wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

177. От Японии до Японии. Первое знакомство с самураями…

Оригинал взят у wlad_ladygin в 177. От Японии до Японии. Первое знакомство с самураями…

У меня по даче есть друг – капитан второго ранга в отставке Андрей Воронов. Он как-то высказался о воспоминаниях маршала Жукова. Дескать, когда тот описывает свое частное, книга читается запоем. Но когда маршал «впадает в прострацию» от перечисления номеров боевых соединений и селений их нескончаемого стратегическо-тактического передвижения, звучащих до того привычно, что в каждой губернии найдутся таковые, или возбуждающие от амбициозного звучания названий закордонных деревенек, что кажутся очередными пупками земли, от чего восприятие читаемого снижается до нуля.

Я его понимаю: без подробной карты театра боевых действий, разноцветных карандашей и, главное, внутреннего желания разобраться в перипетиях интерпретаций «шахматных ходов» как осуществленных, так и когда-то задуманных автором мемуаров, просто не обойтись…

Карт у меня, однако, нет, но есть Интернет, все заменяющий… и от того наблюдаю «избыток» материала о событиях на реке Халхин-Гол. Я возьму ответственность на себя в своих постах и опущу общеизвестные факты по этому поводу, и заострю внимание лишь для себя новом.

И так, слово генерал-лейтенанту Турчину Ивану Павловичу:

«В мае 1939-го года, когда японские империалисты напали на дружественную нам Монгольскою Народную Республику, мне пришлось быть участником боев с японцами на реке Халхин-Гол в качестве начальника оперативного отдела ВВС. А затем меня назначили начальником противовоздушной обороны 1-й армейской группы войск.

Началу крупных боев предшествовал ряд провокаций. В период с января по апрель 1939-го года японо-баргутские1 войска неоднократно нарушали границу в районе реки Халхин-Гол и озера Буйр-Нур. А 11 мая до двухсот конных баргут пытались захватить 7-ю пограничную заставу. 14 и 15 мая вновь атаковали эту же заставу еще более крупными силами и впервые ввели в действие авиацию. Так началась необъявленная война, длившаяся четыре месяца…

1 Баргуты - маньчжурская народность, живущая в районе Хайлара.

Согласно указаниям наркома К.Е. Ворошилова с начала и до конца конфликта боевые действия сухопутных войск проходили только на территории Монголии, у ее восточной границы. Участок боевых действий войск простирался с Востока на Запад от маньчжурской ж.-д. станции Халун-Аршан вдаль реки Халхин-Гол до озера Буир-Нур. Район боевых действий авиации также был ограничен пунктами: на территории Маньчжурии - ж.-д. станцией Нуфынтай (32 километра Ю-В ж.-д. станции Халун-Аршан), Джин-Джин-Суме, Хунхерцунь, Ганьчжур; на территории Монголии – Баин-Тумен, Тамцак-Булак.

Район боевых действий, так называемый Тамцакский выступ восточной Монголии, представляет собой открытую степь, весьма малонаселенную. Никакого укрытия от воздушного наблюдения. Ровная местность с травяным покровом предоставляет все возможности для организации аэродромных узлов с большим количеством аэродромов и площадок, а также для передвижения автотранспорта без дорог в любом направлении. В общем, рельеф местности и почвенные условия, за исключением рек Халхин-Гол и Хайластын-Гол и песчаных барханов восточнее реки Халхин-Гол, являются вполне благоприятными для маневра всех родов войск.

Климат резко континентальный. Воздух необычайно сухой, прозрачный. Большое количество озер и яркое звездное неба благоприятствуют ориентировке с воздуха в дневных и ночных условиях.

Действия японской авиации до 20 мая в основном выражались в бомбардировании одиночными самолетами монгольских пограничных частей. Но с 21 мая японцы, сосредоточив в районе боевых действий до трех рот бомбардировщиков и истребителей, начали проявлять большую активность.

Японские истребители парами и звеньями патрулировали над монгольской территорией, подвергая атакам даже отдельные машины. На ровной местности с травяным покровом автомобили были хорошо заметны с больших расстояний.

Неприятная встреча с парой японских истребителей произошла однажды и у меня. Я летел на самолете связи Р-5 из Тамцак-Булака в Обо-Сомо(-..?). Летел на небольшой высоте к себе в тыл и вдруг увидел, что пара истребителей И-96 с высоты полутора - двух тысяч метров разворачиваются на меня в атаку. Я спешно пошел на посадку. Еще до конца пробега выскочил из самолета и побежал в сторону. С первой же атаки мой самолет загорелся. Я понял, что следующая атака будет на меня. В черном кожаном пальто и летном шлеме на фоне зеленой травы меня хорошо видно. И тут я вспомнил, как десять лет назад нас обманул чеченец своей черной буркой.

Пока истребители набирали высоту и разворачивались для второй атаки, я сбросил пальто, растянул его на траве, бросил впереди него шлем, а сам валиком откатился метров на двадцать в сторону. В высокой траве мой защитный костюм не выделялся. Истребители меня не заметили и атаковали пустое пальто. Так пригодился мне в жизни урок, преподанный старым чеченцем еще в 1929 году.

Пробродив в степи всю ночь, я на рассвете вышел к юрте пастуха овец и уже с его помощью на четвертый день возвратился к себе на командный пункт.

С развитием активности японской авиации наше командование сосредоточило в районе боевых действий 150-й смешанный и 70-й истребительный авиаполки, находившиеся в Монголии, и к 26 мая перебросило в Тамцак-Булак 22-й истребительный авиаполк из Забайкалья.

Японская авиация имела в районе боевых действий до ста самолетов новейших типов, главным образом, И-96 и И-97 производства 38 – 39 годов. Летный состав имел боевой опыт, приобретенный в войне с Китаем.

Наш же летный состав не имел боевого опыта и еще не изучил тактику японской авиации, применяемую в воздушных баях. Кроме того на наших самолетах-истребителях не было радиостанций.

Вследствие отсутствия радиосвязи истребителей между собой и с наземными командными пунктами не представлялось возможным организовать надежное взаимодействие между эскадрильями И-15 и И-16 в воздушном бою и управлять воздушным боем с наземных командных пунктов.

Все эти обстоятельства явились причиной того, что в начале конфликта за период с 22 мая по 21 июня 70-ый истребительный авиаполк потерял 12 самолетов, а сбил только один истребитель противника.

29 мая из Москвы в район боевых действий была направлена транспортными самолетами группа руководящего летного состава, имеющего боевой опыт, приобретенный в Испании и Китае, во главе с заместителем начальника ВВС комкором Я.В. Смушкевичем. В дальнейшем эта группа руководила советской авиацией до окончания боевых действий.

До июня наши истребительные авиаполки имели на вооружении самолеты И-15 и И-16. Самолет И-15 - полутораплан устаревшего типа, с неубирающимся в полете шасси, значительно уступал японскому самолету И-96 . Поэтому японские истребители, обнаружив в воздухе наши И-15, смело устремлялись на них в атаку. Но вот из Забайкалья прибыли две эскадрильи на новых истребителях И-153 «Чайка». Внешне И-153 были похожи на И-I5, но с убирающимся шасси и значительно лучшими латными качествами.

В первом же воздушном бою решено было использовать схожесть внешних очертаний И-15 и И-153 для обмана противника. Эскадрилья «Чаек» под командованием Героя Советского Союза Грицевца пошла на сближение с истребителями противника с выпущенными шасси, а выше ее на 1500 метров и сзади шли две эскадрильи И-16.

Японцы, приняв самолеты И-153 за И-15, устремились на них, рассчитывая на легкую добычу. Но как только японцы заняли исходную позицию для атаки, И-153 убрали шасси, резким вертикальным маневром вышли из-под удара и, навязав противнику воздушный бой в невыгодных условиях, вместе с истребителями И-16 нанесли ему сокрушительнее поражение.

Период с 22 июня и до нашего наступления (20 августа) был периодом напряженных боевых действий авиации. Менее чем за месяц наши истребители произвели более 8150 самолетовылетов, а бомбардировщики до 1100 самолетовылетов. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено более 350 самолетов противника, в то время как мы сами потеряли 131 самолетов.

В воздушных боях участвовало по тому времени огромное количество самолетов. Так, например, 22 июня в воздушном бою над полем сражения участвовало до 120 японских самолетов и 95 наших. Воздушный бой длился около двух с половиной часов. Были сбиты 31 японских и 11 наших самолетов. В воздушном бою 26 июня участвовало 60 японских и 50 наших самолетов. Бой длился около двух часов. Сбито 25 японских и 2 наших истребителей.

Большое мужество и отвагу в этом бою проявил Герой Советского Союза майор Грицевец. Он увидел, что над территорией противника в тридцати километрах от линии фронта был сбит и спланировал на землю самолет командира 70-го авиаполка майора Забалуева. Майор Грицевец произвел посадку возле приземлившегося командира, на глазах у растерявшихся японцев посадил его к себе в кабину за бронеспинку и вывез с территории противника к себе на аэродром.

В ожесточенных схватках с воздушным противником шла борьба за господство в воздухе. В этих боях впервые в истории советской авиации летчик старший лейтенант В.Ф. Скобарихин успешно таранил японский самолет, а через некоторое время этот подвиг повторил и лейтенант А.Г. Мошин.

В результате напряженнейших воздушных боев и штурмовых действий по аэродромам японцев наша авиация, имея к началу решающих боев на земле 515 самолетов против 300 самолетов противника, завоевала полное господство в воздухе.

Продолжение следует

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments