Μεγας δρουγγαριος (2worldscollide) wrote in mil_history,
Μεγας δρουγγαριος
2worldscollide
mil_history

Categories:

Судьба "Пересвета"

Морское дело издавна влекло к себе людей рисковых, авантюристов по складу характера. История флота знает много случаев беспримерной храбрости, удачи и невезения, ведь недаром про мореплавателей написано множество романов, а тайнами кораблекрушений продолжают спекулировать спустя столетия.



Яркий тому пример – история российского броненосца «Пересвет». Построен в Петербурге, воевал в Желтом море, сменил флаг на японский, затем снова на андреевский, а затонул у берегов Египта...





“Пересвет” строился в Петербурге на Балтийском заводе корабельным инженером В. Оффенбергом. Заложен 9 ноября 1895 года, спущен на воду 7 мая 1898 года, вступил в строй в 1901 году. По своим боевым возможностям данный тип кораблей (в серию вошли так же «Ослябя» и «Победа». Первый погиб в Цусимском сражении, второй был затоплен в Порт-Артуре, отремонтирован и служил в японском флоте до 1946 г.) приближается к броненосным крейсерам, постройку которых Россия последовательно осуществляла до 1900 года. Серия «Пересвет» предназначалась для широкомасштабных крейсерских операций, отличалась прекрасными мореходными качествами, большим запасом топлива и повышенной для эскадренных броненосцев скоростью хода, однако имела слабые артиллерийское вооружение и броневую защиту. Проект являлся развитием крейсера "Россия", к корпусу которого нарастили развитый полубак с установленной на нем одной из 2-х башен главного калибра и обеспечили более мощную броневую защиту, что и дало основание классифицировать корабли данного типа как эскадренные броненосцы.




Водоизмещение - 12.674 т.
Мощность - 14500 л. с.
Максимальная скорость хода – 18.44 узла
Длина - 130 м
Ширина - 21,8 м
Среднее углубление - 7,9 м
Механизмы: 3 вала ВТР, 30 котлов Бельвиля
Запас топлива – 1046 т. угля
Дальность плавания - 6000 миль

Вооружение:
254 мм орудий – 4
152 мм орудий – 11
75 мм орудий – 20
47 мм орудий – 20
37 мм орудий – 8
десантных пушек – 2
минных аппаратов – 5

Бронирование:
борт (по ватерлинию) — 178-229 мм
казематы — 51-127 мм
башни — 229 мм
палуба — 51-82 мм
рубка — 102-152 мм.
Полный вес брони - 2.900 т (23%)

Экипаж:
Офицеров – 28
Матросов – 745


Схема повреждений "Пересвета", полученных во время боя в Желтом море 28 июля 1904 г.
(в полный размер)


7 декабря 1904 года после повреждений, полученных от попаданий снарядов сухопутной артиллерии противника , затоплен экипажем в западном бассейне гавани Порт-Артура, а в ночь на 2 января 1905 года накануне капитуляции крепости по приказу командования дополнительно подорван. Уже 29 июня 1905 года «Пересвет» был поднят японскими спасателями и в 1909 году после восстановительного ремонта под названием "Сагами" в качестве броненосца береговой обороны 1-го класса включен в состав ВМС Японии.


Затопленный "Пересвет" на рейде Порт-Артура. 1905 год


В 1916 году русское правительство, нуждавшееся в усилении морской обороны севера страны, выкупило у японцев "Пересвет" вместе со знаменитым крейсером "Варяг" и броненосцем "Полтава". "Пересвет" был зачислен в класс крейсеров и вскоре отправился из Владивостока в дальний поход. Ему предстояло обогнуть с юга Азию, пройти через Суэцкий канал в Средиземное море, обойти вокруг Европы и прибыть в Архангельск. Но до места назначения крейсер не дошел.

Простояв около трех недель в Порт-Саиде, 4 января 1917 года "Пересвет" с английским конвоем вышел из Суэцкого канала для следования в Кольский залив и взял курс на Мальту. Примерно через час на борту крейсера раздался мощный взрыв, корабль подорвался на мине заграждения, выставленной германской подводной лодкой "U-73". От первого взрыва сдетонировал боезапас, корабль перевернулся и затонул в 10 милях от берега. В темноте и при сильном волнении иностранным морякам удалось спасти 720 из 780 членов команды русского крейсера, большинство погибших поглотила морская пучина.


"Пересвет" в строю I Тихоокеанской эскадры (?)


Спасенных моряков разместили в палатках в британском военном лагере, выдали им английскую военную форму, по полотенцу, столовому прибору и по два одеяла. Первое время спать приходилось на голом песке, потом купили циновки. "В песке и грязи, в одной смене белья грустно влачили мы свое существование, - говорится в рапорте господину военному и морскому министру товарищу Керенскому", направленном комитетом команды "Пересвета" в августе 1917 года. - Полученные предметы очень скоро сносились, и больно было смотреть в городе на гуляющего оборванного русского матроса, особенно в сравнении с чисто одетым английским солдатом".

28 декабря 1918 года царские дипломаты в Египте, не признавшие Советскую власть, продали "Пересвет" некоему Павичевичу, который вскоре подписал контракт на "раздевание" затонувшего крейсера с итальянским синдикатом "Беллони". Работы начались летом 1920 года. Водолазы подняли одно орудие, более тонны медных и бронзовых предметов, дальномер, буссоль. Но 7 июля наблюдавший за работами инженер Александр Старицкий написал в Каир Павичевичу: "В последнюю неделю водолазы вытащили словно в насмешку 13 медных кастрюль, и только. Что они там делают? Уж не работают ли они под водой над денежными ящиками?"

Судьба денежных ящиков с "Пересвета" до сих пор остается интригующей загадкой, поскольку никаких упоминаний, документально подтверждающих их существование, найти не удалось. Но ясно, что деньги на крейсере были, и приличные, если учесть протяженность маршрута "Пересвета" и размеры его команды. Как водится, легенда утверждает, что деньги были не в ассигнациях, а золотом.

Первая версия гласит, что японская разведка знала, что на корабле находились 300 сундуков с золотом. Японцы наняли водолазов и подняли сундуки, но им не удалось скрыть это от англичан и французов, и пришлось делиться с теми добычей...

Чуть более правдоподобную историю рассказал секретарь профсоюза порт-саидских докеров, а ныне депутат египетского парламента Аль-Бадри Фархали. Он читал в каком-то местном журнале о затонувшем русском крейсере, который якобы вез золото. Об этом узнали итальянцы, обшарили корабль, но так ничего и не нашли.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment