ROCHENSALM (rochensalme) wrote in mil_history,
ROCHENSALM
rochensalme
mil_history

Вставай страна огромная.


11 декабря 1941 г. фашистская Германия объявила войну США

Еще месяц после этого Дениц подготавливал свой подводный флот для развертывания за океаном, а 12 января 1942 года, у атлантического побережья США подводной лодкой U-123 был торпедирован и потоплен английский пассажирский пароход «Cyclops». Ударил «Барабанный бой» (Паукеншлаг) - операция германских подводных сил против судоходства в прибрежных водах США.

Хотя в походах к американским берегам участвовало небольшое количество подводных лодок, никогда одновременно не действовало более 12 субмарин, они добились там разгромных результатов. За первые 4 месяца 1942 г. только в Морской пограничной зоне восточного побережья США германские подводные лодки потопили 82 судна тоннажем 500 тыс. т.

Столь успешный блиц германских подводных сил засвидетельствовал неготовность к 1941 году Военно-морских сил США к войне и к ведению противолодочной борьбы, в частности.

Морские офицеры объясняют такую неподготовленность целым рядом сложившихся на то время факторов.

Прежде всего, наличием договоров, предусматривавших ограничение развития военно-морского флота подписанных президентами междувоенного периода, которые решили защитить страну от войны кучей миротворческих бумажек, а не кораблями.

Это и позиция одурманенного пацифистской пропагандой общества, которое на происходящие за океаном события предпочитало наблюдать с недальновидным миролюбием страуса. И отношение к флоту выразителя этого общества - Конгресса, где клеймили печатью милитаризма и освистывали, в буквальном смысле этого слова, всех, кто решался выпросить пару долларов на нужды флота.

Ощутив первые удары германских субмарин, некоторые морские офицеры вспомнили передачу англичанам эскадренных миноносцев времен Первой мировой войны в обмен на аренду морских баз. Они считали, что это 50 эсминцев, а также еще десять 250 футовых (76 м), катеров береговой охраны, специально оборудованных и вооруженных для эскортирования конвоев, могли значительно усилить противолодочную защиту США.

Но было бы неправильным не возложить часть ответственности за состояние противолодочной обороны и на сам Флот, который после окончания Первой мировой войны почти потерял интерес к изучению деятельности подводных лодок против конвоев. Достаточно сказать, что в этот период при Морском министерстве США не имелось специального отдела для изучения противолодочной борьбы. Морское командование считало, что, в случае необходимости, флот сможет быстро, и без лишних растрат, создать противолодочный флот импровизированными средствами.

Даже при пришедшем к власти в 1932 году Франклине Рузвельте и его администрации, когда началось возрождение морской мощи США, строительство патрульных и эскортных кораблей игнорировалось. Грандиозная программа создания «Флота двух океанов», на которую в 1940 году были выделены четыре миллиарда долларов, предполагала строительство эсминцев и крупных боевых кораблей для действий в океане, на строительство патрульных и эскортных кораблей предполагалось израсходовать 50 млн. долларов.

Несколько кораблей оставшихся от Первой мировой войны и пять («SC-449», «SC-450», «SC-453», «PC-451», «PC-471») построенных с 1937 года, составляли весь флот охотников за подводными лодками в момент появления германских подводных лодок у восточного побережья США.

Задачи прибрежной противолодочной борьбы были возложены на командующих Морскими пограничными зонами. В это время Атлантический флот США, который хоть и являйся передовым противолодочным заслоном, участвовал в операциях на трансатлантических коммуникациях, и существенно помочь в этой борьбе не мог.

В распоряжении адмирала Адольфа Андрюса - командующего Морской пограничной зоной восточного побережья США, которая проходила от границы Канады до Джексонвиля (Флорида), насчитывалось всего лишь 3 охотника за подводными лодками (173 фута- 52,8 м), 23 крупных (90 футов – 27,4 м) и 42 малых (75 и 83 фута – 22,9 и 25,3 м) катера береговой охраны,12 старых судов типа «Eagle» и переоборудованных яхт, и 14 английских вооруженных траулеров и совершенно не было морских самолетов. Воздушные патрульные операции производились армейскими ВВС. Три бомбардировщика ближнего действия совершали два дневных разведывательных полета через каждые 24 ч. И это было все.

Аналогичная ситуация складывалась в Мексиканском заливе, в Карибском море и остальных морских пограничных районах.

В конце весны 1942-го, когда потери судов у Атлантического побережья США достигли угрожающих размеров, Флот получал различные предложения по усилению противолодочной борьбы и рассматривал их. В результате Береговой охраной было создано несколько вспомогательных структур, состоящих из различной величины парусных яхт и прогулочных катеров, и укомплектованы яхтсменами, которые по каким-то причинам не могли поступить на военную службу. Возможно, они принесли мало пользы, но остались в истории, благодаря своей отваге и решительности дать отпор врагу любым способом.

Одной из них был Северный судоходный патруль, состоявший из переоборудованных больших прогулочных яхт, которые патрулировали на значительном удалении от берега и старались добыть информацию о подводных лодках. Второй – Ближний морской патруль, получивший прозвище «Хулиганский флот» (официально - Корсар Флит-Пиратский флот).

Первыми убедить флот в том, что прогулочные катера, а также их владельцы, могут участвовать в обороне страны взялись яхтсмены клуба «Круизинг Клаб оф Америка», которые в марте 1942 года предложили командованию Морской пограничной зоны восточного побережья США взаймы 30 парусных яхт длиной от 50 до 90 футов с опытными шкиперами и личным составом, для несения патрульной службы и ведения противолодочной борьбы.

Вопрос, можно ли использовать парусную яхту длиной от 50 до 100 футов в противолодочной войне, стал предметом горячих споров во флоте, яхт-клубах и прессе.

Флот поначалу старался держаться подальше от этой идеи, за что был обвинен яхтсменами в близорукости. Последние доказывали, что в борьбе с врагом все средства хороши и не лишние, и как пример приводили использование множества малых судов при эвакуации Дюнкерка.
Флот, в свою очередь, предсказывал, что эти вспомогательные суда станут, всего лишь, соединением смертников, которое будет немедленно потоплено подводными лодками. Кроме этого, они отвлекут на себя часть выделенных флоту средств. Например, каждый парусник нужно будет оснастить, по крайней мере, одной рацией, не говоря уже о другом оборудовании, столь необходимом для военно-морских сил.

Споры прекратил Главнокомандующий флотом адмирал Кинг, который предложил Береговой охране воспользоваться услугами добровольцев, а 23 мая 1942 года приказал всем командующим морских пограничных зон произвести отбор судов для перевода их в состав сил морской пограничной зоны.

Эти суда могли быть вспомогательными парусными или моторными яхтами, рыбачьими шхунами или другими частными плавсредствами способными выйти в море в хорошую погоду на 48 часов. Их надлежало оснастить всем необходимым вооружением и противолодочными средствами, которое состояло их стрелкового оружия, мелких орудий и, по крайней мере, четырех 300-фунтовых глубинных бомб, а также средствами связи и картами. Флот принимал их взаймы, приобретал или реквизировал. Большинство судов до этого входили в состав Вспомогательных сил береговой охраны, которые были сформированы за много лет до этого и предназначались для сотрудничества с полицией береговой охраны и несения спасательной службы.

Из этих плавсредств и судов были сформированы оперативные группы. Они были обязаны дополнять существующие средства противолодочной борьбы. Выполняя эту задачу, малые суда должны были наблюдать и доносить о боевых действиях подводных лодок противника, и нести спасательную службу, а если это позволяет вооружение, атаковать и уничтожать субмарины противника.

В авангарде организации этих вспомогательных средств оказались Первый и Третий морские округа, охватывающие Новую Англию, штат Нью-Йорк и часть штата Нью-Джерси, где особенно много было яхтсменов. В августе 1942 г. один только Первый морской округ имел в составе патрульной службы 51 вспомогательную парусную яхту длиной от 50 до 75 футов. Седьмой морской округ (Новый Орлеан) имел пикеты, которые в основном состояли из рыбачьих шхун, занятых патрулированием раз в месяц в течение семи дней. Остальные три недели они вели рыбную ловлю.

Флотилии Ближнего патруля не пришлось вступить в жаркие схватки с немецкими подводными лодками, «Хулиганы» были слишком малы, тихоходны и слабо вооружены, чтобы уничтожить противника. Но все-таки несколько встреч с врагом произошло.

В середине сентября 1942 г. яхта «Edlu II» в условиях слабого тумана в районе Монтаук Пойнт обнаружила подводную лодку примерно в сотне метров. Яхта не имела глубинных бомб, но была вооружена пулеметом. Прежде чем команда успела открыть огонь, подводная лодка ушла под воду.

На следующую ночь в том же секторе команда 53-футового моторного катера, вооруженного глубинными бомбами, обнаружила подводную лодку в надводном положении на дистанции 450 ярдов. Как только катер завел мотор, подводная лодка пошла на погружение. Катер не стал атаковать – сыграл роль человеческий фактор, что тоже случалось. Но все-таки, за редким исключением, личный состав яхтсменов оказался храбрым и квалифицированным.

В феврале 1943-го, численность флотилии прибрежного патруля достигла максимума - между Истпортом (штат Мэн), и Галвестоном (штат Техас), патрулировало 550 катеров и яхт. В дальнейшем, в целях экономии средств, прибрежный патруль начали сокращать. К этому времени уже строилось достаточное количество кораблей пограничной охраны, которые могли заменить вспомогательные суда. Начался процесс возвращения этих малых судов своим владельцам. Флот оставил за собой несколько более крупных яхт для действий в открытом море. Много добровольцев, прошедших школу прибрежного патруля, пополнили кадровый состав Береговой охраны. В основном к 1 октября 1943 г. «Хулиганский флот» прекратил свое существование.

По:  S.Morison , D.L.Njdle, Naval History and Heritage Command и др.

Патрульное судно CGR-2502 (Coast Guard Reserve 2502), ex-парусная яхта Dutchess, принимает участие в противолодочной обороне Атлантического побережья США. 1942 г. Фото из книги The Beach Patrol And Corsair Fleet.
Tags: военная история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments