Случайно наткнулся на забавный документик
В Минский военный Совет.
3 декабря был в германском Совдепе, спрашивал, когда очистят Сеславино, получил ответ, что 9/ХП. Купля и продажа, что они могут, то и продают, имеются агенты и они покупают. Настроение немцев весёлое, приимчивое, и между прочим строго деловое.
5/XII поехал в Сеславино в германский Совдеп, но его там не оказалось, он уехал на ст[аниию] Молодечно, я отправился туда, прибыл к ним в 9 ч[асов] вечера, и сразу же меня провели в их Совдеп, который помещается в вагонах. Первый вопрос, который я им задал, когда они очистят линию Полоцк — Молодечно, на что получил ответ, что с 9 по 15 будет очищена до Молодечна и Молодечно. При дальнейшем разговоре с ними они разрешили нам занять станции: Сеславино, Парфианово, Буцлавль и Кривичи; все эти станции нами заняты и немцами тоже, живём с немцами очень дружно и торопим их о скорейшем очищении местности.
Второй вопрос, чтобы они продали железнодорожную станцию и аппараты, от ст[анции] Сеславино до Молодечно, на что получил ответ, что это железнодорожное имущество, которое они должны сдать по принадлежности, я же указал, что другие Советы продают, почему вы не можете, они и говорят, что мы не отступаем, как Наполеон, и наши армии не разбиты, а мы не хотим воевать и уходим домой, забирая всё домой.
Относительно пушек они сказали, что они уничтожили свои и наши, дабы не попали легионам. Дальше на ст[анции] Молодечно стоит масса автомобилей, которые они не могут продать без ведома Минского Совдепа. Вообще по торговой части ничего не вышло, они продают своё личное оружие: шашки, кортики, браунинги и, между прочим, недорого.
Дальше перешли на политическуто тему. Здесь уже видят, кто Шейдеман и кто Либкнехт, резко разделяются два течения — большевики и меньшевики, но в вопросе торжества коммунизма они с собой согласны и полагают, даже больше — настаивают: чтобы разбить планы белогвардейцев, мы должны будем, вслед за отходящими немецкими частями, перешивать железную дорогу с узкой на широкую колею, чем мы не дадим никаким белогвардейцам способа быстрого передвижения по, железной дороге, — тем более Польше, которая не имеет никакого подвижного состава, потому что немцы, когда уйдут, то они заберут свой состав, а в Польше своего нет, за исключением нескольких поездов, которые оставлены русскими на Варшаво-Венской дороге. Они говорят, что это создаёт крупную политическую роль — одно движение русских поездов.
Кроме того, просили, чтобы мы послали агитаторов в Польшу за советскую власть, и чтобы они [могли| проехать благополучно домой, чтобы на них не нападали партизаны, я же ответил, что в отношении переделки линии мы будем обязаны, в силу необходимости, перешивать жел[езную] дорогу, так как у пас подвижного состава такового нет, как у них, т. е. узкой.
В отношении агитации в тылу их, я им сказал, что им нет чего бояться, потому: раз — не. было восстания крестьян: в той местности, где они подавили всякую свободу, и то не было восстаний, а там, где народ не имеет понятия, то он их не тронет, в чём они согласились и сознались, что они обижали сильно крестьян.
И много других мелочных вопросов, которые не имеют существенного значения; что касается перешивки железной дороги, так они настаивают всё время, чтобы я донёс начальству.
Тов[арищ] Берсон, будьте добры прислать бумажку, по сколько в месяц жалованья сотрудникам, сколько суточных или не выдавать суточных, ведь есть приказ по армии, что суточными удовлетворяются только получающие не больше 300 рублей. Вы это. пришлите незамедлительно и присылайте агитаторов с указанием — сколько жалованья, с какого числа и сколько суточных.
Член Военсова Щапковатый
8/ХП гор. Полоцк, вагон № 83.