Александр "Марксыч" Козлов (marxowitch) wrote in mil_history,
Александр "Марксыч" Козлов
marxowitch
mil_history

Военно-морская загадка полуторавековой давности...

Листал недавно в новосибирской "Топ-Книге" вот эту книжицу:

Долго облизывался, но так и не купил - больно много за неё торговая братия хочет (700 руб. (!!!))
Однако в процессе листания подчерпнул интересную инфу - оказывается американцы после почти полуторавекового забвения наконец-то нашли и подняли утонувшую в 1864 г. первую "боевую" подводную лодку «H.L. Hunley».

Энциклопедический словарь скупо повествует о ней:
"Первая настоящая подводная лодка, принявшая участие в вооружённых действиях, была создана в США Хорасом Л. Ханли (H.L.Hunley) во время Гражданской войны для флота Конфедерации (южан). Погружение осуществлялось заполнением двух балластных цистерн на носу и корме , которые для всплытия продувались ручными помпами, а для срочного всплытия сбрасывался железный балласт, закреплённый на днище. Гребной винт вращался при помощи коленчатого вала восемью матросами. Вооружение состояло из мины, закреплённой на длинном стальном шесте на носу лодки. Наблюдение, вход и выход экипажа из лодки осуществлялись через две небольшие башенки с люками.

17 февраля 1864 года лодка конфедератов потопила паровой корвет северян "Housatonic", причём ей удалось спастись после взрыва.

Но спустя 45 минут она затонула от приливной волны, захлестнувшей открытый люк, открыв счёт авариям на подводных кораблях, но тем не менее доказав возможность их боевого применения."
Впрочем, долгое время бытовала и версия о том, что лодку-де затянуло в пробоину, образовавшуюся после взрыва в борту корабля-жертвы.
Чтобы доказать или отвергнуть эти теории требовалось немного - найти «H.L. Hunley», поднять со дна морского и осмотреть на предмет повреждений или открытых люков. Но найти лодку не удавалось. По крайней мере, ее не было вблизи того места, где произошла атака.
Итак, старые, не подлежащие сомнению факты.
В тот вечер эта субмарина конфедератского флота под командованием 24-х летнего лейтенанта Джорджа Диксона атаковала корабль северян, корвет «Housatonic». Атака была успешной, вражеский корабль затонул. Подав на берег сигнал фонарём об успехе операции, лодка отправилась назад, на базу, но бесследно исчезла по дороге домой и судьба ее была загадкой вплоть до 2000 года.
Чарльстонская бухта, образованная слиянием двух рек Купер и Эшли хоть и огромна по размерам, но мелководна в горловине.
Судоходным является только строго определенный узкий фврватер. С юга этот фарватер охраняется фортом Самтер, что стоит на крошечном скалистом островке. С севера - фортом Моултри, что на Сэлливановом острове. Вот сюда-то летом 1863 года и было переправлено новейшее секретное оружие южан - подводная лодка «H.L. Hunley», названная так по имени своего конструктора.
Построенная в Алабаме, она была доставлена в Чарльстон (Южная Каролина) на двух железнодорожных платформах. В целях конспирации транспортировка осуществлялась по ночам.
Лодка имела стальной клепанный корпус длиной двенадцать метров, шириной один метр и высотой метр с четвертью. В носовой и кормовой части находились две башенки диаметром около полуметра с иллюминаторами. В них же были устроены люки. Экипаж лодки - девять человек. Командир стоял в носовой части таким образом, что голова его находилась в передней башенке. Он осуществлял управление рулями, в том числе рулями глубины, находящимися по бортам. Для погружения и всплытия использовались заполняемые водой балластные цистерны. Их также две - одна в корме и одна в носу. Заполнялись эти цистерны путем открытия забортного клапана, а осушались с помощью ручного насоса. Носовой цистерной управлял командир, кормовой - первый помощник.

Конечно, заполнение и продувка обеих цистерн должны были проводиться одновременно, иначе лодка опрокинулась бы на нос или на корму. Кроме того, для экстренного всплытия использовался отсоединяемый груз из литого чугуна. Стоит командиру потянуть за нужный рычаг как груз сброшен, и лодка будто поплавок, выскакивает на поверхность. Из навигационных приборов - только магнитный компас, практически бесполезный внутри железного корпуса. А вот второй "прибор" очень важен. Это зажженная свечка, которая свидетельствовала о том, что в лодке достаточно кислорода. Если свечка гаснет нужно немедленно всплывать. Кроме того - это источник внутреннего освещения. В надводном положении судно вентелировалось специальными воздухозаборниками. Для подводного плавания имелся баллон со сжатым воздухом.

Все члены экипажа за исключением командира были заняты лишь только тем, что вращали гребной винт с помощью специальных рукояток и сообщали кораблю скорость около трех узлов.
Атака на вражеское судно могла осуществлялась при помощи т.н. "шестовой мины".

Месяцы были потрачены для тренировки экипажа. Отрабатывались все мыслимые ситуации, которые могли сложиться в боевой обстановке.
Несколько раз командир провел интересный эксперимент, результатом которого гордился. Точно удалось выяснить, как долго экипаж может дышать тем воздухом, запас которого имеелся в баллоне. «H.L. Hunley» уходила под воду и ложилась на дно. Оказалось, что можно было продержаться, не всплывая, два с половиной часа, пока не гасла сигнальная свечка.
И вот 17-го февраля 1864 года наступил звездный час лейтенанта Диксона и его храброго экипажа. Целью стал корвет «Housatonic», прибывший на помощь северянам и ставший на якорь в прямо на фарватере. Место стоянки выбрали так, что корабль оказался вне досягаемости береговой артиллерии, и напрочь перекрыл сообщение Чарльстона с внешним миром.
Итак, в 15:40 прилив достиг наивысшей точки и вскоре уровень воды у побережья пошел на убыль. В такие часы в городской бухте возникает течение, направленное в океан. Течение постепенно нарастало и должно было достигнуть наибольшей силы к 7 часам вечера. «H.L. Hunley»отчалила от Сэлливанова острова как раз в это время. Все было рассчитано.Течение должно было помочь добраться до вражеского корабля. А потом, около десяти вечера, опять начнется прилив, который поможет вернуться обратно.
Прошел один час и сорок пять минут после отплытия. "Глядите, кит!" - крикнул кто-то на борту корвета, указывая на темную массу, поднимающуюся из глубины в ореоле фосфоресцирующей воды.Ошибку поняли слишком поздно, когда в бурлящей пене обозначился покрытый заклепками металлический корпус, блеснули в лунном свете зловещие глазницы иллюминаторов. По лодке открыли беспорядочную стрельбу из ружей, но что толку?
Пули отскакивали от стальной обшивки как горошины. Пушки использовать было невозможно, ибо для этого потребовалось бы опустить ствол вниз, чего не позволяла конструкция тогдашних орудийных станков. В последние секунды корабль пытался сняться с якоря и совершить маневр, но поздно! Мина ударила в борт корвета как раз в том месте, где находился пороховой погреб. Красное зарево рванулось над Чарльстонским рейдом и в отблесках пожара разваливающегося на куски корабля, «H.L. Hunley» дала "полный назад" и с шипением исчезла в пучине.
Двадцать минут спустя на том месте, где стоял «Housatonic» плавала куча обломков и барахтающихся людей.
В 21:30, то есть почти через час после атаки над водой блеснул синий огонек сигнального фонаря, вызвавший овацию на позициях южан. Сигнал этот означал только одно - "Возвращаюсь с победой. «H.L. Hunley»".
Однако прошел час, другой, наступило хмурое зимнее утро, а с ним и отрезвление от успеха. «H.L. Hunley» не вернулась. Она исчезла в Чарльстонской бухте, унеся с собой весь экипаж.
Поиски лодки начались спустя более чем сто лет, в 1974, году и велись около двух десятилетий. Ну не чудо ли? К тому времени уже нашли "Титаник" в центре Атлантики на огромной глубине. А «H.L. Hunley», пропавшая практически на глазах, где-то совсем у берега все еще не находилась.
Наконец в 1994 году удалось обнаружить магнитную аномалию на дне Чарльстонской бухты и в мае 1995 подводные раскопки подтвердили, что лодка наконец найдена. Она лежала на глубине всего десяти метров, покрытая слоем ила, менее чем в полумиле от того места где произошло сражение. 8 августа 2000 г. лодка была поднята и передана военно-морской базе в Чарлстоне.
Обошлось это мероприятие в 17 миллионов долларов (!!!), из которых три выделило правительство Южной Каролины, два - Пентагон, а остальные двенадцать миллионов собирались по крохам из добровольных пожертвований.
Лодку подняли, уложив ее предварительно в мягкую пенопластовую "коробочку", доставили в специально построенную для нее лабораторию, где и поместили в бассейн с морской водой, чтобы избежать влияния резкой смены среды.

Работа осложнялась тем, что корпус лодки за прошедшие с момента затопления годы был доверху заполнен илом.
Наконец, в феврале 2001 года учёные проникли внутрь корпуса лодки.
Они рассчитывали на быструю разгадку причин гибели лодки, но вместо этого обнаружили целый букет новых тайн. «H.L. Hunley» не была повреждена ни взрывом ни столкновением с другим кораблем. Люки были закрыты. Правда иллюминатор на командирской башенке был разбит, но когда это произошло - выяснить не удалось. Выяснилось, что в последний момент выполнялись какие-то манипуляции с одной балластной цистерной. Очередная загадка. Почему работали только с одной цистерной, а не с двумя, как это подсказывает логика? Было ли это всплытие или погружение? Кроме того, появились основания думать, что какие-то действия проводились и с передним люком.
Останки погибших людей хорошо сохранились, но о чудо! Стало ясно, что в лодке только 8 человек. Куда же делся девятый? Неужели спасся?
Расположение костей погибших тоже удивило. Исследователи ожидали найти их около люков, ведь во время затопления лодки люди пытались бы вырваться наружу. Но нет! Все погибли на своих обычных местах. Неужели смерть их была столь стремительна, что они ничего не успели понять? Что могло случиться? Положение только одного человека наводило на мысль, что он пытался спастись.

Неожиданностью для ученых стало обнаружение бронзового медальона у одного из членов команды. По надписи на медальоне в нём опознали..."северянина", то есть врага конфедератов-"южан"...
И сразу возникает новая версия. На лодке был замаскировавшийся враг! Раньше он тихо шпионил, но после успеха операции он осознал, сколь грозным оружием располагает противник и решился на отчаянный поступок. Утопил лодку ценой своей жизни. Возможно?
Да, в истории немало подобных случаев, но только фактами все это не подтверждается. Во-первых, как можно голыми руками пустить ко дну исправный железный корабль? И почему нет следов борьбы, неизбежной в данной ситуации?
А вот еще одна версия, и она очень похожа на правду.
После успешной атаки «H.L. Hunley» отправляется домой. Но какова обстановка? В стане врага царит паника и смятение. На помощь тонущему корвету спешат спасательные суда. Синий сигнал фонаря наверняка замечен не только своими, но и противником. И как знать, быть может возмездие уже приближается. Люди смертельно устали от многочасовой работы, и нервного стресса. В этой ситуации командир принимает замечательное решение. Погрузиться и лечь на дно. Да! Как это делалось на тренировках. Можно отдохнуть два часа, переждать суматоху и к тому же дождаться приливноготечения, максимум которого ожидается около полуночи. Течение вынесет лодку прямиком к родному берегу, не требуя особой работы экипажа.

И «H.L. Hunley» ложится на дно. Наступает гробовая тишина. Внутри лодки царит темнота, едва оживляемая сигнальной свечкой. Впервые за долгие часы люди бросили ненавистные рычаги и слонили головы на натруженные руки...
Они заснули!
И никто не заметил, как от недостатка кислорода погасла свечка. И вскоре все умерли во сне.
...Жуткая версия... Так это или нет, ясно одно - люди погибли в результате роковой, мелочи, страшной своей нелепостью.
Кстати, версия об уснувшем экипаже получила в последнее время дополнение, которое многое объясняет.
Представьте, экипаж уснул. Погасла сигнальная свечка. И вдруг кто-то из матросов приходит в себя.
(Вспомним, один человек, похоже, пытался спастись, в то время, когда остальные находились на своих местах).
Он пытается разбудить товарищей, но тщетно! Они либо без сознания, либо мертвы. Тогда он бросается к балластной цистерне и пытается откачать из нее воду.
(В последний момент что-то делали с балластной цистерной).
Но он - простой матрос, он не знает, как справиться с насосом. Да и нельзя этого делать, ибо лодка опрокинется. Этого он тоже не знает. С насосом ничего не выходит. Тогда в отчаяньи он решается открыть люк.
(Что-то делали с люком).
Быть может удастся выскочить. А остальные - они все равно уже не проснутся. Но на глубине 10 метров крышка прижата давлением в две тонны.
Этот несчастный человек так и погиб там, у люка, не зная того, что можно было б дернуть за рычаг аварийного всплытия и отсоединить чугунный груз под днищем.
(Так и просятся на язык слова:"Учите матчасть, салаги!")
Вот такая гипотеза. А правда и по сей день покрыта мраком. Но хочется верить, что истина когда-нибудь выяснится. Сейчас на «H.L. Hunley» работает множество людей - историки, археологи, криминалисты, генетики.
Миллиметр за миллиметром они тщательно исследуют каждую мелочь.
P.S. Похороны лейтенанта Диксона и его команды прошли осенью 2003 года на Чарльстонском кладбище "Магнолия".
P.P.S. Небольшое дополнение...
Рассказывали что в сражении у местечка Шилоу в лейтенанта Джорджа Диксона (будущего командира лодки) попала пуля, но ударившись о монетку-талисман, лежащую в нагрудном кармане срикошетила. Во времена гладкоствольных дульнозарядных ружей это порой случалось...
Со временем история эта обогатилась романтическими подробностями, столь ценимыми на американском юге. Монета эта якобы, была подарком любимой девушки лейтенанта...
А уже в XXI веке молодая сотрудница лаборатории, где изучали останки «H.L. Hunley» во время удаления заполнившего корпус лодки ила обнаружила какой-то твёрдый предмет. После того, как его отмыли от ила, оказалось, что это была изогнутая от удара пули золотая монета, с черной свинцовой
отметиной. На обратной стороне монеты обнаружилась гравировка:
"Шилоу, 6-e Апреля, 1862.
Моей жизни Спаситель.
Дж. Е. Д.".

Материалы взяты отсюда:
http://vmk.vif2.ru/battles/Civil_war_USA/Dikson/article.html
http://www.compulenta.ru/2001/1/31/7704
http://www.arh.ru/~dak/submarine_ru/Hunley.htm
http://www.chas-daily.com/win/2001/05/24/v_43.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments