Недавно, совершенно случайно, гуляя по букинистическому отделу "Москвы", наткнулся на книжку Владислава Микоши "С киноаппаратом в бою", повествующую о жизни и трудной работе военного кинооператора в героические дни обороны Севастополя и Крыма в Великой Отечественной войне.
Операторы В.Микоша и Д.Рымарев в дни обороны Севастополя:
Автору, рискуя жизнью, приходилось делать съемки с воздуха, участвуя в воздушном налете нашей авиации, находиться на самых передних участках фронта вместе с 1-м Перекопским батальоном МП, 10-й батареей Матушенко и др. В.Микоша также повествует о своих встречах с медсестрой-связисткой Фросей Радичкиной с Малахова кургана и легендарной снайпершой Людмилой Павличенко, на счету которой более 300 убитых немцев, и которой в 1943-м году было присвоено звание Героя Советского союза.
Автор рассказывает о жизни Севастополя, его жителей и защитников в трудные дни осады. О том, как учились в буквальном смысле под землей севастопольские школьники и о разведчиках полковника Горпищенко, которые, рискуя жизнью, в тяжелые для Города дни, совершили вылазку за новогодними елками для севастопольских ребят (попутно уничтожив 7 немцев и взяв одного языка).
1942 год, весна, дети:
О ловле рыбы вместе со старыми севастопольскими рыбаками, которые, несмотря на постоянные обстрелы немецких самолетов, регулярно выходили в море на своих лодках для того, чтобы добыть Городу пропитание. О том, как простые люди, жители не хотели оставлять Город и эвакуироваться - и их силой приходилось затаскивать на транспорт. Как тонула потопленная "Абхазия", как погибал "Свободный".
Эсминец "Свободный" до налета вражеской авиации:
и после:
О встречах с генералом-майором Остряковым - командующим авиацией Севастопольской базы - и о печальном известии о его гибели. О подвиге дзота №11, известном, я думаю, каждому севастопольцу. Когда герои-моряки трое суток обороняли дзот, расположенный на возвышенности недалеко от деревни Камышлы. Немцы пускали в бой многочисленные силы пехоты, вели стрельбу из минометов, но все это было бессильным против отваги и мужества защитников. Дзот пал 20 декабря и в историю вошла клятва-записка, найденная в кармане у одного из погибших героев - А.Калюжного.
------------
20 декабря 1941 г.
Родина моя! Земля русская! Я, сын ленинского комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце. Бил гадов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим. Врагу не бывать в Севастополе!
Моряки-черноморцы! Деритесь крепче, уничтожайте фашистских бешеных собак. Клятву воина я сдержал.
Калюжный.
------------
И, конечно же, самый трепетный момент в книге - рассказ о Возвращении, о том, как возвращался каждый сантиметр земли, о штурме Сапун-горы и, наконец, о в вхождении в Город.
9 мая 1944, Графская пристань:
Мы стояли пыльные, опаленные порохом и весенним солнцем, счастливые и радостные. Какой день - мы в Севастополе! Сердце от волнения готово выпрыгнуть. Я взглянул на флагшток - он пуст. <...> Сбросив китель, я быстро, в одной тельняшке, забрался наверх, снял тельняшку и повесил ее, как флаг, на железном шпиле. Потом достал из фуражки выгоревший на солнце обрывок ленточки с минного поля из-под Итальянского кладбища и повязал на острие шпиля, выше тельняшки.
Я спустился вниз, и мы дали салют из своих пистолетов. Тельняшка и черная матросская ленточка развевались на фоне синего крымского неба, приветствуя счастливый день победы над врагом.
Я не знаю, кто ты, отважный матрос с минного поля из-под Итальянского кладбища, отдавший жизнь за родной Севастополь, но ленточка с твоей бескозырки вернулась в радостный день победы в твой любимый город и, как знак траура по всем погибшим, торжественно и скорбно полощется на соленом ветру...