Напечатана книга в Архангельске. Тираж 550 экз., 169 стр., мягкая обложка, цена 240 рублей.

«В этот период опасность для мореплавания представляли мины, впервые обнаруженные в горле Белого моря в середине июня 1915 года. Всем капитанам, направляющимся в Архангельск, рекомендовалось избегать на пути следования «глубин, допускающих постановки мин». Предполагалось, что мины в горло Белого моря либо заносит течением, либо их ставят с нейтральных, скорее всего, норвежских судов; подозревались и жители Архангельской губернии, поморы, которые имели свободный выход в море. Немецкие источники объясняют появление мин действиями германского вспомогательного крейсера «Метеор», установившего их весной 1915 года в районе мыса Святой Нос.
Минная опасность заставила срочно применять соответствующие меры. Иногда навстречу судну из порта посылали вооруженный корабль, команда которого расстреливала мины; за неимением пулеметов, для уничтожения мин использовали берданки, что было недостаточно эффективным.
…
Наконец, было принято решение о создании отряда тральщиков для работы в горле Белого моря. Пока происходило формирование русского отряда, англичане прислали свой отряд тральщиков, который состоял из 8 специальных судов. Англичане начали работать 25 июня 1915 года; к 18 октября ими было уничтожено 174 мины. Они неделями находились в море, практически не заходя в порт. Углем их снабжали специальные транспорты, консервированная пища была своя, водой же, и свежей пищей, их должна была обеспечивать русская сторона. Англичане жаловались, что русские недостаточно аккуратно выполняют свои обязательства, и им приходится просить воду у проходящих мимо коммерческих судов».

Фотография из книги Трошиной
«Всего в 1915 году на минах подорвалось 10 пароходов, два парусника и два военных корабля. Подорвавшиеся суда, которые удалось спасти, заводились на буксире в Двину для ремонта в мастерских Управления порта. В связи с большим объемом ремонтных работ, мастерские увеличили, присоединив три Соломбальских механических завода, и преобразовали их в судоремонтный завод».
Выдержки из главы «Взрывы в порту»:
«17 октября 1916 года в Архангельск из Нью-Йорка пришел пароход Северного пароходного общества «Барон Дризен» (реквизированное германское торговое судно) с четырьмя тысячами тонн военных грузов».
Фотографии парохода «Барон Дризен» в Интернете я не нашел. Может быть, он был такой, как этот пароход...

Может быть, такой...

Фотография из журнала «Поморская столица»
«Команда этого ходившего под российским флагом парохода, набранная в американских портах, состояла из людей различных национальностей; капитан судна был эстонцем, остальные шесть офицеров - латыши. Все офицеры, включая капитана, являясь российскими подданными, русским языком владели плохо. Во всей команде русских было всего трое, в том числе боцман Иван Полько, который и был, по-видимому, виновником трагедии.
Пройдя все необходимые формальности при входе в Архангельский порт, пароход, как доставивший важнейший государственный груз, был сразу же поставлен под разгрузку на Бакарицу к причалу № 20».

Схема причалов Бакарицы из книги Трошиной.

Бакарица через два года после описываемых событий, осенью 1918 года.

Склады на Бакарице, куда в годы Первой мировой войны сгружали с пароходов военные грузы.
Обе фотографии были сделаны американцами, прибывшими в Архангельск 1918 году в составе американского экспедиционного корпуса.
«К 26 октября было выгружено 700 тонн, в том числе 200 тонн удушливых газов. В трюмах на момент катастрофы оставалось 1.600 тонн взрывчатых веществ, а также металлы и различные машины.
В полдень 26 октября, когда все рабочие разошлись по баракам на обеденный перерыв, на пароходе произошел взрыв - сначала в носовой части трюма, где находились снаряды, а затем, в результате начавшегося пожара, в кормовой части, где была сложена взрывчатка. Взрывы был такой силы, что на месте береговых креплений причала № 20 образовалась огромная воронка диаметром более 60 метров, наполненная водой, в которой плавали обломки свай. Рядом образовалась другая воронка диаметром 40 метров. Напротив причала стоял английский паро¬ход «Эрль-оф-Форфер», разгрузка на котором была почти закончена. Взрывной волной у него были снесены все палубные надстройки, мачта, труба; восстановлению пароход уже не подлежал, и казна вынуждена была выплатить владельцам парохода его стоимость. Кроме того, затонул 100-тонный кран и буксирный пароход «Рекорд»; были повреждены еще два крана и соседние причалы. Находившееся недалеко от причала № 20 каменное здание электростанции было полностью разрушено. Здание пожарного депо также было разрушено, погребя под своими руинами все имущество, лошадей и нескольких служащих. Начавшийся в результате взрывов пожар усилился ветром, и вскоре загорелись деревянные постройки - 27 бараков и 5 вспомогательных строений. Полностью сгорела почтовая баржа с международными посылками. Погибло много грузов; часть была засыпана землей или утонула в реке. Взрывы были настолько мощные, что покореженные части пароходной обшивки оказались отброшенными на главное железнодорожное полотно; даже в Холмогорах ощущалось колебание почвы, а в училище вылетели стекла. К счастью для Архангельска, взрыв оказался направленным в противоположную сторону; здесь только услышали страшный грохот, а в южной части города взрывной волной в домах распахнуло окна и двери.
После первого взрыва из-за начавшегося пожара загорелись склады с боеприпасами, и вскоре прогремел еще один страшный взрыв. Вслед за этим примерно до 6 часов вечера в порту не стихали разрывы снарядов и пуль. Полностью выгорела площадь в 500 кв. метров, а вся остальная территория Бакарицы, на которую в течение нескольких часов летели осколки, сильно пострадала. Все телефоны вышли из строя, и связь с городом можно было поддерживать только через Исакогорку. Но о трагедии в городе узнали и без телефонов - по страшным взрывам.
Уже через 30 минут после первого взрыва на Бакарицу прибыли Главнач Угрюмов и его помощник по технической части Федоров. К тому времени на территории порта остались только несколько офицеров и часть портовых, таможенных и железнодорожных служащих, многие из которых были ранены. Вскоре к Бакарице стали прибывать пожарные буксиры и спешно мобилизованные спасатели (старшеклассники гимназий и училищ); из Исакогорки были направлены пожарные паровозы.
Спасать людей, тушить пожары и выводить из опасной зоны покинутые командами пароходы пришлось в сложнейших условиях, при постоянных взрывах. С особой опасностью были связаны работы по эвакуации из зоны пожара резервуаров с отравляющими газами, которые были выгружены прямо на пристанях.
К несчастью, в момент взрыва большинство обитателей Бакарицы держались скученно: было обеденное время, и рабочие находились в своих бараках, а офицеры и служащие в столовой. Столовая пострадала меньше, но и там стеклами от выбитых окон многие были ранены; один человек был убит и девять умерло в лазаретах от полученных травм. Бараки же почти все сгорели, превратившись в братские могилы для сотен рабочих.
Основные очаги пожара удалось ликвидировать лишь к 10 часам вечера; Угрюмов и Федоров не покидали Бзкарицу в течение всего этого времени, непосредственно руководя работами. Большое мужество проявили служащие санитарного поезда, которые в столь тяжелых условиях занимались эвакуацией многочисленных раненых: производили поиски оставшихся в живых, организовывали доставку раненых на Соборную пристань, а оттуда распределение по лазаретам.
Для приема раненых в городе были приготовлены все 19 лазаретов. 11 раненых, у которых пострадали глаза, были отправлены для специального лечения в Москву. У некоторых свидетелей Бакарицкой драмы были зафиксированы случаи психического расстройства. Точную цифру пострадавших на Бакарице установить было трудно, поскольку многие не пострадавшие или легко раненые рабочие сразу же разбежались по своим деревням. Только через лазареты прошло 1.186 легко и тяжело раненых, среди них 25 женщин и 10 детей. С 26 октября по 8 ноября бы¬ло погребено 607 тел; 312 ратников и 539 рабочих числились пропавшими без вести. В течение недели после событий на Бакарице многие из «пропавших без вести» вернулись к месту службы, или же объявились у себя на родине. Особенно много «пропавших» из среды рабочих объявилось после того, как власти приняли решение о выплатах компенса¬ций пострадавшим. Из иностранцев 51 человек погиб и 15 были ранены. В основном это были англичане (27 погибших и 15 раненых)».

Фотография из книги Трошиной
«В чем же была причина трагедии на Бакарице? Это предстояло вы¬яснить работавшей в Архангельске с 6 ноября по 4 декабря «междуведомственной комиссии» под руководством адмирала Маниковского. В комиссию вошли представители Морского и Военного министерств, МПС и других ведомств, а также Архангельский прокурор Некраш и судебный следователь Рындин.
Основываясь на показаниях свидетелей и мнении экспертов, слу¬чайную причину пожара на пароходе «Барон Дризен» комиссия отвергла. Все указывало на «злой умысел», на «взрыв с помощью адской машины электрическим способом или с помощью бикфордова шнура с капсюлями гремучей ртути». Подозрение пало на оставшихся в живых членов команды парохода: капитана Ф. Дреймана, навещавшего в городе эвакуированную сюда жену, старшего помощника Д. Акмана и третьего помощника Н. Козе, находившихся в городе по служебным делам, а также боцмана И. Полько, которого, по его словам, выбросило за борт взрывной волной. Вскоре остался единственный подозреваемый-боцман Полько, в показаниях которого следователи усмотрели много несуразного; он сознался в совершении диверсии и был приговорен к расстрелу (о приведении в действие приговора информации нет)».

Фотография из ЖЖ архангельского летчика
Бакарица, центр Архангельска и Соломбала. Место взрыва «Барона Дризена» обозначено красным кружком.
Взрыв был настолько сильным, что кусок железа около полутора метров длиной, вырванный из корпуса парохода, взлетел на огромную высоту, и, перелетев Северную Двину и Кузнечиху, упал в Соломбале, в огороде двухэтажного дома, стоявшего на берегу маленькой речки Соломбалки.
Место падения этого куска железа обозначено желтым кружком.
К счастью, на огороде в тот момент никого не было. Среди взрослых, вышедших потом из дома во двор, и осматривавших прилетевший с неба неожиданный «подарок», была и маленькая девочка.
Девочка потом выросла, вышла замуж, родила и вырастила детей, состарилась, и так никуда не уехала из маленького двухэтажного дома на берегу Соломбалки.
Через семьдесят лет после взрыва «Барона Дризена» мы с мужиками искали место в Соломбале, где после работы можно было спокойно посидеть, выпить, и поговорить о своих мужских делах. Один из нас тогда сказал: «Пойдемте к моей бабке, она неподалеку живет».
Так мы оказались в этом доме, в небольшой квартире на втором этаже. Старушка выставила на стол нехитрую закуску, мы выпили, а потом она рассказала эту историю. А я даже не помню, как ее зовут. Давно это было.

Фотография из журнала "Поморская столица"
Потом все разрушенное, конечно, восстановили.
Работа в порту Бакарица не затихала до 90-х годов прошлого века. Суда приходят и сейчас, но их мало, т.к. из-за высоких портовых сборов использовать Архангельск для морских грузоперевозок стало невыгодно.