Stanislaw Fuodoroff (st_fuodoroff) wrote in mil_history,
Stanislaw Fuodoroff
st_fuodoroff
mil_history

Categories:

Воздухоплаватели войны. Часть 4.Наши.

Заканчиваем фоторассказ о воздухоплавателях второй мировой. Думается, о наших воздухоплавателях всем всё известно, но на всякий случай...


Когда начались немецкие налеты на Англию, в СССР самым тщательным образом изучался опыт использования аэростатов заграждения. Результатом этого явились многочисленные военно-научные труды, а также формирование новых частей АЗ. Отряды АЗ переформировывались в отдельные дивизионы АЗ, которые затем переводились на штаты полков АЗ. Впервые советские АЗ в боевой обстановке были опробованы во время советско-финской вой-ны 1939-40 гг. В состав 2-го корпуса ПВО (Ленинградский Военный округ) входили 3-й и 4-й полки АЗ. Посты АЗ были выставлены, в основном, вокруг Ленинграда в несколько рядов и, частично, в централь-ной части города в шахматном порядке. Причём наибольшая плотность постов АЗ приходилась на северо-запад города, на наиболее вероятном направлении налета финской авиации.


На 22 июня 1941 г. в западной части Союза ССР в соединениях ПВО имелось 6 полков аэростатов заграждения и 10 отдельных дивизионов аэростатов заграждения (ОДАЗ).
Части аэростатов воздушного заграждения участвовали в боях на всех фронтах ПВО армии и фло-та - от Каспийского и Черного морей до Баренцева моря. Их численность, выражаемая в постах, в ходе войны постоянно наращивалась. На 22 июня 1941 г. она составляла 850 постов (одна треть была утрачена в боях в первые недели войны). На 1 июля 1943 г. насчитывалось уже более 2500 постов АЗ, на начало 1944 г. — около 2800, к концу войны потребность уменьшилась до 1400 постов АЗ. Численность боеготовых постов АЗ не была стабильной, она колебалась из-за потерь в боевых действиях и зависела от снабжения водородом, которое не было удовлетворительным.





На всех фронтах войск ПВО было совершено около 300 тысяч аэростатоподъемов в упредительном режиме, или непосредственно в условиях боя с воздушным противником, при его налёте.
Промышленные предприятия, КБ и ведомства, обеспечивающие разработку и поставку в войска воздухоплавательной техники, работали в годы войны с большим напряжением.
В период с 1941 по 1944 гг. по сообщению частей на фронтах ПВО зафиксировано более 121-го столкновения самолета с тросом аэростатов заграждения. В период с конца 1941 по 1945 год аэростаты заграждения прикрывали города: Москва (1-я, 2-я, 3-я дивизии АЗ); Ленинград (3, 4, 11 и 14 полки АЗ), Баку (5-й полк АЗ), Одесса (6-й ОДАЗ); Батуми (7-й ОДАЗ); Севастополь (1-й отдельный отряд АЗ Ч.Ф.); Куйбышев (2-й отряд АЗ); Киев (4-й и 14 отряды АЗ); Саратов (4-й ОДАЗ); Запорожье (6-й ОДАЗ); Харьков (6-й ОДАЗ); Сталинград (6-й и 26-й ОДАЗ); Горький (8-й и 28 ОДАЗ); Ярославль (1-й отряд АЗ); Воронеж (9-й отряд АЗ, 4-й ОДАЗ); Поти (1-й морской воздухо-плавательный дивизион АЗ); Ростов-на-Дону (9-й отряд АЗ); Мурманск (6-й ОДАЗ); Архангельск (26-й ОДАЗ); Рига (26-й отряд АЗ); Хабаровск (12-й ОДАЗ); Владивосток (72-я морская бригада АЗ); Плоешти (15-й ОДАЗ).

Активно применялись в СССР аэростаты артиллерийского наблюдения. Всего за время Великой Отечественной войны частями аэростатов наблюдения произведено 19985 подъемов общей продолжительностью 20126 часов. При этом разведано 4617 артбатарей, 155 танковых колонн, 506 скоплений пехоты. В результате 2696 корректировок уничтожено и подавлено 1716 артбатарей, рассеяно и частично уничтожено 103 скопления пехоты и танков. Противником сожжено в воздухе 110 наших аэростатов наблюдения.





В апреле 1942 года был сформирован 1-й отдельный воздухоплавательный дивизион ВДВ. Интенсивность выброски с одного аэростата достигала 2278 человек в сутки. Всего за годы войны, по данным Центрального архива МО, было совершено 549152 прыжка с аэростата, каждый из которых обходился в десятки раз дешевле. Трудно подсчитать, сколько транспортных самолетов было высвобождено для выполнения боевых задач.


В обеспечении боевых действий Красной Армии принимали участие четыре дирижабля - "СССР В-1", "СССР В-12", "Малыш" и "Победа". В 1943-44 гг. на дирижабле "СССР В-12" было совершено 969 вылетов общей продолжительностью 1284 часа. В 1945 г. дирижабли "СССР В-12" и "Победа" выполнили 216 полетов общей продолжительностью 382 часа. Дирижабли перевезли 194580 кубических метров водорода и 319190 килограмм различных грузов. Всего за годы Второй мировой войны советские дирижабли выполнили более 1500 полетов.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments