toha124 (toha124) wrote in mil_history,
toha124
toha124
mil_history

Categories:

Саперные штучки. "Колючка", ушедшая в историю.

                                                                                                 По берегу реки шeл Челкаш и через его рваные штаны                                                                                                                                                  было видно его пролетарское происхождение
                                                                                                                                                                                                                        школьное


Колючая проволка.
Вы спросите меня, - зачем я пишу в нашем военно-историческом сообществе об обычной колючке? Есть множество гораздо более интересных вещей. Да и при чем тут история, мы же постоянно видим вполне себе современную колючку на заборах?


Во-первых, колючка, эта простая, как репа, и незатейливая, как грабли, штука, сыграла в мировой истории такую роль, что ни сказать о ней было бы глупо.
Для меня лично, как для сапера, колючая проволка - просто инженерное имущество. Но для множества людей, особенно в нашей многострадальной стране, колючая проволка - это символ.
Для настоящих жертв сталинских репрессий это символ  лагерей.  Для правозащитников всех мастей  и журналистов всяких "...Эх..." , "Свобод", а так же для прочих "общечеловеков" - это символ "GULAG" , "KGB" и прочих вещей, с которыми наша страна, их стараниями, ассоциируется на западе.  Для современных зеков - это просто символ выброшенных из жизни лет. Для ветеранов войны - страшное воспоминание о прогрызании РККА немецкой обороны.
 Во-вторых, дело в том, что после развала СССР, производство колючей проволки было окончательно свернуто
Я имею в виду классическую колючку круглого сечения. Итак, обо всем попорядку.

Время появления колючей проволки доподлино не известно. Однако Ю.Веремеев в своей монографии датирует появление колючки 1860-75 годами.
В войнах конца XIX -начала XX века колючая проволока стала находить все большее применение. Например, осада крепости Порт-Артур в русско-японскую войну 1904-05 годов.

Если можно так выразиться, то "звездным часом" колючей проволоки явилась Первая Мировая война. После короткого периода маневренной войны осени 1914 -зимы 1915 фронты зарылись в землю и началась долгая и знурительная позиционная война.

Массовый оборонительный артиллерийский и пулеметный огонь в сочетании с многорядными, тянущимися на десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки. Миллионы снарядов расходовались на то, чтобы пробить бреши в заграждениях. Расход снарядов (калибра 75мм.) доходил до 120-150 штук на один проход в пятирядном проволочном заграждении. Лихая кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений. Самые смелые и обученные пехотные полки беспомощно топтались перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с XVIII века, обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений. Большинство образцов ручных гранат Первой Мировой снабжены тремя-шестью шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки.
 
Кстати, возможно, что компоновочная схема (гусеницы огибают весь корпус танка, передняя часть высоко задрана вверх) первого в мире английского танка Мк 1 была выбрана именно исходя из необходимости давить, прорывать проволочные заборы, подминать под себя спирали Бруно. Два пулемета по правому и два пулемета по левому борту, один вперед, очевидно, предназначались для флангового прикрытия пехоты, устремившейся в проделанный танком проход. Для таких целей танку не требовалась ни большая скорость, ни мощная броня, ни пушечное вооружение. То, что танк способен на гораздо большее, очевидно, выявилось несколько позднее, уже в ходе первых танковых атак.


Колючая проволока широко применялась и в годы Второй Мировой войны, однако в гораздо меньшей мере. Война стала более маневренной и времени на установку многорядных проволочных заграждений часто просто не хватало. Чаще проволока использовалась при заблаговременной подготовке оборонительных рубежей. Да и танки, применение которых стало массовым, легко прорывали эти заграждения, проделывая проходы для пехоты.

В послевоенный период проволока довольно быстро превратилась из основного вида противопехотных заграждений в скорее экзотический, запасной вид заграждения, окончательно уступив свое главенство, как противопехотного заграждения минам.
Очень интенсивно ее применяют американцы в Ираке и Афганистане на блок-постах и на подходах к своим базам и другим важным обьектам.


В настоящее время в Российской Армии колючая проволока продолжает числится табельным инженерным имуществом, заграждения из колючей проволоки предусматриваются боевыми уставами, типы и размеры противопехотных заграждений из нее описываются в Наставлении по военно-инженерному делу. Однако хранящиеся на складах остатки запасов колючей проволоки расходуются для текущих нужд частей (устройство ограждений складов, караульных помещений, иных охраняемых объектов).

                     На снимке из моего личного архива - база хранения инж.техники.
                     Ярославская обл. 2008г.


Крайне неудовлетворительное финансирование армии в девяностых годах заставило инженерное ведомство отказаться и от закупок колючей проволоки. В ряде округов запасы колючей проволоки исчерпаны и для текущих нужд пошли в ход запасы гладкой проволоки МЗП и поступавшие в армию в восьмидесятых годах взамен кол.проволоки режущая лента, колючая лента ( типа "Егоза").


Но это уже день сегодняшний. Что же представляет из себя "классическая" колючка, которая "участвовала" во всех конфликтах XX века?

Колючая проволока представляет собой стальную неоцинкованную или оцинкованную проволоку овального или квадратного сечения вписывающуюся в диаметр около 3-4 мм., на которую надеты отрезки этой же проволоки, свитые в форме двух пружин, продетых друг в друга.

Такие сдвоенные отрезки (колючки) размещаются через каждые 30-40 см.


Далее представлено самое распространенное заграждение из колючей проволки, которое мы видим на многих кадрах фото- и кино- хроники конфликтов прошлого и нашего веков:


Здесь правда современный вариант с Егозой.
Просто качество современного снимка лучше - рассмотрите компоновку


На вопрос "Что это?" большинство из вас, господа, ответит - "Спираль Бруно". Так вот - забудьте это наименование. Это только в худ.литературе и у иностранцев. У наших сапёров это называется просто "проволочная спираль". А кто такое Бруно они не знают.
На фотографии вариант для блок-поста, т.е. одна спираль "без ничего". Сейчас чаще всего так и делают, особо не заморачиваются. Но мы то с вами говорим об истории. А во время мировых войн саперы на местности вбивали колья высотой 1-1.2 м. в три ряда с промежутками между кольями в ряду 3 метра, а между рядами 1-1.2м. Пакеты спирали растягивались между кольями в ряду и крепились к кольям проволочными скобами или привязывались крепежной проволокой. 
Что касается самой спирали, то во время ВОВ она изготавливалась кустарно, силами самих инженерно-саперных подразделений общевойсковых частей. Делалось все это дело заблаговременно. Командир полка получал распоряжение лечь в оборону, напрягал НИС полка и тот лично контролировал установку взрывных и невзрывных заграждений, что-то подвозилось со складов, а что-то, в том числе и спирали, изготовлялись в полковых тылах. Обычно  способом наматывания (типа пружины) на дощатый деревянный барабан диаметром 1-1.2м. Затем полученная спираль снималась с барабана и переносилась в виде плоских пакетов. 

Однако существуют и другие виды заграждений из колючей проволки. Во время Первой и Второй мировых войн они применялись довольно часто (хотя и реже, чем элементарная спираль), а сейчас незаслуженно забыты в войсках, хотя и остались во всех наставлениях.


К примеру, "проволочный забор" , "усиленый проволочный забор" и "проволочная сеть"

На фотографии изготовленная курсантами простенькая
проволочная сеть. Извините за качество, не было 
возможности воспользоваться фотоаппаратом, снимал на мобилку

Состоит эта штуковина из нескольких  рядов простого проволочного забора.  Промежутки между соседними кольями смежных рядов заделываются проволокой также как и между кольями в ряду.
Это уже серьезное противопехотное невзрывное заграждение. Если верить воспоминаниям ветеранов, преодоление без использования специального инструмента или приспособлений (ножниц для резки проволоки, рогулек, матов, щитов и т.п.) невозможно. Задержка у заграждения при наличии инструментов и приспособлений составляет от 8 до 20 минут.

Или вот, "переносной проволочный ёж"


Проволочные ежи - плод курсантского труда 


Ведет свое происхождение от рогаток, известных еще с XIII-XIV веков. Разница лишь в том, что колья соединяются между собой не связыванием веревками, лозой, лыком, а сбиваются гвоздями (или, на худой конец, скрепляются гладкой проволкой, как это делали мы).  Между концами кольев натянута колючая проволока.
Ежи заготавливаются заранее, а на поле боя лишь расставляется их необходимое количество, после чего они соединяются между собой по необходимости колючей проволокой, образуя единое заграждение.
Основное предназначение - быстрое закрытие проходов между заграждениями иных типов.
Внимание! Не путайте с противотанковыми ежами! Те всегда, подчеркиваю, всегда металлические и имеют другие задачи и размеры. Деревяшкой даже t-38 не остановишь! Проволочный ежик сбивают из полутораметровых кольев, он маленький.


Обратите внимание на высоченные ежи, стоящие за рядом надолбов.
Ребята не успели натянуть проволоку, то подразумевали они
именно проволочный еж. За такую работу отделению поставили
"неуд". А в войну могли бы и шлепнуть сержанта за диверсию), или НИСа,
если б проглядел такой косяк)))


 Вообще, вариантов и комбинаций заграждений из колючки описано великое множество, а уж на практике извращенный ум советского сапера рождал таких монстров, что аж смотреть страшно...
Важно только помнить вот что:

Само по себе заграждение не может остановить противника и заставить его отказаться от движения на этом участке. Заграждение лишь задерживает противника, срывает заданный темп наступления, путает его боевые порядки, заставляет противника перед заграждением свертываться в колонну, а после прохождения зоны заграждения вновь развертываться в боевой порядок, заставляет расходовать время, силы и средства, предназначенные для решения иных задач, создает благоприятные условия для уничтожения пехоты противника огнем артиллерии и стрелкового оружия, затрудняет действия разведчиков противника. Проволочные заграждения могут сочетаться с противопехотными минными полями или группами мин, различными системами сигнализации и обнаружения солдат противника. При этом противопехотные мины не следует размещать внутри самих заграждений. Минами следует прикрывать подступы к заграждениям или размещать их непосредственно за заграждением.

                                                                                                                                      
С уважением, ваш "пиджак"


P.S.  Внимательно посмотрите на последние фотографии - примерно такие зараждения преодолевали и устанавливали наши деды более 60 лет назад !!!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments