gaivor (gaivor) wrote in mil_history,
gaivor
gaivor
mil_history

Categories:

Черчилль и HMS Cromwell

У всех великих людей есть свои слабости, которые можно назвать «пунктиками». Были они и у Черчилля, ярким свидетельством чему  - история с его попытками назвать один из линкоров Королевского флота именем Оливера Кромвеля.


Черчилль выдвинул это предложение, едва успев занять пост Первого морского лорда в октябре 1911 года. Линкоры в то время сходили со стапелей один за другим, и почему бы не назвать один из них именем человека, при котором, на минуточку, была выиграна первая англо-голландская война.

Из королевского дворца, где и утверждались все названия (недаром же корабли Королевского флота носили аббревиатуру HMS – His Majestry Ship) последовал отказ. Апокриф гласит, что Георг V заявил: «Пока я король Англии, корабля с таким именем на флоте не будет».



Черчилль, однако, был не из тех, кто легко сдается, и в следующем году вновь поднял этот вопрос вновь. «Оливер Кромвель был одним из основателей флота, и вряд ли отыщется человек, который сделал для него столько, сколько он, - писал Черчилль королевскому секретарю лорду Стамфордхэму. - Я уверен, что в истории нет ничего способного оправдать мнение, будто присвоение такого имени кораблю может как-то очернить королевский двор Вашего Величества. Наоборот, то великое политическое и религиозное движение, чьим инструментом являлся Кромвель, было тесно связано с силами, которые через долгую череду правителей привели Его Величество на трон конституционной и протестантской страны. Горечь мятежей и тираний прошлого уже давно перестала возбуждать умы людей, но достижения страны и её величайших деятелей выдержали испытание временем».


Король держался другого мнения. Помимо «личной неприязни» в его позиции был и политический расчет – в Ирландии назревала революционная ситуация, и в этот момент называть новый линкор именем, которое для ирландцев звучит… позволю более близкую нам  аналогию - как Ермолов для кавказских горцев, - это не самый умный шаг.


«По Вашему мнению, такое название будет очень хорошо принято. Однако смею Вам напомнить, что когда в 1895 году тогдашнее правительство предложило возвести на общественные средства статую Оливера Кромвеля, это предложение встретило сильные возражения ирландцев и оппозиции и было отвергнуто большинством в 137 голосов… Вполне логично ожидать не меньшего сопротивления идее связать имя Кромвеля с военным кораблем, на который потрачены миллионы общественных средств, - отвечал Стамфордхэм Черчиллю. - Каковы бы ни были личные чувства Его Величества по отношению к Кромвелю, он уверен, что Ваше  предложение вызовет чувства антагонизма и религиозной розни, аналогичной тем, что проявились 17 лет назад, тем более во времена, когда – особенно в Ирландии – есть признаки того что «горечь мятежей и тираний прошлого» не «перестала волновать умы людей».


Черчилль готов был продолжить борьбу, когда получил записку от адмирала Людвига Баттенберга: «Весь мой опыт в Адмиралтействе и близкое общение с тремя суверенами приводят меня вот к какому выводу: во все времена решения суверена относительно присвоения названий судам Его величества первыми лордами воспринималось как окончательное. Склонен думать, что вся Служба в данном случае будет настроена против Вас».


Что ж, с Кромвелем не получилось. Но Черчилль не успокоился. Не хотите лорда-протектора, возьмите премьер-министра. В 1913 году Первый морской лорд предлагает присвоить новому линкору имя «Питт». Уильямов Питтов среди премьеров было аж двое, причем премьерство Питта-младшего пришлось на героические годы борьбы с Наполеоном. Черчилль переговорил с Асквитом, нынешним премьером, и тот счел идею вполне уместной.


Однако на сей раз Черчилля подвел… английский язык. Pit помимо основного значения – яма, углубление, впадина, - употребляется и в массе других, соредии которых «выгребная  яма», «братская могила», преисподняя». И то, что в имени премьера есть лишняя tPitt – дела, вобщем то, не меняло. На сей раз королевский серетарь в своем ответе даже не смог удержаться от явительного тона: «Его Величество склонен считать, что название Pitt отнюдь не является одним из тех благозвучных или возвышенных имен, которым до сих пор называли линкоры. Более того, всегда существует опасность, что этому кораблю будут давать скверные клички, созвучные с его названием».


Черчилль вновь пытался настаивать, утверждая, что имя Питт вызывает «исторические ассоциации, связанные с величайшими событиями». Однако секретариат короля тоже навел справки. И что же выяснилось? «Из тех отчетов, что Вы прислали, Его Величество узнал, что два судна, носивших название «Питт», использовались как углевозы; одно было захвачено французским капером, а второе было передано флоту Ост-Индийской компании, причем имя «Питт» при этом было заменено на «Дорис». Да уж, с историческим ассоциациями тоже не повезло.   



В конце концов Черчилль отступился, благо заняться Первому морскому лорду в преддверии Первой мировой было чем.


Реванш он взял в годы Второй мировой, когда именем Кромвеля был назван один из английских танков. Тут уж никто не мог возразить ему: танк – это прямая ассоциация с кромвеллевскими «железнобокими».


Но на этом Черчилль не остановился. В 1943 году англичане начали строительство новой серии эсминцев – C. Традиционно названия им присваивались по первой букве серии. Так в составе Королевского флота всё-таки появился HMS Cromwell (R35). Но… не судьба так не судьба.



HMS Cromwell
«Кромвель» был спущен на воду
в августе 1945-го. Черчилль к тому времени проиграл выборы и уже два месяца как был в отставке. Так что когда в 1946-м возникла необходимость продать норвежцам пару эсминцев, то первым кандидатом стал угадайте кто. В Норвегии его тут же переименовали в «Берген». Так что пребывание «Кромвеля» в составе королевского флота осталось скорее историческим анекдотом.

 




 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments