Klaaz (klaaz) wrote in mil_history,
Klaaz
klaaz
mil_history

Categories:

Боевые трамваи


В военное время даже сугубо «мирные» транспортные средства часто становились в «боевой строй». Не стали исключением и трамваи. Про одесский «боевой» трамвай уже писали в shushpanzer_ru.

Но есть сведения, что в ленинградском трамвайном депо имени Смирнова в 1942 году был построен бронированный трамвай на базе стандартного вагона типа МС-4. Предназначался он для отражения атаки противника с внезапным прорывом линии фронта и внешне мало отличался от обычного линейного вагона того же типа. До нас не сохранилось его фотографий, также как и сведений о том, были ли построены другие бронетрамваи помимо этого "прототипа" (хотя факт существования подобного трамвая упоминался даже в художественной литературе).

Поскольку корпус МС-4 имеет простую коробчатую форму, то обшить его листами противопульной брони особого сложности не представляло. Возможен, однако, что бронекорпус собирался как единая конструкция и устанавливался на ходовой части трамвая без оригинального корпуса.

 В качестве вооружения предусматривались пулеметы, поэтому в бронекорпусе были предусмотрены амбразуры для ведения огня. Типы пулеметов и их установки неизвестны. Однако в качестве вероятного решения можно предложить монтаж либо станковых "Максимов" как на бронеплощадках бронепоездов, либо оснащение вагона танковыми ДТ в шаровых установках.


Реконструкция ленинградского "боевого" трамвая (взята отсюда).

 

 

Бронекорпус этого трамвая раскрашивался под вид обычного трамвая (т. е. краской наносились фальшивые изображения окон, дверей и т. п.)

Вполне возможна также сцепка бронетрамвая с маневровым паровозом (хотя бы блиндированным мешками с песком) и тогда получался мини-бронепоезд для ведения боя в специфичных условиях города. Известно, что транспортные поезда из паровоза и двух-трех трамвайных вагонов реально работали для перевозки пассажиров на Кировский завод, где из-за близости линии фронта и интенсивных обстрелов было невозможно восстановление разрушенной контактной сети.

Кроме того, такой мини-бронепоезд дает возможность организовать доставку боеприпасов и подкреплений к линии фронта и вывоз оттуда раненых с повышенной защитой от шальных пуль и осколков.

К счастью, прорывов врага в Ленинград не было и «боевой трамвай» так и не был использован в сражении. Корпус этого «городского бронепоезда» не сохранился.

 Трамваи в уличных боях пришлось использовать немцам. Во время сражения за Берлин трамваи применялись в качестве передвижных брусверов:

«…А где трамвайная линия идет, там немцы еще крепче исхитрились: поставят вагоны, набьют мешками с песком, а за вагон спрячут пушку или закопают танк. Отведут вагон на минуту в сторону, выстрелят по нашему танку или самоходке и снова вагоном закроются: бей их сколько хочешь!» (из мемуаров Н.К. Попеля).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments