Вот Пётр Михин в книге «Артиллеристы, Сталин дал приказ» вспоминает свой фронтовой опыт в главе «Полсекунды спасли две жизни». События следующие.
Осень 43-го. Наступавшая на Украине стрелковая дивизия упёрлась в немецкий опорный пункт. Автор – командир батареи 122-мм гаубиц – поддерживает стрелковый батальон. НП его в 500 м от окопов немцев. Наблюдение за противником в стереотрубу. Впереди, в 100 м, окопы наших. Таким образом, между немецкими и нашими окопами 400 м. На НП командир батареи и телефонист. Позиция батареи в 2 км сзади НП.
Комбат (командир гаубичной батареи) при наблюдении засекает выдвижение из немецкой глубины танков и по дульному тормозу пушки квалифицирует их как «Пантеры». Численность определил, как более 20 танков. Можно предположить, что скорость выдвигавшихся танков не менее 150-200 м в минуту. Тут же он принимает решение на открытие заградительного огня (рубежи, я так понимаю, уже пристреляны). Команда: «По танкам прицел… батарее, 10 снарядов, беглый. Огонь!». То есть батарея выпустила на одном прицеле 40 снарядов, исходя из нормальной численности стволов в гаубичной батарее артполка советской стрелковой дивизии времён ВОВ.
Комбат так точно рассчитал за секунды скорость движения танков и время на открытие огня, что этими 40 снарядами поджигает 2 танка из, ну пусть будет 25. То есть уничтожение 8%. Потом танки ещё два раза пытались выйти в атаку с других направлений, но попасть по ним уже не получалось. А в конце ещё серией из 10, я так понимаю, снарядов батарея подожгла отдельно стоящий танк. И того, принимая во внимание то, что при постановке заградительного огня, батарея, скорее всего, выпускала по 10 снарядов беглым (40 на батарею), расход составил 160 снарядов ( 0,5 бк!) поражение 12,5%.
Вопрос к знатокам: «Насколько реально изложены события?»
Терзают меня смутные сомнения. Очень эффективная батарея у тов. Михина.