andrey_veresh (andrey_veresh) wrote in mil_history,
andrey_veresh
andrey_veresh
mil_history

Categories:

"Иду на Берлин!"

Еще в 2009 году, побывав первый раз на Саареммаа, имел желание найти аэродром Кагул с которого, в августе-сентябре 1941 года, наши бомбардировщики нанесли «ответку» по Берлину. К сожалению, в первую поездку не срослось с транспортом, в этот раз все условия благоприятствовали и при удобном случае, я отпросился у семейства и поехал на аэродром. При наличии навигатора и wikimapia найти его было не сложно. Большая часть полевого аэродрома заросла невысоким сосняком, но выехать на взлетно-посадочную полосу по проселочной дороге и сейчас не составляет труда, через 10 минут после выезда из Курессааре, я уже стоял на летном поле.

22 июля 1941 года немецкие бомбардировщики совершили первый налет на Москву, с этого момента начались регулярные бомбардировки столицы. Правда серьезных разрушений немцам добиться не удалось- ПВО города была очень эффективной, прорывались лишь отдельные самолеты. Налеты же противника заставили советское правительство задуматься нанести ответный удар по Берлину. Первый налет было решено нанести силами ВВС Балтийского флота . Дальние бомбардировщики ДБ-3 находились на полевом аэродроме Кагул эстонского острова Ээзель (совр. Сааремаа). 27 июля летному составу 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота был зачитан приказ: нанести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам. В ночь с 7 по 8 августа первая ударная группа из 15 самолетов ДБ-3(Виноградов Ю.А. в книге "Операция Б" пишет о 13 машинах) , под командованием полковника Преображенского ушла на столицу нацистской Германии. Полет проходил в сложных условиях , протяженность маршрута составила 1765 километров, из них 1400 над морем. Над Германией самолеты шли на высоте 7000 метров, при этом обмерзали стекла кабин и летчикам приходилось использовать кислородные маски. Пять самолетов сбросили первые бомбы на Берлин, остальные десять отработали по его пригородам. Глубокой ночью на наземный командный пункт принесли бланк радиограммы: «Мое место-Берлин.Работу выполнил. Возвращаюсь». Группа вернулась без потерь.



Не смотря на то, что серьезного ущерба бомбардировка не нанесла, психологический эффект был серьезным. Налет был неожиданностью для немцев, причем они решили , что отбомбились английские самолеты. Так 8 августа немецкое радио сообщило «В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации, в количестве 150 самолётов, пытались бомбить нашу столицу... Из прорвавшихся к городу 15 самолётов 9 сбито.» Би-би-си удивленно ответило «Германское сообщение о бомбёжке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала.»
8 августа Совинформбюро известило, что советская авиация бомбила Берлин.В результате бомбёжки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолёты вернулись на свои базы без потерь.»
Заметки с аналогичным содержанием публиковались в «Известиях» в течение всего августа.



Берлин продолжали бомбить до 5 сентября. После захвата Таллина, снабжение острова прекратилось, а 6 сентября группа немецких самолетов разбомбила аэродром. 7 сентября оставшиеся в живых летчики и техперсонал, на трех исправных ДБ-3, покинули остров и перелетели под Ленинград. Всего, летчики 1-го минно-торпедного полка, совершили 9 налетов на столицу немецкого рейха.


Герои Советского Союза командир 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС ВМФ полковник Евгений Николаевич Преображенский и флагманский штурман полка капитан Петр Ильич Хохлов у самолета ДБ-3 перед очередным вылетом на бомбардировку Берлина. Аэродром Кагул, остров Сааремаа (Эзель). waralbum.ru


Советский дальний бомбардировщик ДБ-3 первых серий в полете. Самолет окрашен в трехцветный пятнистый камуфляж. Такую окраску имели первые серии дальних бомбардировщиков, выпущенные московским заводом №39 в 1937 году и стоявшие на вооружении 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС ВМФ. waralbum.ru

33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36050 кг. Были сброшены 34 агитбомбы с листовками. 16 самолётов по различным причинам были вынуждены прервать полёт и вернуться на аэродром. Во время осуществления налётов было потеряно 17 самолётов и 7 экипажей, причём 2 самолёта и 1 экипаж погибли на аэродроме, когда пытались взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках. Родина высоко оценила подвиг летчиков-балтийцев уже 13 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР звания Героя Советского Союза были удостоены летчики-балтийцы: полковник Е.Н. Преображенский, капитаны В.А. Гречишников, А.Я. Ефремов, М.Н. Плоткин и П.И. Хохлов. А в сентябре высокое звание также присвоили летчикам дальней авиации: майорам В.И. Щелкунову и В.И. Малыгину, капитанам В.Г. Тихонову, Н.В. Крюкову и лейтенанту В.И. Лахонину. Их имена стали известны всей стране. Многие участники беспримерных вылетов на Берлин в августе 1941 года, в том числе и наземный состав, были удостоены высоких государственных наград.



А.Я. Ефремов

После войны аэродром Кагул был восстановлен, в 50-х годах на нем базировались Миги-15. Взлетно-посадочная полоса была оборудована из металлических перфорированных плит, следы от которых хорошо видны и сейчас. В середине 50-х, прямо на летном поле, давал концерт ансамбль песни и пляски им. Александрова. Полеты совершались , по крайней мере вплоть до осени 1955 года.







В двух километрах от взлетно-посадочной полосы находится кладбище деревни Кярла где над братской могилой установлен небольшой мемориал в память о погибших в 41 году при посадке летчиках,офицерах и красноармейцах освобождавших Сааремаа в 44-45 годах-2 стелы и десять небольших плит, на каждой плите по 5-6 имен, без даты гибели. Рядом с мемориалом находится могила летчика-истребителя Тумасьева А.Ф., который разбился на Миге в 1954 году.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments