babs71 (babs71) wrote in mil_history,
babs71
babs71
mil_history

Categories:

Петербург. Николаевское кавалерийское училище.

Оригинал записи: https://babs71.livejournal.com/1144357.html

В конце Лермонтовского проспекта выделяется большое здание в стиле классицизм (Лермонтовский пр., 54/12-я Красноармейская ул., 30). В его почти двухсотлетней истории наиболее яркая страница связана с теми временами, когда здесь размещалось одно из самых известных военных учебных заведений русской армии — Николаевское кавалерийское училище (впрочем, название это использовалось в основном в официальных документах, а сами кавалеристы в разговорах именовали его «Славной школой» или просто «Школой»).
IMG_1689.JPG
Училище было основано указом Александра I в 1823-м году как Школа гвардейских подпрапорщиков. Ее штат изначально состоял из начальника, инспектора классов, 8 обер-офицеров в чине не ниже поручика и 120 юнкеров. Позднее, в 1826-м году в школе появился эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии и школа стала именоваться Школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Scan_20190404.jpg "У карцера. Маршировка юнкеров". Литография по рисунку А. П. Шан-Гирея:
Школу временно разместили в казармах Лейб-гвардии Измайловского полка, пока под руководством архитектора А. Е. Штауберта велась перестройка купленного в казну бывшего дворца графов Чернышевых. Работы по перестройке завершились в 1825-м году и школа разместилось в новом здании.
Scan_20190404 (2).jpg Фасад особняка графа Чернышева. гравюра с чертежа Ж.-Б.- М. Валлен-Деламота.
В 1839-м году здание школы стали перестраивать в Мариинский дворец, и школа переехала в здание на Лермонтовском проспекте (тогда он именовался Загородным проспектом). С этого момента училище вплоть до 1917-го года располагалось здесь.
IMG_1680.JPG
Здание на Лермонтовском проспекте изначально было построено в 1819-1820 годах известным инженером В. К. Фон Треттером (автором петербургских цепных мостов) для размещения Военно-строительной и Кондукторской школы Корпуса инженеров путей сообщений (учебного заведения, готовившего средний технический персонал строительного профиля). Изначально оно было двухэтажным, а современный вид приняло после того, как в 1823-м году уже упоминавшийся А. Е. Штауберт перестроил его.
IMG_1691.JPG
В 1859-м году звание подпрапорщика было упразднено и Школу переименовали в Николаевское училище гвардейских юнкеров, а в 1864-м году в рамках реформы военного образования Школу преобразовали в Николаевское кавалерийское училище.
6152940243_e5c0a00580_b.jpg
Изначально училище готовило офицеров для регулярной кавалерии, но в 1890-м году в училище открылась казачья сотня и училище стало готовить офицеров и для казачьих войск. Теперь училище фактически состояло из двух отделений: «эскадрона» и «сотни», практические занятия по военной подготовке у них велись раздельно, а теоретические занятия проводились совместно.
79aa6a5b2d2721d350088d837b71dce3.jpg
Об условиях жизни в училище оставил воспоминания В.С. Литтауэр: «... жизнь, проходившую внутри этого здания, нельзя назвать иначе как спартанской. Наш небольшой эскадрон делился на три взвода, и у каждого взвода была своя спальня. В спальне с высокими потолками в два ряда стояли койки. Высокий металлический штырь, вделанный в изголовье каждой койки, предназначался для сабли и фуражки; на стоявший в ногах койки табурет ежевечерне аккуратно складывалась одежда. У стены под углом в сорок пять градусов поднималась до потолка лестница, на которой мы по утрам перед завтраком должны были выполнять обязательное упражнение: подниматься до потолка и спускаться с помощью рук. Я всей душой ненавидел это занятие. Вдоль другой стены тянулся длинный ряд составленных в козлы винтовок. В туалетных комнатах не было ванн или душа, только тазы. Раз в неделю нас водили в русскую баню, которая располагалась в отдельно стоящем здании на заднем дворе. Камердинеры были единственной позволенной нам роскошью – один на восемь юнкеров.»
IMG_1678.JPG
Характерной чертой обучения в училище был цук — разновидность дедовщины. Поскольку курс обучения длился два года, юнкера делились на две категории: первогодки - «звери» и второгодки - «корнеты». Звери во всем были обязаны подчиняться корнетам.
IMG_1684.JPG
Как пишет Литтауэр, «мы, к примеру, должны были, если к нам обращался корнет, встать по стойке «смирно», демонстрируя уважение к старшему, и мгновенно вскакивать, если корнет заходил в комнату. Кроме того, «звери» должны были знать некоторые факты из истории русской кавалерии, которые не являлась частью обязательной программы обучения. Например, имена командующих всех кавалерийских полков, где дислоцировались их полки; уметь до малейших подробностей описать их форму и т. д. и т. п. Мало того, мы должны были запомнить имена любимых девушек всех корнетов. Девушки постоянно менялись, и не было конца этой изнурительной процедуре запоминания девичьих имен. Корнеты наказывали «зверей» за хмурый взгляд, недовольный ответ, невыученное имя и еще за массу подобных «провинностей». Наказание главным образом сводилось к отжиманию от пола или приседаниям; нормой считалось сто приседаний или отжиманий, но иногда доходило и до пятисот.
photo_336-344081.jpg
Эти принудительные физические упражнения и то, что практически постоянно приходилось принимать строевую стойку, ужасно выматывали и морально, и физически, зато с точки зрения армии оказывали положительное воздействие, развивая уважение младших к старшим по званию – даже если они поступили в школу всего на год раньше. Хотя все эти действия носили противоправный характер, офицеры, в свое время сами прошедшие через подобные испытания, закрывали глаза на издевательства старших над младшими. Мгновенно подавлялись только возникавшие иногда жестокие и оскорбительные формы издевательства».
c59695e1540841b3b173e8902d3b6172.jpg
Формально юнкер, поступавший в училище, мог избежать цука. В самом начале ему задавался вопрос о том, как он будет служить: «по славной ли училищной традиции, или по законному уставу?» Теоретически можно было выбрать устав и не подвергаться цуку, однако это означало бойкот со стороны других юнкеров, а также серьезно портило дальнейшую карьеру, поэтому такой выбор был крайне редким.
6153474086_9942a785e6_b.jpg
Существовала особая церемония посвящения зверей. Вот как ее описывает еще один бывший юнкер, Г. И. Лисовский: «Спустя некоторый срок после дня нашей присяги, старший курс устраивал нам торжественное чтение знаменитого «Приказа по курилке». Приказ этот, как говорят, был впервые именно написан Лермонтовым и только впоследствии соответствующим образом дополнялся. После окончания занятий, перед вечернею перекличкой, в отдалённую юнкерскую курилку собиралась вся молодёжь, выстраивалась вдоль стен этой комнаты и терпеливо ожидала последующих событий. Один за другим, с зажжёнными свечами в руках, входили в курилку корнеты. У каждого из них на голове надета офицерская фуражка его любимого полка, преимущественно того полка, в какой он предполагал выйти при производстве. Мы, молодые, неподвижно и покорно стояли на своих местах, а разгуливавшее непринуждённо вдоль наших шеренг корнетство освещало нас своими свечами и пристально разглядывало каждого из нас, как бы интересуясь нашим зверским и хвостатым видом. Затем — громко и торжественно звучала команда «смирно» — и начиналось чтение великого приказа. Его внятно и чётко читал один из «майоров» — т.е. юнкер, оставшийся на младшем курсе на второй год. Майор имел на голове особую «майорскую» фуражку — её тулья и околыш представляли мозаику из кусочков цветов всех полков, имевшихся в рядах конницы. Два корнета с шашками, взятыми «на караул», стояли по бокам «майора», читавшего приказ. «Звери, сугубые звери — хвостатые, мохнатые, пернатые!» — так приблизительно начинался текст приказа, разделённого на пункты... «Сугубые звери! — земля трескается, камни лопаются, воды выходят из берегов при виде вас, сугубых и хвостатых! И было утро — и был вечер — пункт первый! Помните, звери, что вступив под своды славной Гвардейской школы — вы становитесь жалким подобием её юнкеров! А потому, сугубые звери, — вы должны помнить о том высоком достоинстве, которое на вас возложено, и делать всё возможное, чтобы ничем не уронить чести, возложенной на вас!... А потому — вы должны...» И дальше начинался ряд параграфов, в которых излагались правила и традиции, которые мы должны были соблюдать. Было много шутливого, балаганного — но было много и очень дельного, серьёзного, весьма умело скрывавшего под шуткой разумное правило, соблюдение которого вело к положительным результатами... С произнесением последнего слова приказа все корнеты неожиданно тушили свечи — и в курилке воцарялась сразу глубокая, непроходимая тьма. И вместе с наступлением этой тьмы хор корнет начинал петь вступление к «3вериаде» [по преданию, тоже написанной Лермонтовым].
— Темно... Темно... Темным-темно-темно — Весь авангардный лагерь спит — Крепко спит!..
И затем, быстро зажигая все свечи, корнеты дружно начинали самую «Звериаду».
Как наша школа открывалась,
Над ней разверзлись небеса,
Завеса надвое распалась,
И были слышны голоса и т.д.
Воспроизводить ли мне текст этой песни? Я воздержусь от этого. Звериада Николаевской школы послужила образцом для многих других звериад, и, потому слова её в достаточной мере известны. После окончания пения «Звериады» вся молодёжь должна была «пулей» покинуть курилку под поощрительные крики корнетов
».
IMG_1679.JPG
Учебный курс включал в себя такие предметы, как тактика, военное дело, топография, военная администрация, иппология (наука о лошадях), артиллерия, фортификация, право, гигиена и черчение. Также преподавались общеобразовательные предметы: Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, математика, механика, география, физика, химия (от ее преподавания впоследствии отказались), история, экономика, государствоведение и психология.
IMG_1692.JPG
Перечень предметов выглядит достаточно солидно, однако юнкера не слишком налегали на учебу. Они старательно зубрили уставы, серьезно относились к иппологии, но другие предметы изучали спустя рукава.
IMG_1683.JPG
Вновь процитирую Литтауэра: «Одним из предметов был краткий курс артиллерии … За первую контрольную работу по этому предмету я получил наивысший балл, двенадцать. Вечером, когда мы сидели на соседних койках, мой «дядя» сказал:
– Ну, порадуй дядю. Расскажи, какую оценку ты получил сегодня по артиллерии.
– Двенадцать, – не скрывая гордости, ответил я.
– Ты понимаешь, что наделал? Ты опозорил нашу «славную школу»! В следующий раз ты должен получить ноль.
Я ничего не понял, но в следующий раз я сделал так, как мне было приказано, и довольный «дядя» заметил:
– Ты не безнадежен!

С гораздо меньшим энтузиазмом [чем иппологию] мы изучали такой полезный предмет, как армейские средства связи: полевые телефоны, телеграф, гелиограф и азбуку Морзе. Кроме того, в рамках этого курса мы изучали использование взрывчатых веществ для подрыва вражеских железных дорог и мостов. Впоследствии, уже во время войны, мне не раз пришлось горько пожалеть, что я так мало внимания уделял этому предмету
».
При таком специфическом отношении к учебе становится даже удивительным, что именно это учебное заведение окончили многие выдающиеся деятели русской культуры. А самым знаменитым выпускником этого учебного заведения стал М. Ю. Лермонтов. В училище гордились этим фактом, и здесь даже существовал музей поэта.
IMG_1690.JPG
Стоит отметить, что в училище Лермонтов был заводилой многочисленных проказ. Вот несколько воспоминаний о нем:
В. В. Боборыкин: «Лермонтов, Лярский, Тизенгаузен, братья Череповы, как выпускные, с присоединением к ним проворного В.В. Энгельгардта составляли по вечерам так называемый ими «Нумидийский эскадрон», в котором, плотно взявши друг друга за руки, быстро скользили по паркету легкокавалерийской камеры, сбивая с ног попадавшихся им навстречу новичков. Ничего об этом не знавши и обеспокоенный стоячим воротником куртки и штрипками, я, ни с кем не будучи еще знаком, длинными шагами ходил по продолговатой, не принадлежащей моему кирасирскому отделению легкокавалерийской камере, с недоумением поглядывая на быстро скользящий мимо меня «Нумидийский эскадрон», на фланге которого, примыкающем к той стороне, где я прогуливался, был великан кавалергард Тизенгаузен. Эскадрон все ближе и ближе налетал на меня; я сторонился, но когда меня приперли к стоявшим железным кроватям и сперва задели слегка, а потом, с явно понятым мною умыслом, порядочно толкнули плечом Тизенгаузена, то я, не говоря ни слова, наотмашь здорово ударил его кулаком в спину, после чего «Нумидийский эскадрон» тотчас рассыпался по своим местам, также не говоря ни слова, и мы в две шеренги пошли ужинать. Строились по ранжиру, тяжелая кавалерия впереди, и я по росту был в первой фланговой паре. За ужином был между прочим вареный картофель, и когда мы, возвращаясь в камеры, проходили неосвещенную небольшую конференц-залу, то я получил в затылок залп вареного картофеля и, так же не говоря ни слова, разделся и лег на свое место спать. Этот мой стоицизм, вероятно, выпускным понравился, так что я с этого первого дня был оставлен в покое, тогда как другим новичкам, почему-либо заслужившим особенное внимание, месяца по два и по три всякий вечер, засыпающим, вставляли в нос гусара, то есть свернутую бумажку, намоченную и усыпанную крепким нюхательным табаком»
IMG_1688.JPG
Н. С. Мартынов: «Как скоро наступало время ложиться спать, Лермонтов собирал товарищей в свой номер; один на другого садились верхом, сидящий кавалерист покрывал и себя, и лошадь свою простынёй, а в руке каждый всадник держал по стакану воды (эту конницу Лермонтов называл «Нумидийским эскадроном»). Выжидали время, когда обречённые жертвы заснут; по данному сигналу эскадрон трогался с места в глубокой тишине, окружал постель несчастного и, внезапно сорвав с него одеяло, каждый выливал на него свой стакан воды. Вслед за этим действием кавалерия трогалась с правой ноги в галоп обратно в свою камеру. Можно себе представить испуг и неприятное положение страдальца, вымоченного с головы».
IMG_1698.JPG
В 1907-м году было решено установить памятник поэту.
IMG_1672.JPG
По инициативе начальника училища генерал-майора Де-Витта в 1907-м году был образован Комитет по сооружению памятника М.Ю. Лермонтову перед зданием училища на Ново-Петергофском проспекте.
IMG_1674.JPG
1 октября 1913 г. состоялась церемония закладки памятника.
IMG_1675.JPG
IMG_1677.JPG
Автором модели стал скульптор Б. М. Микешин (отливали статую на бронзолитейном заводе Карла Робекки в Петербурге).
photo_340-348865.jpg
Открытие памятника планировалось на 1 октября 1914 г., но было отложено из-за войны.
IMG_1676.JPG
В результате памятник торжественно открыли 9 мая 1916 г.
IMG_1673.JPG
В том же 1916-м году было открыто еще три бюста других знаменитых выпускников: композитора М. П. Мусоргского, путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского и генерал-майора Н. П. Слепцова, погибшего на Кавказской войне.
IMG_1670.JPG
IMG_1671.JPG
IMG_1681.JPG
IMG_1682.JPG
Автором всех бюстов был скульптор В. В. Лишев. Однако в 20-е годы бюсты были сняты и до наших дней не дошли. В 80-е годы два из этих бюстов воссоздал заново скульптор А. П. Тимченко.
IMG_1694.JPG
IMG_1695.JPG
IMG_1696.JPG
IMG_1697.JPG
Еще один мемориал, связанный с училищем, находится на противоположной стороне здания.
IMG_1647.JPG
IMG_1644.JPG
В 1917-м году на фасаде церковного флигеля был установлен горельеф работы скульптора И. В. Крестовского. Это был памятник выпускникам училища, погибшим на Первой Мировой войне.IMG_1645.JPG
IMG_1646.JPG
В октябре 1917-го года училище было расформировано. Правда в феврале 1921-го года училище было возрождено в Галлиполи. Впоследствии оно было эвакуировано в Югославию, где действовало вплоть до 1923 года, произведя 4 выпуска.
IMG_1686.JPG


P.S. В субботу, 13 апреля состоится экскурсия "Русский Кембридж".
Экскурсия будет посвящена окрестностям станций метро "Площадь Мужества" и "Политехническая". В начале прошлого столетия здесь располагались многочисленные дачи. В то же время эта загородная местность являлась одним из центров высшего образования России (здесь располагаются Лесной и Политехнический институты), являясь своеобразным аналогом английского Кембриджа. Здесь же в 19-м столетии было одно из самых популярных мест для дуэлей, а в 20-м столетии были построены выдающиеся памятники стилей модерн и конструктивизм.

Среди прочего мы увидим:
Особняк Котлова - Поликлинику и детскую консультацию 30-х годов - комплекс зданий Лесотехнической академии - Памятник на месте дуэли Чернова с Новосильцевым и Орлово-Новосильцевская богадельня - Круглая баня в Лесном - Школа на Политехнической улице - комплекс зданий Физико-Технического института - комплекс зданий Политехнического института - комплекс зданий Академии связи - здание фермы Бенуа

Узнать подробности и записаться можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1143312.html
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments