Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote in mil_history,
Nick 'Uhtomsky
hvac
mil_history

Categories:

Бельфорский проход

Бургундские ворота

Льва сделал и собрал тот самый Бартольди, что делал американскую статую Cвободы и две статуи в Лионе: лошадей на площади Терро и Людовика на площади Белькур

“..В рамках принципиального деления Полуострова исключительное значение получили три региона: юг Франции (Миди), бассейн Дуная и Волжский коридор.

Миди, или юг современной Франции, выходит на побережье Средиземного моря между Пиренеями и Альпами.

Для путешественника здесь единственный лёгкий проход от Средиземного моря на север равнины.

Из древнего Марселя или Арля в устье Роны можно двигаться без помех или к Атлантике через долину Лангедока или к верховьям Луары и Сены вокруг отрогов Центрального массива.

Главный приток Роны Сона приведёт вас прямо к Бельфорскому проходу и мягкому спуску к Рейну.

Во всяком другом месте между Гибралтаром и Дарданеллами путешествующие на север сталкивались с горными проходами, тупиками или утомительными обходами.

Бассейн Дуная, как и Миди, соединяет равнину со Средиземноморьем; но в этом случае по линии запад-восток ..”

Norman R. Davies, “Europe: A History”

Гюнинген

Гюнинген (Huningue, Hüningen) - бывший французский, потом германский город (ныне опять французский) и крепость , выдержавшая в 1796, 1814 и 1815 AD 3 осады, отличающиеся энергичной обороной.

Крепость Гюнинген, расположенная в  на левом берегу Рейна, близ Базеля, запирала вместе с крепостью Бельфор (Belfort) проход, отделяющий Юрский хребет от Вогезских гор, и преграждала переправу через Рейн.

Крепость была построена маршалом Вобаном ( Sébastien Le Prestre, marquis de Vauban) в 1702 AD и представляла 5-угольник бастионного начертания с водяными рвами, усиленный теналями и демилюнами. Собственно крепость была усилена двумя горнверками, из коих один на север, другой на юг, обращенный к Базелю.

Кстати будучи не только инженером, но и экономистом, великий Вобан незадолго до смерти выпустил свой "Projets de dime royale", в котором признал необходимым обложить податью в 1/10 чистого дохода каждого подданного короля без различия сословий и занятий.

Книга эта подняла против него весь двор и даже короля и в том же году была конфискована и приговорена к сожжению.

Гюнинген 1814 AD 

Непосредственно перед гласисом находились 4 вынесенных вперед равелина, a впереди них два форта: La tour à Mâchicoulis и Etoile.

Укреплёная плотина с батареями соединяла крепость с Рейном.

Понтонный мост защищался гронверком, образующим теналь-де-пон на острове Marquisat, близ правого берега реки.

На другом берегу малого рукава Рейна находилось небольшое укрепление, влево от деревни Малый Гюнинген.

Изображение карты
Изображение карты

В городе было жилых помещений на 1 200 жителей и от 4 до 5 тысяч чинов гарнизона с госпиталем на 200 человек больных и блиндирным арсеналом.

  23 августа 1815 AD гарнизон вышел с военными почестями. Из числа линейных войск гарнизона осталось лишь 50 человек. Осада продолжалась 97 дней. Укрепления Гюнингена были срыты.

В начале прошлого века Гюнинген представлял снова двойной теналь-де-пон, запирающий ж.-д. переправу через Верхний Рейн. Его укрепления состояли из четырёх блокгаузов, по 2 на обоих берегах, и 1 форта, расположенного на левом берегу. Рейна.

Бельфор

Бельфор (Bélfort) - главный город французской области того же имени (прежде провинция Верхнего Рейна), крепость 1-го класса,  выдержавшая ряд осад (1814, 1815, 1870—1871), входящая в район VII армейского корпуса, стоянка которого находилась до Великой войны в Безансоне

Изображение карты
Изображение карты

Стратегическое значение Бельфора — преграждать естественный путь сообщения средней Франции с юго-восточной Германией, каковым издавна служила котловина между хребтами Вогезов и Юры (Trouée des Voges), имеющая около 35 км. ширины и 45 км. длины.

В самой узкой части этой котловины, в 15 км. от Вогез, в таком же расстоянии от швейцарской границы, в 11 км. от границы Германии и в 419 км. от Парижа, и расположена крепость Бнльфор.

Под выстрелами её проходила большая часть путей, соединяющих Эльзас с Францией.

Внутри её пересекались железные дороги: Страсбургская (через Кольмар и Мюльгаузен); Парижская (через Лангр, Везуль, Люр); Лионская (через Безансон, Клерваль, Монбельяр) и ж. д. Эпиналь — Нанси; кроме того, внутри крепости пересекались несколько шоссейных дорог.

Остальные важнейшие пути сообщения проходят через Жироманьи и Монбельяр (в 10—15 км. от крепости), причём через последний проходит также Рейн-Ронский канал.

Для французов Бельфор был — открытая дверь в герцогство Баденское; для немцев — преграда, замыкающая долину Роны.

Вследствие этого при главном предмете действий — Париж, занятие или обложение Бельфора было необходимо для лучшего обеспечения коммуникационной линии.

При главном же предмете действия — Лион, непосредственная атака Бельфора нужна для приобретения прочной базы.

Такой характер крепости вместе с политическими причинами был не раз поводом к её обложению и осаде.

Город Бельфор находится на обоих берегах реки Савурезы, впадающей в реку Аллэн, приток реки Дуб.

Савуреза в сухую погоду переходима вброд; весной глубина доходит до 2 м.

Крепость впервые построена в 1687 AD маршалом Вобаном, и тогда её укрепления состояли из городской ограды и замка.

 image 

Ограда представляла почти правильный пятиугольник бастионного начертания, построенный по второй системе Вобана, и состояла из куртин с каменными бастионами на углах для обстреливания рвов, прикрываемых контргардами.

Короткие фронты и мертвые пространства перед куртинами принудили Вобана устроить позади горжи бастионные казематированные башни. Южный фронт составлял горжу замка.

На юго-западном, западном и северных фронтах, непосредственно позади отлогости валганга имелись 3-этажные безопасные от бомб казармы, своды которых превышали главный вал.

Перед западным и восточным фронтами — небольшие равелины, в которых были устроены двое главных ворот — Французские и Бризакские.

В позднейшее время из западного равелина и контргардов была образована вторая непрерывная ограда, имевшая перед новым арсеналом вид горнверка (горнверк Эсперанс), приспособленная к орудийной обороне.

Укрепления замка были расположены на скале, возвышающейся отвесно на 50 м. над городом и рекой, и состояли из трех оград бастионного начертания, значительно командовавших одна над другой, и кавальера с казармой в горже.

Изображение карты

Все ограды замка имели достаточное число безопасных от бомб помещений. Впереди ограды имелся прикрытый путь с палисадом.

После неудачной войны 1870 -1871 AD перед Францией встал вопрос о прикрытии своих новых границ укреплениями. Крепости, построенные во времена Вобана, устарели. Сопротивление их измерялось немногими днями, и только Бельфор, продержался около 3,5 месяцев (не сдался до конца кампании). Тут немаловажна и роль коменданта крепости, инженер -полковника Пьера Аристида Данфер –Рошеро (ветерана Севастополя)

В результате войны 1870-1871 AD Франция потеряла Рейн. Поэтому она создала на своей западной границе искусственный фронт обороны, состоящий из двух оборонительных поясов: одного - на верхнем Мозеле (Бельфор - Эпиналь) и другого - на среднем Маасе (Туль - Верден).

Между этими двумя поясами был оставлен промежуток в 15 км, названный "Шармским проходом".

Бельфор образовал опорный пункт правого фланга оборонительного пояса верхнего Мозеля. Своими многочисленными фортами, долговременными батареями и сильно оборудованными промежуточными укреплениями он запирал в то же время "Бургундские ворота", или знаменитый "Бельфорский проход". Опорным пунктом левого фланга этого пояса являлась крепость Эпиналь, которая со своими многочисленными отдельными фортами представляла обширную крепость-лагерь.

Между двумя вышеназванными крепостями тянулась цепь из 6 фортов-застав, которая должна была воспрепятствовать всякому проникновению в этот район. Важный форт Жироманьи обеспечивал связь между Бельфором и фортами, расположенными на Мозеле: Баллон-де-Серванс, Шато-Ламбер, Рюп, Ремиремон и Арш.

Однако, перед войной только четыре главные крепости-Бельфор, Эпиналь, Туль и Верден, - а также форт Манонвилье были оборудованы и усилены в соответствии с требованиями современной техники; большая же часть фортов промежуточных линий в начале войны находилась еще в таком состоянии, в каком эти форты были в восьмидесятых годах, во время их постройки.

Позади укреплений восточной границы была расположена вторая оборонительная полоса, носившая название "Укрепленный район". Она состояла из больших крепостей-лагерей - Лангр, Безансон и Дижон. Эта полоса не получала никакого усиления с восьмидесятых годов.

“..К началу Великой войны на современном уровне оказались только основные крепости - Верден и Бельфор. Туль, Эпиналь и Мобеж устарели. Также устаревшими являлись отдельные укрепления завес, что наглядно подтвердила атака немцами одного из сильных фортов завесы Верден - Туль - Камп-де-Ромен.

Не веря в силу крепостей и нуждаясь в тяжелой артиллерии, Жоффр добился у французского правительства соответствующего декрета, и 5 декабря 1914 г. все французские крепости были упразднены. На их базе в качестве опорных пунктов армейского фронта были созданы 3 укрепленных района: Бельфорский, Верденский и Дюнкеркский.

Последующие события показали правильность этого мероприятия. Успешная оборона Вердена блестяще доказала силу сопротивления укрепленного района, входящего в линию фронта и имеющего открытый тыл…”

Генерал- лейтенант Д.М. Карбышев

Накануне ВМВ, во время фортификационного бума, в районе Бельфора (Belfort) был создан Бельфорский УР линии Мажино.

Схема Линии Мажино и позиция Зигфрида

“..Линия обороны Рейна начиналась неподалеку от Страсбурга в нижнем течении реки и заканчивалась практически у самой швейцарской границы. Общая длина ее составляла более 120 км. Эта линия не являляась частью основной Линии Мажино и не имела крупных фортификационных объектов, за исключением нескольких старых фортов, построенных до начала ХХ века.

Эта линия охватывала низинные территории долины Рейна, берег реки и ряд близлежащих населенных пунктов. Расположенные в тылу линии Вогезы являли собой труднопроходимую естественную преграду. Канал Рейн-Рона также рассматривался как естественная преграда в тылу линии.

А вот брешь в Вогезах между Саверном и Саарбургом, северо-западнее Страсбурга, создавала благоприятные условия для прохода войск. Еще одна брешь в линии укреплений - так называемый Бельфорский проход - имела место недалеко от конечной точки Линии обороны Рейна между Вогезами и Юрскими горами. Французы намеревались построить здесь укрепленную линию обороны и даже образовать еще один укрепленный район, третий по счету, но эти планы так и не были реализованы…”

Joe E. Kaufmann, Robert M. Jurga. “Fortress Europe”

“Участок по Рейну от Базеля до Эльзасского УР расположен на чрезвычайно выгодной для обороны местности и подготовлен по системе укрепленных полос. Наличие крупной водной преграды - Рейна - налагает своеобразный отпечаток на характер укреплений этого района. Основным типом укреплений по Рейну являются блокгаузы. Горные проходы закрыты группами укреплений. Местные преграды, дополненные укреплениями, образуют прочный барьер, трудно преодолимый для крупных войсковых масс..”

Генерал- лейтенант Д.М. Карбышев

image

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments