Dietrich_Rann (german_goth) wrote in mil_history,
Dietrich_Rann
german_goth
mil_history

Categories:

Военно-историческая реконструкция как театральное действие (часть 1)

Оригинал взят у german_goth в Военно-историческая реконструкция как театральное действие (часть 1)

Решил поделиться избранными главами из своей магистерской работы на тему "Исследование спектакля". Она обязывает реконструкторские моменты объяснять театральным языком, но полагаю что это покажет такое явление, как  военно-историческая реконструкция с более творческой стороны.


Вступление. Актуальность исследования:

Современная история реконструкций уходит своими корнями в глубокую историческую действительность. Не только молодые люди, но и взрослые, из разных профессий и с разным образованием занимаются восстановлением как материальной, так и духовной культуры той или иной исторической эпохи или региона, с использованием археологических, изобразительных, письменных источников. В России существуют при поддержке администрации областей и городов, где проводятся такие историко - театрализованные мероприятия государственного значения. Это театрализованная реконструкция Куликовского сражения, Бородинская битва, Брестская крепость 22 июня. И многие другие.
Историко-театральная реконструкция – это народное движение, ставящее перед собой научные цели и использующие метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем   более глубокого изучения исследуемого вопроса.


Объект исследования:
 Процесс нравственно-психологического развития личности во время театральных реконструкций для молодых людей возраста от 10  до 25 лет. Временной отрезок исследования   последние 3 -  5 лет.
Цель данной  работы:
 Основываясь на том, что большинство современных  театроведческих исследований являются подтверждением   учения  К.С.  Станиславского, Немировича-Данченко, Михаила Чехова,  Льва Додина и многих других выдающихся режиссеров театра,  о формировании личности молодого человека  и становлении его нравственных ориентиров,   хочу доказать, что  в театральной реконструкции исторических событий  особенно важна  их массовость и вовлечение в происходящие  театральное  зрелище большого количества участников и даже публики.
Практическая значимость  данной работы:
 Так как,  каждому молодому специалисту по работе с детьми и молодежью, приходится сталкиваться с определенными трудностями, то возникает необходимость осознания круга современных интересов подрастающего поколения, важности воспитания у них патриотизма, ответственности за старшее поколение, прошедшее войны и голод, страдания и лишения, поэтому совершенно особое значение приобретают   театрально - реконструкторские  постановки, где у каждого человека появляется возможность лично приобщиться к эпохе и времени того или иного исторического события. За не имением достаточного  театроведческого  опыта  в постановке массовых театральных реконструкций молодым специалистам приходиться, сталкиваясь со всем комплексом внутренних проблем современного человека, выдумывать нечто от себя, что не всегда может быть полезно для воспитания и формирования подрастающего поколения.  События во многих бывших союзных республиках стали печальным примером, что может быть, если на всё это смотреть «сквозь пальцы».

1
Исторические корни военной реконструкции как представления.

Отправной точкой для современных военно-исторических реконструкций, безусловно, являются потешные полки Петра I. С  1682 года, сначала на специальных площадках, а потом и вовсе на специально выделенных полях происходили театрализованные сражения. Пётр прямо указывал, что надлежит показывать и обустраивать жизнь солдат, для которых «служба не была бы тяжким постным бременем». Так, уже в 1684 году были построены первые военные декорации на открытом воздухе – потешный городок «Пресбург». С формированием армии нового типа,
развивался по-особому и интерес к театральному делу. С начала 19 века, опираясь на европейские традиции, эпоха Петра I дала толчок для развития собственного театрального искусства. Так, царь «требовал от актёров пьес, которые имели бы не более трёх действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов славянского происхождения».
Практически все преемники Петра также не особо усложняли подход к театральным постановкам на открытом воздухе: в ходу были сюжеты, в которых актёры в конце действия непременно колотили друг друга. Лучше всего для этих целей подходили пьесы, где главными героями были простые русские солдаты.
В новое время интерес к историческим реконструкциям проснулся с появлением фотографии. Уже в шестидесятые годы 19-го века было модно устраивать сюжетные представления с участием ветеранов наполеоновских войн, а в России в 1912 году был поставлен масштабный спектакль «Бородинское сражение». В 1932 году был открыт лондонский «Театр на открытом воздухе». Тут зрителям предлагаются особые постановки, способствующие созданию атмосферы отдыха на природе. Например, исторические театрализованные шоу, мюзиклы, а также постановки для юных зрителей.
В послевоенное время возродилась традиция  на исторические юбилеи. Но если поначалу это была разновидность массовки, переодеваемой на киностудиях, то уже к концу века возникла целая общность творческих людей – актёры-реконструкторы.
Благодаря им в новом веке появляются новые формы, от массового возрождения «хорошо забытых» так называемых уличных театров, до масштабных военных реконструкций в реальных (и приближённым  к реальным) декорациях. Это тот случай, когда новое стало воплощением «хорошо забытого старого». В своё время древнеримские бои на аренах Колизея прошли путь от кровавых поединков до масштабных театрализованных праздников, зачастую длившихся не одну неделю. И тогда и сейчас  зритель видит всё в реальных условиях и полностью сопричастен к атмосфере события.
Это обусловлено несколькими факторами. Театр, киностудия  (как и любое учреждение культуры) – сосредоточены на своих прямых целях. Другие творческие задачи, особенно выходящие за рамки бюджета, решаются по остаточному принципу. В силу технических моментов и собственных приоритетов, они не способны в одиночку провести военно-исторический спектакль на открытом воздухе.
2
Подготовка к военно-историческому спектаклю включает:


1. Театральная часть (то, что будет разыграно непосредственно перед местами зрителей),
2. Историческая подложка (манёвры техники, комментарии)
3. Работа бригады спецэффектов (пиротехника, каскадёры).

Возможно поэтому, что именно в театрализованных реконструкторских спектаклях понятие «человек играющий» приобрело, возможно, самый широкий смысл.
Отчего так происходит? Прежде всего, потому, что если в театре присутствует уникальная, сложившаяся требований и возможностей сцены, образность (например, не обязательно показывать гибель персонажа – как натуралистичную смерть), то на реконструкции — все  «по качеству реализма» приближено к кино. Но, в отличие от фильма, зритель видит всё как в театре «сейчас и своими глазами». Более того, на театрализованной реконструкции отсутствует монтаж и компьютерные спецэффекты. Всё происходит «здесь и сейчас» и зритель при этом сам выбирает, куда смотреть и за какой сценой (при повышенном масштабе) следить более пристально.
Надо особо отметить, что на некоторых фестивалях выросло и число представлений — в день вниманию публики предлагалось две крупные постановки, не считая показа локальных реконструкций (сравнимых с театральной «малой сценой»).  Выросло и число актёров. Я особо отмечаю слово — актёров, ибо сюжетная составляющая военно-исторического представления давно переросла формат массовки «беги и стреляй». В первую линию (для удобства восприятия) выделяют драматические сюжеты, выходящие за рамки моделирования войны как таковой.

 Изюминкой начала реконструкции в Бресте, например, стала сцена  в которой перешедший границу СССР  житель польского села Старый Бубель, Иосиф Бадзинский, красноречиво, но тщетно пытается предупредить пограничников о неизбежном начале войны (на фото).


Всем участникам реконструкции требуется принципиально новое сочетание традиционного актёрского мастерства и высокого уровня погружения в роль и внешнего соответствия, вплоть до уровня постоянной импровизации и готовности интерактивного (не выходя из образа) общения со зрителями.
Поэтому актёры военно-исторического спектакля — одновременно каскадёры, механики, историки и знатоки ретро-моды. «Киносъёмочный» масштаб и «театральная» близость зрителя диктуют свои законы, возможность грамотно сочетать историческую правду и авторский художественный вымысел, настоящую пиротехнику и более традиционное музыкальное сопровождение.


На фото:  на военно-исторических фестивале «Поле боя», проводимом под эгидой киноконцерна «Мосфильм» и танкового музеея в Кубинке, побывало более тысячи посетителей. Не отстают и регионы. Так, на территории музейного комлекса «Сестрорецкий рубеж» показана постановка о втором фронте «Арденнский лес».

3. Особенности организации и проведения.

В последние несколько лет артисты военно-исторического театра наряду с артистами других жанров привлекаются к работе над тематическими концертными программами (День Победы, День России, День защитника Отечества и др). Причём востребованы в них, и как консультанты, и как непосредственно артисты.


В военной реконструкции возродилась полузабытая  профессия «конферансье», её значимость.  «Голос за кадром», ведущий помогает зрителю понять и заметить все нюансы военного спектакля.
Ведь зачастую необходимо не только объявить титулы участников рыцарского турнира, но и подавать «информацию к размышлению» при воспроизведении исторического события.
 От лица российского военно-исторического общества реконструкции комментирует заслуженный историк Андрей Малов-Гра. Привлечение историков неслучайно, ведь важным моментом  в военной литературе, драматургии стала мифологизация,  пристрастность к трактовке истории. Это особенно присуще лубочно-обличительным постановкам последних двух десятилетий, в которых сознательно выбирались сюжеты «по мотивам реальных событий».  С обязательной  дегероизацией  образов и свержением нравственных ориентиров целого поколения.
Во время военно-исторического спектакля на открытом воздухе не бывает антрактов, да они и не нужны. Полтора часа реконструкции обороны Брестской крепости, в которой имеются сюжетные элементы повести Бориса Васильева «В списках не значился», благодаря динамике, комментариям и игре ключевых персонажей смотрятся на одном нерве.
Министерство культуры давно стало главным инициатором и со организатором подобных театрализованных представлений. Разумеется, обращение к одной патриотической тематике не заменит всей палитры современного театрального мира. Но данная работа посвящена именно ей, потому что именно здесь режиссёр не является единственным автором текста спектакля. Именно актёр спектакля-реконструкции выгодно отличается от обычного театрального актёра в «военной роли». Ведь кроме классического подхода к роли, он умеет:

1) Подготовить свой костюм и сжиться с ним «по-настоящему».
2) Литературно-исторический подход к раскрываемому образу значительно облегчает работу над ролью. Создатели спектакля работают эффективно, видя перед собой более живого персонажа.


(на фото: «В списках не значился» - раненые солдаты и жены офицеров Брестской
 крепости сдаются в плен).

...продолжеие во 2 части.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments