massimo64 (massimo64) wrote in mil_history,
massimo64
massimo64
mil_history

Categories:

Позывной "Маэстро"

Оригинал взят у massimo64 в Позывной "Маэстро"
Спасибо камраду Ulitka_TF из "тундры", ибо авторство его


95 лет назад, 1 мая 1922 года, в г. Москва родился прославленный летчик, дважды Герой Советского Союза Попков Виталий Иванович.  Прекрасному, отзывчивому и веселому человеку, превосходному летчику-асу, герою своей страны, Виталию Ивановичу возведены памятники и бюсты, названы в его честь улицы и школы. Но главный и, наверное, красивейший нерукотворный памятник ему создан известным режиссером Леонидом Быковым - ведь речь идет о легендарном Маэстро.

Настоящий воинский путь В.Попкова, в отличие от комэска Титаренко, начинался далеко не с героического участия в гражданской войне в Испании.
Он закончил в мае 1941 года Чугуевскую военную школу летчиков, знаменитый «невезучий» (и предвоенный, и первый выпуск в звании сержантов) выпуск, подаривший стране 59 Героев Советского Союза, среди которых И.Кожедуб, В.Лавриненков, А.Боровых, П.Лихолетов, И.Кустов и И.Шишкань. За отличное летное мастерство Виталий Иванович был оставлен в училище инструктором. О, казалось бы, прекрасном назначении он начал жалеть с первых же дней войны. И начал засыпать рапортами руководство, но отправки на фронт удалось добиться только весной 1942 года.

Командир 24-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ВВС 4 ВМФ (Балтийский флот) дважды Герой Советского Союза полковник Попков Виталий Иванович. Источник

Счастливый, не помнящий себя от радости, он предстал перед командиром 5 ГвИАП 207-й ИАД 17-й ВА В.Зайцевым, и, желая произвести впечатление, в первом вылете «показал класс»: пронёсся на малой высоте прямо над головами комсостава, пикировал, в штопор входил, показывал и другие фигуры пилотажа, хотя требовались от него всего лишь «взлет-посадка». Такого разноса полк не видел до этого никогда…
« - Будешь дежурить по аэродрому, пока не посинеешь! - кричал комполка. Вот я и дежурил за всех, и какое - то время меня уже даже и лётчиком не считали. Когда потеплело, чтобы совсем не свихнуться от тоски по полётам, я стал ловить кузнечиков», - вспоминает В.Попков. Так родился персонаж лейтенанта Александрова, «Кузнечика».
Вот что вспоминает про свою первую воздушную победу В. И. Попков:
"Первый мой сбитый самолёт, это был "Дорнье-217" (по другим источникам – Ju.88), - целая история. Началось всё с нарушения лётной дисциплины: во время тренировок я с перехлёстом поупражнялся на малой высоте. И меня назначили вечным дежурным по кухне. Я рвусь в бой, а мне: бой лихачей не терпит. Однажды ранним июньским утром над аэродромом внезапно появляются 2 "Дорнье" и 2 Ме-109, которые прикрывали бомбардировщики. Их густые очереди бьют по стоящим на взлётных полосах "ЛаГГам". А если взлететь им навстречу? В самолёт вскочил в фартуке, в котором чистил картошку. "Дорнье" сбил с первого захода. Немцам это не понравилось, и они ушли. Я приземляюсь, море восторга. Объясняю, что сбить самолёт для меня - всё равно что плюнуть. Командир полка кричит: "Что же ты тогда ещё и "Мессеров" не прихватил?!" В ответ, я возьми да и ляпни: "Так вы, товарищ командир, своим нижним бельём мне всех фрицев распугали!".
И начались боевые будни В.Попкова.
Среди воздушных побед Виталия Ивановича особо выделяются победы над такими немецкими асами как: Герман Граф, считавшийся первым летчиком в мире, достигшим 200 воздушных побед, и командир знаменитой 52-й истребительной эскадры Вильгельм Батц. Виталий Иванович позже вспоминал, что в ходе допроса последнего произошел довольно интересный диалог:
«Батц на допросе рассказывал, как он сбил более 250 самолетов. Тогда я у него спросил: - Сколько у вас боевых вылетов? - Столько-то. - А сколько боев? - Вот столько... Получалось, что в каждом бою он сбивал не менее пяти самолетов. Начали считать: сколько самое меньшее понадобилось бы для этого горючего, снарядов, патронов, времени, наконец элементарного количества наших самолетов, одновременно находящихся в небе именно в данный момент в данном месте... Концы с концами явно не сходились. Батц понял, что не на того напал. И сам урезал свои результаты раз в пять!»

Попков Виталий Иванович рядом со своим самолётом Ла-5ФН. Источник

Поначалу летчику не хватало боевого опыта. Но росло мастерство, рос и счет воздушных побед и уважение товарищей. Сталинград, Донбасс, Калининский фронт. Умелый летчик в небе и художественный руководитель полкового джаз-оркестра на земле. Но его позывной тогда еще был «Ландыш». И вот, в боях над Днепропетровском эскадрилья Виталия Ивановича в одном бою сбила 10 самолетов (три из них Попков сбил лично). И Сергей Глинкин прямо в воздухе обратился к командиру: "Командир, можно мы запоем?" В.И.Попков рассказывает: «Настроение у меня было сами понимаете какое, и я сказал: "Давай!" И вот в боевом эфире наш небесный хор запел: "Ой, Днипро, Днипро, ты широк-могуч..." Пропели мы эту прекрасную песню от начала до конца. И вдруг земля таким милым женским голосом говорит: "Большое спасибо, маэстро!" Я, конечно, заулыбался и спрашиваю: "Это за что? За концерт или за бой?" И тот же милый голос прошептал: "И за то, и за другое..." Так появился Маэстро. Знаменитый комэск геройской «поющей эскадрильи». Почему именно геройской? Потому что из 14 ее летчиков 11 были представлены к этому высокому званию. Но война есть война. За это время Виталий Иванович и бывал сбит, и ходил на таран. Был случай, когда он горел сам в горящем самолете, а потом, покинув сбитую машину, обнаружил, что прогорел и парашют. Благо высота была невелика, и упал он в болото. Было спасение детей из блокадного Ленинграда, и спасение госпитального теплохода «Грузия». К концу войны командир эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан В. И. Попков совершил 475 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, сбив 41 самолёт противника лично и 13 в составе группы. 123 раза штурмовал аэродромы и наземные цели противника.

Летчики — Герои Советского Союза — участники Парада Победы. 24.06.1945. Источник

24 июня 1945 года в числе лучших советских летчиков участвовал в Параде Победы. Небо после войны В.Попков не оставил. Продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию, а в 1964 году - Военную академию Генерального штаба. Освоил многие реактивные боевые машины, среди которых, все типы МиГов от МиГ-9 до МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-16. Свой последний вылет генерал-лейтенант авиации В. Попков совершил в 1979 г. С 1980 года на преподавательской работе в Военно-воздушной инженерной академии. С 1989 года В.И.Попков уволен из Вооружённых Сил по возрасту, после чего стал заниматься общественной деятельностью. Почётный член трёх престижных ветеранских организаций: Российского клуба асов, американского Клуба орлов и немецкого клуба лётчиков - истребителей. На одной из встреч с немецкими ветеранами с Попковым произошел забавный случай. Среди приглашенных был Вилли Батц. Судьба снова свела двух прославленных летчиков. Как вспоминал В.Попков:
«Напоминаю Вилли Батцу о бое возле украинского совхоза "Динамо", а он шарахнулся в сторону, распсиховался и выскочил из здания. Только после того, как немецкие газеты на другой же день сообщили о том, что русский ас напугал аса Люфтваффе, Батц нашёл возможность извиниться перед мной, даже книгу свою подарил. Я прочитал её – поднаврал он там много…».

В.И.Попков является почётным гражданином городов: Киева, Одессы, Днепропетровска, Сочи, Гагры, Магадана, Праги, Парндорфа, Вены, Будапешта, Братиславы, Красника (Польша). Скончался Виталий Иванович Попков в Центральном военном госпитале 6 февраля 2010 года на 88 году жизни, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments