ROCHENSALM (rochensalme) wrote in mil_history,
ROCHENSALM
rochensalme
mil_history

Привет с полетной палубы (Ч.5)

Оригинал взят у rochensalme в Привет с полетной палубы (Ч.5)

На 3 февраля 2017 года намечен вывод из состава Флота первого атомного авианосца «Энтерпрайз» (CVN-65).

В 1961 году Джон Ф. Кеннеди стал президентом США. Он был первым моряком, занявшим этот пост. Вице-президентом стал также служивший во время войны морским офицером Линдон Б. Джонсон. После этого многие посчитали, что Флот ждет безоблачная перспектива. К тому же флот, в это время, пополнялся новыми кораблями. В 1961 году в его состав вошли 3 суперавианосца: «Китти Хок» (CVA-63), «Констеллейшн» (CVA-64) и «Энтерпрайз» (CVAN-65), причем новый «Энтерпрайз» имел атомную машинную установку. В начале этого же года был заложен очередной суперкариер - CVA-66.

Но в реальности для моряков оказалось не все так хорошо. Новая администрация не сильно питала любовь к авианосцам, которые, в это время, начали терять свое значение, как система оружия первостепенной важности в американских стратегических наступательных программах, уступая свои позиции баллистическим ракетам.

1963 год принес авианосцам новое испытание, в лице Министра обороны Роберта С. МакНамара с его методикой  планировании оборонных мероприятий, путем сравнения различных систем оружия, известной как анализ «стоимость-эффективность».

При обсуждении военного бюджета авианосцы теперь не сравнивались с другими кораблями, им предстояло состязаться за выживание, с все теми же самолетами базовой авиации и баллистическими ракетами.

Самолеты базовой авиации достигли большого радиуса действия и стали реально стратегическими, а количество баллистических ракет быстро увеличивалось. К середине 1963 года США уже имели более 400 баллистических ракет с ядерными боеголовками, в том числе 144 ракеты «Поларис» на 9 атомных подводных лодках. К концу года планировалось иметь почти 600 ракет. Исходя из этого, 22 февраля 1963 года счетовод МакНамара потребовал, чтобы Флот представил обоснования содержанию в строю 15 ударных авианосцев и строительству новых.

Моряки USS Enterprise (CVN 65) шлют всем поздравление с 40-летием начала атомной эпохи в кораблестроении. Авианосец находится в Средиземном море и возвращается домой после участия в операции «Несокрушимая свобода». 5 ноября, 2001 г. U.S. Navy Photo.
В августе 1951 года американские ВМС, под руководством капитана 1 ранга Хаймена Дж. Риковера, начали изучение возможности обеспечения атомными силовыми установками надводных кораблей. Первый американский корабль с атомной энергетической установкой - подводная лодка «Наутилус», вышел в море в январе 1955 года. Проект реактора для крупных надводных кораблей был утвержден в январе 1954 года.
В сентябре 1960 года был спущен на воду первый американский атомный авианосец USS Enterprise (CVAN 65) (с 1975 г. - CVN 65), а 25 ноября 1961–го он был принят в эксплуатацию ВМС.

Строящийся CVA-66 был заказан Флотом с неатомной машинной установкой, так как морское командование считало, что требуется время, чтобы полностью оценить характеристики первых атомных кораблей. В 1963-м, на основе полученного опыта, эксплуатации атомного авианосца «Энтерпрайз» (CVAN-65), атомного крейсера УРО «Лонг Бич» и атомного фрегата УРО «Бейнбридж», Флот внес предложение, что бы в дальнейшем авианосцы и все корабли водоизмещением более 8000 тонн комплектовались ядерной энергетической установкой.

Но предоставленный Флотом отчет о первом опыте применения новых атомных кораблей не убедил Министра обороны в целесообразности их постройки и 9 октября он сообщил командованию ВМФ, что и CVA-67 будет заказан к постройке с обычной машинной установкой.

Решение МакНамары вызвало взрыв протеста со стороны ВМФ и Конгресса. Военно-морской министр Фред Корт, в знак протеста, ушел в отставку.

Очередное поздравление с палубы USS Enterprise (CVN 65). Атланческий океан. 17 февраля 2011 г. U.S. Navy Photo
В феврале 1964 года он совершил второй свой поход в Средиземное море, где в мае к нему присоединились атомный крейсер УРО «Лонг Бич» и атомный фрегат УРО «Бейнбридж». Эти три корабля образовали первую в мире оперативную группу атомных кораблей - Оперативное Соединение 1 под командованием контр-адмирала Бернарда М. Стина. 21 июня 1964 года корабли вышли в Атлантику, начав кругосветное плавание.
Объединенный комитет Конгресса по атомной энергии провел слушания по этому вопросу. На слушаниях МакНамара заявил, что стоимость атомного авианосца на 1/3 выше, чем обычного, а дополнительные возможности, которые обеспечит этому авианосцу атомная машинная установка за такие деньги, не нужны. Сторонники атомных кораблей в ответ отметили, что это манипуляция цифрами и в конечном итоге, с учетом стоимости нефти, необходимой для действий обычных кораблей, общая стоимость атомного авианосца, за все время его жизни, лишь на 3 % больше стоимости постройки и эксплуатации обычного авианосца и его самолетов.

Поддерживая Флот, сенатор Джон О. Пастор, избранный председателем комитета сказал, «…Если бы основой для решения о типах кораблей были только экономические соображения, то флот не должен был в свое время переходить от паруса к углю, а от угля – к нефти».
В итоговом отчете Комитет рекомендовал установить на CVA-67 атомную машинную установку, а также, впредь, устанавливать таковые на все крупные корабли.

Но МакНамары гнул свою линию и добился своего, 30 апреля 1964 года CVA-67 был заказан с обычной машинной установкой. Его киль был заложен 22 октября 1964 года. Корабль был назван «Джон Ф. Кеннеди».

Все последующие за CVA-67 американские авианосцы будут оснащается атомной силовой установкой.

По:  Marc D. Bernstein, S.Morison, Mark L. Evans, Naval History and Heritage Command и некоторые др.


Наверное это самый известный и красивый спэлл-аут. Моряки USS Enterprise (CVN 65) демонстрируют свои знания в области ядерной физики. Корабли Оперативного соединения 1 в ходе операции «Морская орбита». U.S. Navy Photo.
В рамках операции «Морская орбита» Оперативное соединение 1 прошло вокруг Африки, пересекло Индийский океан, Тихий океан, обогнуло Южную Америку и вернулось на Восточное Побережье Соединенных Штатов 3 октября 1964 года. Поход потребовал 64 дня, чтобы преодолеть 30500 миль со средней скоростью 22 узла. Корабли заходили в порты Пакистана, Австралии, Новой Зеландии и Бразилии. Во время этих визитов, четыре небольших транспортных самолета доставляли на борт авианосца, находящегося в море, правительственных чиновников, чтобы продемонстрировать им новейшие корабли.
Оперативное Соединение 1 продемонстрировало способность атомной ударной группы действовать по всему миру, не завися от судов снабжения и береговых баз.
Несмотря но то, что на борту кораблей находилось 6067 офицеров и матросов пополнение продовольствия также не проводилось. Единственным съестным, принятым на борт во время плавания, был круг сыра с австралийского эсминца и мешок кофе от президента Бразилии.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment