Каминская Тамара (katani08) wrote in mil_history,
Каминская Тамара
katani08
mil_history

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 5)

Самокиш - Лейб-гусары - до 1905.jpg

Николай Самокиш (1860-1944) - Лейб-гусары (до 1905)




Атака Павлоградского гусарского полка
Фрагмент из кинофильма "Война и мир" производства Великобритании, Канады, США (2016)

В роли Николая Ростова - Джек Лауден





4maf.ru_pisec_2018.01.31_20-16-02_5a71f9843ca23.gif





В России гусарская служба была очень престижной - в гусарах служили представители знатных и богатых семейств. Многие известные люди и среди них писатели и поэты служили в гусарских полках. О Денисе Давыдове, который был создателем оригинального стихотворного жанра - гусарской лирики, романтизировавшей военную службу, уже шла речь в предыдущем сюжете.



Дмитрий Кардовский (1866-1943) - Портрет Грибоедова.jpgВ ранней молодости в гусарах служил и Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829).

Война 1812-го года помешала ему продолжить образование - он записался в Московский гусарский полк корнетом, но воевать ему не привелось - всю войну он пробыл в резерве в Казанской губернии. В декабре 1812-го года его перевели в Иркутский гусарский полк. В отставку он вышел в 1816-ом году. Но погусарствовать он успел на славу: кутил, веселился и волочился за дамами, впрочем, как и все гусары.

Когда его полк стоял в Брест-Литовске, он из озорства верхом на лошади заявился на бал, на который не был зван, - въехал прямо на второй этаж. Из озорства же пробрался в польский костёл во время богослужения и стал играть на органе что-то из духовной музыки - пианистом он был замечательным, но в самый неподходящий момент перешёл на "Камаринскую".

Примечание. Кама́ринская - русская народная плясовая песня.





               Дмитрий Кардовский (1866-1943)
                         Портрет Грибоедова





Ташка офицерская армейская гусарская. Россия. Первая четверть XIX в.png





Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) -  Пётр Ефимович Заболотский.jpgМихаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) тоже служил в гусарах. В ноябре 1834-го года он вышел из Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров корнетом в Лейб-гвардии Гусарский полк.

Как-то, как раз на Масленицу, когда Михаил Юрьевич с друзьями офицерами, естественно, навеселе, направлялись из своего полка, стоявшего в Царском селе, в гости к бабушке Лермонтова на блины, на подъезде к петербургской рогатке он предложил друзьям оставить в книге проезжающих какую-нибудь смешную запись.

Караульный унтер-офицер долго недоумевал, глядя, то на хулиганские гусарские физиономии, то на листок бумаги со списком проезжающих, в котором значились: маркиз Глупиньон, дон Скотилло, боярин Болванешти, фанариот Мавроглупато, лорд Дураксон, барон Думшвейн, пан Глупчинский, синьор Глупини, паныч Дураленко и чистокровный российский дворянин Скот Чурбанов. Именно этим именем подписался сам поэт.








                                                                                                                                                                               Пётр Ефимович Заболотский (1803-1866)
                                                                                                                                                                                    Портрет Лермонтова

Гусар

Михаил Юрьевич Лермонтов


Гусар! ты весел и беспечен,
Надев свой красный доломан;
Но знай - покой души не вечен,
И счастье на земле - туман.

Крутя лениво ус задорный,
Ты вспоминаешь стук пиров;
Но берегися думы черной,-
Она черней твоих усов.

Пускай судьба тебя голубит,
И страсть безумная смешит;
Но и тебя никто не любит,
Никто тобой не дорожит.

Когда ты, ментиком блистая,
Торопишь серого коня,
Не мыслит дева молодая:
"Он здесь проехал для меня".

Когда ты вихpем на сpаженье
Летишь, бесчувственный геpой, -
Ничье, ничье благословенье
Не улетает за тобой.

Гусаp! Ужель душа не слышит
В тебе желания любви?
Скажи мне, где твой ангел дышит?
Где очи милые твои?

Молчишь - и ум твой безнадежней,
Когда полнее твой бокал...
Увы - зачем от жизни пpежней
Ты pазом сеpдце отоpвал!...

Ты не всегда был тем, что ныне.
Ты жил, ты слишком много жил...
И лишь с последнею святыней
Ты пламень сеpдца схоpонил.


1832



М.Ю.Лермонтов - Схватка русских лейб-гусар с польскими уланами под Варшавой 26 августа 1831 года (по старому стилю).jpg

Михаил Юрьевич Лермонтов - Схватка русских лейб-гусар с польскими уланами под Варшавой 26 августа 1831 года





Ташка офицерская Лейб-гвардии Гусарского полка. Россия. 1801–1825.png





Неизвестный художник - Портрет Надежды Дуровой - 1810-е годы.jpgНадежда Андреевна Дурова (1783-1866) - знаменитая женщина гусар, принимавшая участие в военных кампаниях до войны 1812-го года и во время неё. Она написала книгу о своей жизни "Записки кавалерист-девицы", а также, после знакомства с Пушкиным и с его благословения, - многие повести и рассказы. В результате чего в 1840-ом году вышло её собрание сочинений в четырёх томах.

Судьбой Надежды Дуровой навеян сюжет пьесы "Давным-давно" советского драматурга Александра Константиновича Гладкова (1912-1976). В 1966-ом году по этой пьесе Эльдаром Рязановым была поставлена кинокомедия "Гусарская баллада". Правда, кроме того, что Шурочка Азарова - главная героиня пьесы, отправилась воевать в гусарском костюме на войну, ничего общего с биографией Надежды Дуровой нет. Отец Надежды был гусарским ротмистром и так сложилось, что именно он занимался воспитанием дочери, поскольку мать её совсем не любила. Немудрено, что с раннего детства она пристрастилась к езде верхом и к стрельбе из пистолетов.

В восемнадцать лет Надю против её воли властная мать выдала замуж на нелюбимого человека. Через год после свадьбы у Надежды родился сын, а ещё через четыре года она, влюбившись в казачьего есаула, убежала вслед за его полком, переодевшись в казачье платье. Некоторое время она жила со своим есаулом под видом его денщика, но долго это продолжаться не могло, так как казаки обязаны были носить


               Неизвестный художник
          Портрет Надежды Дуровой


бороды и рано или поздно она была бы разоблачена.

Сначала Надежда попала в Коннопольский уланский полк в звании "товарищ" (чин рядовых дворянского происхождения). А в 1807-ом году так случилось, что слух о кавалерист-девице дошёл до Александра I. Александр принял её в Санкт-Петербурге. Император был поражён самоотверженным желанием женщины служить родине на военном поприще и разрешил ей остаться в армии. Он лично вручил ей солдатский Георгиевский крест за спасение раненного офицера, произвёл в корнеты и перевёл в элитный Мариупольский гусарский полк под именем Александра Андреевича Александрова. Новое имя стало производным от имени царя и от девичьей фамилии матери Надежды Дуровой (Александрович).

Надежда Дурова не принимала участия в традиционных гусарских забавах: пьянках и дуэлях. Она не проигрывалась в карты и не волочилась за дамами и барышнями.))) Тем не менее с ней произошёл курьёзный случай: в 1811-ом году ей пришлось перевестись из гусарского полка в уланский, так как дочь командира полка влюбилась в неё, видимо, именно за добродетели, отличавшие её от других гусаров. Любящий же отец был очень недоволен тем, что Александр Андреевич в дом ездил, а предложение его дочери так и не сделал. Дело в том, что, кроме царя и очень узкого круга лиц, никто тогда ещё не знал, что корнет Александров не мужчина, а женщина.






Гусарская баллада - художественный фильм производства киностудии "Мосфильм" (1962)
по пьесе Александра Гладкова "Давным-давно"
Режиссёр - Эльдар Рязанов
Композитор - Тихон Хренников

В главных ролях:

Шурочка Азарова - Лариса Голубкина
Поручик Ржевский - Юрий Яковлев
Кутузов - Игорь Ильинский





Ташка офицерская армейская гусарская. Россия. Первая четверть XIX в.png





Александр Емельянов - Николай Гумилёв и Анна Ахматова.jpg

Александр Емельянов - Николай Гумилёв и Анна Ахматова



Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) тоже некоторое время был гусаром. С началом Первой мировой войны (1914-1918), несмотря на освобождение от военной службы, Николай Гумилев ушел добровольцем на фронт, зачислившись вольноопределяющимся в лейб-гвардии уланский полк. К концу 1915-го года он был награжден двумя Георгиевскими крестами (III и IV степеней). В марте 1916-го года Гумилев был произведен в прапорщики и переведен в 5-й гусарский Александрийский Её Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полк.

Как вспоминал поэт и художественный критик Сергей Константинович Маковский (1877-1962), новая гусарская форма Гумилёву очень нравилась.
Позднее воспоминания о гусарской форме воплотились у Гумилёва в не вошедшей в окончательный текст стихотворения "Память" строфе:



Он не ведал жалости и страха,
Нес на стремени он черный стяг,
И была украшена папаха
Черепом на скрещенных костях.



1 февраля 1917-го года Николая Гумилёва перевели в стрелковый полк.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif


Джордж ДОУ (1781-1829) - Портрет князя Мадатова Валериана Григорьевича.jpgФорма этого полка была чёрного цвета, так же, как и у прусских брауншвейгских гусаров - "гусаров смерти", о которых речь шла в одном из предыдущих сюжетов. Был такой случай во время битвы на реке Кацбах 26 августа 1813-го года. Александрийцы, с временно командующим полком, тогда ещё полковником князем Мадатовым, входили в одну бригаду со своими союзниками прусскими "гусарами смерти". После ряда блестящих атак этой бригады под проливным дождём, прусский фельдмаршал Блюхер, командовавший русско-прусской Силезской армией, подъехал к Александрийцам, забрызганным грязью от киверов до пят и поздравил их с блестящей атакой, полагая, что это его "гусары смерти". Однако князь Мадатов доложил: "Это не "гусары смерти", а "бессмертные гусары", Ваша светлость!".

15 сентября 1813-го года - За отличие под Кацбахом полку были пожалованы знаки на кивера с надписью "За отличие 14 августа 1813 года".









                                                                                                                                                      Джордж Доу (1781-1829)
                                                                                                                                                      Портрет генерал-лейтенанта князя Мадатова


Князь Валериан Григорьевич Мадатов (Мадатян), (1782-1829), - генерал-лейтенант русской армии армянского происхождения. Валериан Григорьевич (настоящее имя Ростом Григорян - Мадатян это девичья фамилия его матери) был сыном погонщика мулов мелика (князя) Шахназара.

Биография этого человека невероятна по своей авантюрности. В четырнадцатилетнем возрасте Ростом, удрав из Карабаха в Астрахань, стал там учеником у полкового маркитанта. Это занятие позволило ему изучить русский язык. Мальчик очень хотел стать офицером, но специальный указ императора Павла I запрещал производство не дворян в офицеры. Мелик Джумшуд, сын мелика Шахназара, проникся сочувствием к желанию Ростома и выдал сыну погонщика мулов своего отца грамоту о дворянском происхождении. Именно по его просьбе Ростома зачислили в военную школу. Вот тогда то Ростом Григорян и стал Валерианом Григорьевичем Мадатовым.

Полагают, что Павел I даровал семнадцатилетнему Валериану княжеский титул в качестве дипломатического жеста, зачисляя его в гвардейский корпус. Дело в том, что Валериан прибыл в Санкт-Петербург в 1799-ом году в составе делегации армянских меликов во главе с Джумшутом Шах-Назаровым.

Валериан начал военную службу с самого младшего чина - подпрапорщика лейб-гвардии Преображенского полка. Впоследствии принимал героическое участие во многих войнах, в том числе в Отечественной войне 1812-го года. Дослужился до чина генерал-лейтенанта. Солдаты любили Мадатова и безгранично ему доверяли. Похоронен знаменитый гусар на Ново-Лазаревском (ныне Тихвинском кладбище) Александро-Невской лавры.



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



Своим однополчанам Николай Гумилёв посвятил стихотворение



Взгляните: вот гусары смерти!
Игрою ратных перемен
Они, отчаянные черти,
Побеждены и взяты в плен.

Зато бессмертные гусары,
Те не сдаются никогда,
Войны невзгоды и удары
Для них как воздух и вода.

Ах, им опасен плен единый,
Опасен и безумно люб,
Девичьей шеи лебединой
И милых рук, и алых губ.



Это стихотворение Гумилёв написал на открытке, посланной из армии Ларисе Рейснер (1895-1926), с которой в то время у него был роман. Лариса, окунувшаяся в революцию с головой, стала прообразом женщины-комиссара из классического произведения советской литературы - "Оптимистической трагедии" Всеволода Вишневского (1900-1951).




letter-rejsner1.jpg

Открытка с репродукцией картины Михаила Ивановича Авилова (1882-1954) "Гусары смерти в плену" и с письмом,
адресованным Ларисе Михайловне Рейснер



Любовный треугольник - фотоколлаж от vmest.ru.jpg

Лариса Рейснер, Николай Гумилёв и Анна Ахматова
Любовный треугольник - фотоколлаж от vmest.ru


Хотя авторы этого фотоколлажа изобразили трёх участников любовной драмы, на самом деле их было, как минимум, пять: к изображённым трём стоило бы добавить Анну Энгельгард, которая позже станет второй женой Николая Гумилёва, и ещё одну даму. С тремя из них тогда одновременно встречался поэт. Меньше всего участия в этой любовной истории принимала Анна Ахматова, тогда ещё жена Гумилёва. Так что не треугольник, а пятиугольный многоугольник - поэты вообще люди многогранные.)))





Ташка офицерская Лейб-гвардии Гусарского полка. Россия. 1801–1825.png





Кротков Василий Вячеславович - Портрет Михаила Булгакова.jpg

Кротков Василий Вячеславович - Портрет Михаила Булгакова


В Александрийском гусарском полку во время Первой мировой войны некоторое время служил и Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940).
Правда, на коне он не скакал и саблей не махал, а был, в соответствии со своей профессией, полковым врачом.





4maf.ru_pisec_2018.02.18_01-47-35_5a88b0b1191c5.gif





001.jpg

Александрийский полк Ея Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны,
урождённой принцессы Алисы Виктории Елены Луизы Беатрис Гессен-Дармштадской



Гимн Русских Чёрных гусар - песня 5-го Гусарского Александрийского Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка
Поёт - Мужской Хор Института певческой культуры "Валаам"



Марали Бек-Мармарчева.gifНаследник престола царевич Алексей в форме чёрных гусаров.jpg30 июля 1907-го года 15-й драгунский Александрийский полк был осчастливлен зачислением в его ряды Корнетом Наследника Цесаревича.

Высочайшим приказом 6 декабря 1907-го года (день тезоименитства Императора Николая II) было объявлено о переименовании части полков из драгунских в уланские и гусарские. 15-й драгунский Александрийский Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полк стал 5-м гусарским Александрийским Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полком. Шефство было дано 30 июля 1904-го года, в день рождения Наследника Цесаревича на Нижней даче в Александрии, Петергоф.

В 1912-ом году художницей Марали Бек-Мармарчевой (1870-1937) был написан портрет Наследника Цесаревича в Александрийской гусарской форме и преподнесен ею Шефу. Этот портрет находился в малой гостиной Шефа полка Государыни Императрицы

Александры Феодоровны во дворе в Царском Селе. Копия этого портрета находится в музее Александрийских гусар в городе Ментоне, Франция.


Весьма примечательна личность самой художницы. Родилась она в Тифлисе (ныне Тбилиси) в армянской семье потомственных военных. В Санкт-Петербурге окончила Высшее художественное училище при Академии художеств. Жила в Ревеле (ныне Таллин), где открыла собственную художественную студию и преподавала в городских гимназиях, и в Царском селе, где квартировал Александрийский гусарский полк, в котором служил её брат - полковник Михаил Григорьевич Бек-Мармарчев. После революции они вместе с братом перебрались в Таллин.



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif





Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 1)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 2)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 3)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 4)



ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ








Стопка с монограммой лейб-гвардии Гусарского полка - Императорский стекольный завод.jpg

Стопка с монограммой лейб-гвардии Гусарского полка - Императорский стекольный завод



Пускай погибну безвозвратно
Поёт - Гитис Пашкявичюс (Gytis Paškevičius)


Белоэмигрантская песня, посвящённая Александрийским гусарам. Авторство неизвестно. Начинается песня куплетом:

Эй, кто там в траурной "венгерке",
Чей взор исполнен дивных чар?
Я узнаю тебя - бессмертный,
Александрийский лейб-гусар!


Куплет этот, к сожалению, большинство исполнителей опускают. Нашла было сносное исполнение песни - Борисом Гребенщиковым, хоть и без первого куплета, но там вместо слова "сюртук" было употреблено слово "пиджак". Не знает, видно, болезный БГ, что такое сюртук.)))
А приведенное здесь исполнение песни, хоть и в усечённом виде, мне очень нравится. Гитис Пашкявичюс и его коллектив очень популярны в Литве.





Tags: военная история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments