка на ежа, последний начинает перекатываться под ним, и в конечном счете танк оказывается приподнятым над землей. Его гусеницы теряют надежное сцепление с землей. А т.к. днище танка плоское, то при попытке съехать с ежа назад, танк часто оказывается неспособным сделать это.

На рисунке схематически показан принцип работы
противотанкового ежа. Красным цветом выделен
корпус машины, синим противотанковый еж.


Разумеется, у танкистов есть приемы освобождения от такого положения. Например, можно закрепить трос за обе гусеницы и и при вращении обеих гусениц вперед или назад танк выдернет из под себя ежа.
Но заграждение должно прикрываться ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем противотанковых средств. Иначе танкисты, не мудрствуя лукаво, просто с помощью буксирных тросов растащат в стороны ежи и проедут. А вот что -либо сделать под огнем не так-то просто.
В этом и состоит суть заграждения из ежей: задержать противника, создать для своих противотанковых огневых средств благоприятные условия для уничтожения танков.
Ну а если танки противника, заметив ежи, не пойдут вперед, то тем более заграждение выполнило свою роль.
Кстати, Ю.Веремеев, в своей монографии "Анатомия Армии" замечает: "У танков Pz Kpfw II, Pz Kpfw III, Pz Kpfw IV ежи, кроме всего прочего, еще и пропарывали днище, повреждали трансмиссию или двигатель"


Итак, какова была методика применения ежей?
Возьмем послевоенное "Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии". Читаем:
"Устраиваются на дорогах, улицах населенных пунктов в два-четыре ряда в шахматном порядке с расстоянием между рядами 2м. Ежи скрепляют между собой балками или бревнами с помощью проволки. Для установки 10 готовых ежей требуется 5 кг проволки, 400 кг двутавровых балок и 2 чел.-дня"
Ага, в населенных пунктах! Вот почему так мало информации о реальном применении! Фрица на улицы Москвы и Ленинграда никто не пустил.
Ежи+скрепляющие балки+ колючка+ мины+ прикрыть пулеметным и пушечным огенем. И все. Но пасаран.


Противотанковые ежи изготавливаются из двутавровых стальных балок с номером профиля не менее 20. Оптимальными считаются профили №25-40. Иные профили (тавр, швеллер, уголок)для изготовления ежей не годятся из-за их недостаточной жесткости.

Это поперечный разрез двутавра.
"Двутавр №20" означает, что h=200мм.
Многие считают, что если сварить два
швеллера, то полученная конструкция
заменит двутавр. В строительстве,
действительно, в некоторых случаях
это допустимо. В нашем же случае -нет.
Двутавр - лучшее решение.


Особое внимание должно уделяться прочности соединения отрезков балок между собой. Наилучшим способом соединения считаются заклепки на косынках. Возможно соединение с помощью сварки, но толщина косынок в этом случае должна быть значительно больше.
Рассмотрим ряд возможных вариаций:


Этот ёж, сфотографированный под Москвой в
1941 году, не соответствуют требованиям
ни по размерам, ни по соединению. Здесь мы
видим в одной плоскости две скрещенные между
собой двутавровые балки, а в перпендикулярной
плоскости пронизывающий соединение какой-то
другой профиль, скорее всего четырехгранник.
Такой еж свое предназначение выполнить не может.


пп


А это фотогрфия их Википедии. Что мы тут видим?
Заклепки на косынках. Это плюс. Но прокат - уголок.
Это минус. Да и размер явно больше клиренса танка.





Этого ёжика я сфотографировал в ЦМВС. Вместо
двутавра тут, кажется, рельс. Применен уголок.
Соединение - сварка. Короче - "незачет".




Этот ёжик стоит рядом с предыдущим в ЦМВС. Но
тут все гораздо лучше - соединение заклёпочное на
косынках. Еще бы двутавр вместо уголка, и совсем
было бы хорошо.

Короче говоря, фотографии хорошего противотанкового ежа (в нормальном разрешении) я не нашел. Не исключено, что их и не было в природе. Оно и понятно. Время военное, трудное. В дело шел тот прокат, который был под рукой. Кроме того, никто толком не знал, каким этот самый ёж должен быть. Да еще нужно учеть то, КТО изготавливал эти ежи:





А на последок, фотография, которую я сделал в родном районном военкомате. Что это? Противожигулевые ежи? Или детеныши противотанковых?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments