Mikhael Katz (mikhaelkatz) wrote in mil_history,
Mikhael Katz
mikhaelkatz
mil_history

Categories:

Погибшие на своих минах



На фото - минный заградитель "Амур", однотипный с "Енисеем", и крейсер "Боярин".

Оригинал взят у mikhaelkatz в Погибшие на своих минах
Успех внезапного нападения японцев оказал тяжёлое моральное воздействие на русских моряков, сковал активность и без того ослабленных морских сил России и вызвал к жизни внеплановые оборонительные мероприятия. Главные силы эскадры Тихого океана после боя 9 февраля втянулись на внутренний рейд и в море не выходили.

Опасаясь высадки японского десанта на Квантунский полуостров, адмирал Е.И. Алексеев и вице-адмирал О.В. Старк решили защитить десантоопасные заливы и бухты минными заграждениями, использовав для их постановки минные заградители «Енисей» и «Амур». Руководить минными постановками был назначен недавно прибывший в Порт-Артур контр-адмирал М.П. Молас, который не обеспечил «Енисей» охранением, а другие подчинённые ему силы - информацией о точном месте заграждения. С 9 по 11 февраля - менее чем за двое суток - «Енисей» под командованием капитана 2-го ранга В.А. Степанова впервые в истории выполнил массовую минную постановку (402 мины) в Талиенванском заливе. По её окончании, при попытке расстрелять две всплывшие мины заградитель неудачно маневрировал задним ходом, был снесён течением, подорвался на собственной мине и через 15 минут затонул. Сознавая свою вину, капитан 2-го ранга Степанов отказался спуститься в шлюпку и погиб вместе с «Енисеем», разделив судьбу корабля, трёх погибших офицеров, кондуктора и 90 нижних чинов. Остальные 198 человек экипажа спаслись на шлюпках.



Минный заградитель "Енисей" (на переднем плане) в Восточном бассейне Порт-Артура

На поиски «Енисея» Моласом были посланы крейсер 2-го ранга «Боярин» и четыре эскадренных миноносца. Через 4 часа после подрыва заградителя «Боярин» сам подорвался на сдрейфовавшей мине. Вода затопила котельные отделения, но крейсер оставался на плаву. Командир его капитан 2-го ранга В.Ф. Сарычев не принял мер к спасению корабля, преждевременно снял команду на миноносцы и бросил крейсер на произвол судьбы. Характерно, что эсминец «Сторожевой» (капитан 2-го ранга А.П. Киткин), не смог уничтожить неподвижный «Боярин» из-за неисправности торпед и торпедных аппаратов. В результате покинутый крейсер был снесен на мель к о. Южный Саншандао. Дальнейшие попытки спасти его, предпринятые под руководством заведующего 1-м отрядом миноносцев капитана 1-го ранга Н.А. Матусевича, окончились неудачей из-за сильного шторма.



Через двое суток после подрыва «Боярин» был вновь снесён на своё минное заграждение, где и затонул. После этого взору русских моряков предстали лишь торчащие из воды ноки реев, да часть правого борта, оголявшаяся во время отлива. Вскоре после этого Временный военно-морской суд в Порт-Артуре рассмотрел дело командира погибшего крейсера капитана 2-го ранга В.Ф. Сарычева и признал его виновным в преждевременном оставлении корабля. По решению суда Сарычева просто «списали» на берег, даже не лишив наград и званий. Хотя самое малое, что он заслуживал – разжалование в рядовые и направление на фронт в качестве штрафованного. Но… классовая солидарность г.г. офицеров и тут сыграла свою роль и  спросить как следует за позорный поступок, совершённый в боевой обстановке с него не захотели.



Гибель «Енисея» и «Боярина» без воздействия противника выявила серьёзные недостатки в боеготовности эскадры, несостоятельность командования и опасность импровизаций в управлении силами. 14 февраля заведующим прибрежной обороной был назначен контр-адмирал М.Ф. Лощинский, которому передали и отчисленный от эскадры минный транспорт «Амур». С 16 по 23 февраля «Амур» под командованием капитана 2-го ранга Ф.Н. Иванова при обеспечении минными крейсерами и миноносцами поставил 295 мин в бухтах Дип и Керр, Талиенванском заливе, проливе Саншандао и в бухте Восьми кораблей. Кроме того, 20 мин было выставлено с минного плотика «Амура» в самом Талиенване. Мины ставились в пределах 3-мильных территориальных вод с объявлением в прессе для иностранцев, что снижало боевую ценность заграждений. Большая часть мин обоих минных транспортов, была израсходована в сугубо оборонительных целях, а запаса таких мин в Порт-Артуре не было.




Такие крайне неудачные действия на море в самом начале войны наложили сильный отпечаток на дальнейшие действия русской эскадры, которая не предпринимала никаких решительных действий, ограничиваясь только разведывательными выходами в море лёгких кораблей не далее 50 миль от Порт-Артура. Таким образом, русские адмиралы в Порт-Артуре добровольно отдали инициативу в руки японцев, которые воспользовались таким бесценным подарком в полной мере.



Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments