Герб на фасаде этого доходного дома был укреплен при завершении его строительства (1875-77, арх. А.Л. Гун) по заказу владельца – генерал-майора Ильи Ильича Ростовцева (1828-1900).
Основателем дворянского рода Ростовцевых является дед Ильи Ильича – выходец из купеческой семьи Иван Иванович Ростовцев (1763/64-1807), стяжавший почет и почести своими трудами на благо народного просвещения: на момент своей кончины он был действительным статским советником, директором Санкт-Петербургских народных училищ и Санкт-Петербургской губернской гимназии (впоследствии – Вторая Санкт-Петербургская гимназия императора Александра Первого).
Высочайше пожалованный дворянам Ростовцевым герб см.: ОГ XI, 111.
Герб этот был дарован много позже кончины Ивана Ивановича, когда его сыновья обзавелись уже собственными заслугами, поэтому эмблема, оглашающая славу, добытую родоначальником на ниве просвещения (книга в лавровом венке), оказалась отодвинута на второй план: она занимает третье, т.е. иерархически последнее и наименее почетное поле герба. Главной эмблемой выступает весьма стереотипная в тогдашнем русском герботворчестве вооруженная мечом рука в латах, выходящая из облака и символизирующая воинскую службу членов рода: все сыновья Ивана Ивановича (кроме первенца Ивана (1786-1814)), закончили Пажеский корпус и поступили на службу в гвардейские полки. При этом трое из них были боевыми офицерами, и их военная биография оказалась так или иначе связана с крепостями и осадой неприятеля - вероятно, именно этим объясняется появление крепостной стены во второй четверти герба. Так, отец Ильи Ильича – полковник лейб-гвардии Финляндского полка Илья Иванович (1797-1828) - погиб в крепости Кюстенджи (Констанца), которая незадолго до этого была захвачена русскими войсками в ходе очередной войны с Портой Оттоманской. Василий Иванович (1798-1858), также принявший участие в Русско-турецкой войне и штурмовавший Варну, позднее особо отличился в Польской кампании, получив ранение при штурме Варшавских укреплений и городового вала, за что удостоился ордена Св. Георгия 4-й степени. Брат Ильи и Василия, Александр Иванович (1800-1867), также воевал с Турцией, попал в плен и некоторое время провел в Константинополе.
Однако самым известным представителем рода Ростовцевых остается младший сын Ивана Ивановича – генерал-адъютант Яков Иванович (1803-60), который хотя и состоял на военной службе, но занимался преимущественно мирными трудами, прямо перекликающимися с отцовской эмблемой герба Ростовцевых - книгой и лавром. Более двадцати лет деятельность Якова Ростовцева была тесно связана с улучшением военного образования; с воцарением Александра Второго он был назначен начальником главного штаба Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям.
Однако в памяти потомков Яков Иванович остался не армейским педагогом-администратором, а выдающимся государственным деятелем, который оказался едва ли не самым деятельным сподвижником Александра Второго в деле уничтожения крепостного права. Яков Ростовцев умер за год до оглашения Манифеста 19 февраля 1861 года, однако его огромные заслуги в подготовке крестьянской и аграрной реформы были вознаграждены посмертно: по указанию Александра Освободителя на могилу Якова Ивановича в Александро-Невской лавре была возложена золотая медаль «За труды по освобождению крестьян» (к сожалению, похищенная в советские годы), а 23 апреля 1861 года вдова генерала-либерала, Вера Федоровна (1807-88), вместе с сыновьями была возведена в графское достоинство Всероссийской империи (впрочем, до пожалования Ростовцевым соответствующего графского герба дело не дошло).
К слову, многие издания - и даже энциклопедии - именуют графом и самого Якова Ивановича, однако это не так: он всю жизнь оставался нетитулованным дворянином, так что его гербом должен считаться дворянский герб, общий для всех Ростовцевых – тот самый, что виден на фасаде дома его племянника на Невском проспекте.
* * *
От автора:
Цветной уличный фотоснимок для публикации получен трудами (и фотокамерой) canoe_ride.