contra
1. Тезисы доклада управляющего Военно-морской инспекцией ЦКК РКП(б) С. И. Гусева о военно-морском строительстве СССР
2. Циркулярное письмо помощника начальника Штаба РККА М. Н. Тухачевского о сокращении программы строительства морского флота в связи с приоритетом сухопутных сил и авиации
& pro
3. Обращение третьего Всесоюзного совещания военных моряков-коммунистов в ЦК РКП (б), ЦКК и РВС СССР по вопросам строительства РККФ и принятая совещанием резолюция
4. Из протокола № 218 заседания расширенного пленума Реввоенсовета СССР по рассмотрению военно-морской программы
Отрывок из книги С.Т. Минакова
«Сталин и его маршал»
Москва – Яуза – Эксмо, 2004 г.
Стр. 366-369
Документы здесь
В завершение небольшое ИМХО.
Я не специалист в области флота, и по прочтении у меня осталось несколько двойственное впечатление. С одной стороны товарищей-сухопутчиков (Гусева и Тухачевского) несколько заносит, когда они пишут про решительный отказ от линкоров, крейсеров и эсминцев и про преобразование флота в главное управление береговой обороны. С другой стороны, читая ответ их оппонентов и зная реальное состояние страны, ее экономики, финансового состояния, уровня промышленного развития, видя плачевное состояние флота, даже на поддержание которого в сносном состоянии средств не хватало – ИМХО, приходишь к мнению, что их приземленность куда как более соответствовала тогдашним реалиям, в отличие от – несколько, эээ… чрезмерно оптимистичных – планов Морведа по постройке авианосцев и крупного флота.
(P.S.. а ведь планы авианосцы постоянно присутствуют в документах того времени – интересно, насколько всерьез рассчитывали их построить во второй половине 20-х гг.?)