tempus_curat (tempus_curat) wrote in mil_history,
tempus_curat
tempus_curat
mil_history

Categories:

Про боевое дежурство, летчиков, техников, ФСО и Ельцина.

Оригинал взят у tempus_curat в Про боевое дежурство, летчиков, техников, ФСО и Ельцина.
В ПВО есть такая забава - боевое дежурство. БД если коротко.
Оно во многих войсках есть, но я там не служил и поэтому расскажу про наше - Его величества Истребительной Авиации Войск Противовоздушной Обороны Боевое дежурство! )))
Штука важная, ее смысл прост - не допустить супостата к нам. При этом шумная, всем известная и иногда политически опасная - все помнят Пауэрса, сбитый Корейский Боинг и приснопамятного Руста.

Во всех полках ИА ПВО БД несется в разной степени готовности. Самая высшая степень (если память не изменяет) это барражирование в воздухе. Но это уже война наверное.



А так - сидим - стоим в ВКК в домике у полностью вооруженных и снаряженных самолетов и "ждем у моря погоды".

(Это, чтобы не грустно многабукф читать - НО ЭТО НЕ Я!)

А че? "Солдат спит - служба идет". Опять же платят надбавку - отдельно за дежурство днем и ночью. Наряды, построения и прочее безумие опять же мимо кассы.
Ну и чувствуешь себя частью, пусть и страшного но безумно умного и огромного механизма. Причем на "острие копья как говориться"
Нормально вообщем. Для мужиков.
По разному правда бывает. То отлежишься 12 часов, а бывает из кабины не вылазишь пол дежурства - какой-то вертолет у финов (например) ползает вдоль границы и с окрестных ферм молочку собирает! А у нас все раком и в пыли стоит!
Зайдешь бывало на круг - и так 15-20 дежурств в месяц как бабахнешь! Красота.
Одно плохо - выпадаешь из жизни полностью. Потому как на БД она особенная эта жизнь.
И случаи которые там иногда происходят - курьезные и трагические, смешные и грустные. нужно рассматривать через эту самую призму особенную.
Расскажу вамl далее два случая. Оба смешные. Ну как смешные? Это сейчас. Тогда были не очень.

СлучАй № 1 - "Что-то солнце мне в глаза бьет"!

Заступал на дежурство у нас один экипаж "старперов". Специально подобранных, спитых спаяных дружбой летчика и штурмана.
Это на гражданке мужики после 35 лет красаУчики. А в истребителях это "старперы". Ну может быть ранее так было?
Как правило люди уважаемые и серьезные. И тут так было.
Но мы ведь помним, что люди на БД в особенной жизни правда? Ну и тут так.
Заступили они значит, а тут и случись команда "ВОЗДУХ!" ну или "Тревога" по военно-пехотному!
А значит ломится к нам супостат! Значит в опасности пенсия "мирный труд советских граждан"!
Ну и наши герои соответственно ускакали в самолет. Вот как сидели в курилке и трындели про охоту-рыбалку, так в кабину и нырнули значит!
А тут не до шуток. Двигатели запускают, "гироскопы крутят", задачу получают - много чего полезного делают!
А надо сказать, что никаких Джи-Пи-Эсов тогда не знали.
Неееее! Ну представляли в целом и даже говорят проходили в училищах бомбардировочных "ГЛОНАСС" (да-да - старая это история!), но в железе не видали.
Пользовались системами ИНЕРЦИАЛЬНЫМИ.
А че лица грустные такие у молодежи? Поясняю - это которые на гироскопах.
Ну погуглите короче! Тут для взрослых старых пишут!
О чем это я? А о том, что на самолетах наших типа МиГ-31 только инерциалки стояли. И было это ЧУДО:
- Нажал кнопки - в окошке цифры скачуть! Да не какие нибудь электронные, а самые простые на колесиках нарисованные!
- Под стеклом на планшете бумажная карта бежит! Да-да бумажная и еще перфорированная! Я не ошибся! Это вообщен отдельная история!
- А метки на приборах и ИЛСе показывает куда лететь потребно! Красота!
Ну вот так как - то:



Но была некая особенность у навигационного комплекса: начинал он работать (раскручивать гироскопы до их согласования) -  в положении тумблера "НАСТРОЙКА", а трогать самолет с места можно было только после выхода гироскопов на режим и выставления центральной их оси переставив этот тумблер будь он неладен в положение "РАБОТА". Иначе наш комплекс начинал выдавать такую хуйню охинею, что ажно ужас берет.
Вы все это запоминайте, потому как этот тумблер мать его ети "очень важен для нас", также как ваш звонок для вашего провайдера.
А еще нам надо запомнить, что есть на смолетах - на иллюминаторах и на фонарях "шторки", которые могут закрыть экипаж от солнца или от видимости земли - зачем нужны они, вы потом узнаете сами - а пока запомните просто
. Фото я не нашел, но напоминают они что- то типа шторок на водительских стеклах у идиотов водителей которых заставили тонировку снять.
Ну вот, они значит карту взлетную читают-слушают, а эти железяки крутятся и полюса отслеживают, чтобы значит им курс дать.
И тут по карте нужно штурману сказать что-то типа "КН (комплекс навигационный) в положение РАБОТА", а летчик должен из "настройки" наш любимый тумблер перевести ...

(вот с желтыми кнопками и есть тот самый ПУ "Комплекс Навигационный - 25")
Но видно ОХОТА про которую они на дежурствах общались и РАБОТА не сложились одновременно в голове.  И закрутились гироскопы как им захотелось, а полюса на компасах начали перемещаться так как им удобно стало....
Ну вообщем поехали они по рулежке. Им бы заметить странное поведение, ан нет. Не видят.
Выехали на полосу. По ней бы проверится (у нас ВПП - 300 (120) градусов направление имела), да и тут не судьба.
Взлетели вообщем. А Ирадром наш был в 80 км у границы, что тоже важно...
Им с земли командуют - на цель наводят, они вроде нужные курсы занимают, НО ... летят не туда.
В сторону границы они летят! А дело было на под Питером и вечером. Солнышко заходит на западе у нас и соотвенно у летчика легкая паника - ЕМУ СОЛНЦЕ В ГЛАЗА БЬЕТ! Лететь неудобно!
И на земле наверное тоже кому-то солнце в мозг напекло - сидят молчат.
И говорит командир, штурману "человечьим голосом" - А чей-то солнце слепит меня? а тот ему ответил фразой, ставшую потом на многие годы коронной у всех имеющих отношение к авианавигации - "А ТЫ ЗАШТОРЬСЯ!"!

Вообщем улетели парни на 20 км в Финлянию. В  развороте так сказать...
Ну а дальше все понятно тем кто с авиацией знаком. И с охраной границ в СССР. И правилами холодной войны.
Нет! Конечно никто их не сбил. Потому как не успел - фины не ожидали такой наглости! Поэтому назад они вернулись скоренько - хотя как на посадку заходили без компаса - песня отдельная.
На аэродроме их встречали "с цветами"...  Ну как то так:


Только офицеров КГБ СССР было больше, а членов ЦК КПСС значительно меньше. Я бы даже сказал одни они и были. И еще руководство полка бледное как смерть...


И конечно их потом расстреляли как шпионов "полюбли" за глупость, пару недель и на полгодика отстранили от полетов.
Фины прислали "Ноту Протеста" как водится. Весь полк сдавал зачеты... Вообщем весело было.
А ПРО ЦЕЛЬ НА КОТОРУЮ ВЫЛЕТЕЛ ЭКИПАЖ - НИКТО НЕ ПОМНИТ! Вообще )))

Мораль этой истории проста - Даже если у тебя есть диплом подтверждающий, что ты самый умный в Авиации - думать в полете все равно надо!

Второй случАй, который откроет тайну присутствия фамилии Ельцина и аббревиатуры ФСО в названии я напишу позже.
Работы много - времени не хватает.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments