wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

171. Будни войны… Везение летчика Уржунцева…

Оригинал взят у wlad_ladygin в 171. Будни войны… Везение летчика Уржунцева…

Везение… сегодня оно милостиво к тебе. Но что будет завтра? А завтра, как всегда: боевой приказ, полет к цели, несколько минут над целью с игрой в «русскую рулетку», обратный путь… и все под бдительным оком судьбы – повезет, не повезет… И так, каждый раз, что становится обычными буднями войны… А через лет тридцать сидит в одиночестве в своей «хрущевке» уже пожилой человек со здоровьем подорванным, и думает: а вообще, могло бы быть такое?

«Когда линия фронта была уже не так далеко от Витебска, немцам стала нужна дорога, которая связывала по фронту узловые станции городов Великие Луки – Витебск – Орша - Могилев - Гомель и далее на юг. По маршруту полет проходил нормально. Высота 2000-2500 метров. Но в районе цели погода ухудшилась. Высота облачности 1000-1100 метров и опять бы ничего, но при подлете к цели немцы поставили прожекторы вертикально. А их было в достаточном количестве. Они не сопровождали самолеты, когда кто проходил, а просто поставили их вертикально на дальних подступах от ж/д узла Витебска и все. Вот и подступись! Пришлось лезть в пекло. А штурману сказал, что сиденье опускаю и буду идти только по приборам, так как на такой высоте можно и приборов не увидеть, если прожектор попадет по глазам.

Как выбрался из этого пекла, показали пробоины от снарядов ЗА и их осколков . Их насчитали 36. Все обошлось нормально, экипаж не пострадал, ни одного осколка не попало по моторам. Но о результате работы, т.е. бомбометания, я сказать не могу потому, что спрятался и ничего, кроме приборов не видел. По докладу штурмана – результат был хорошим.

Я как контролер летал очень много. Вылетал за 30 минут до вылета основной группы. Давал погоду по маршруту и в районе цели. Докладывал о видимости в районе цели, а перед бомбометанием основной группы наших бомбардировщиков освещал цель и уходил в сторону. Наблюдал, как производят бомбометание, фиксировал, где бомбы ложатся и в какое время. И уже после всех сам заходил на цель, сбрасывал свои бомбы. А по возвращению на базу в боевом донесении докладывал командованию результаты бомбометания и как поражена цель. Но это стало возможным с начала 1943 года, когда мы имели почти полный состав самолетов в части.

Раз я вспомнил о прожекторах, расскажу еще один случай, который произошел примерно в конце марта или в начале апреля 1942 года. Точнее уже и не вспомню.

Получил боевое задание бомбить аэродром Дно западнее Старой Руссы. Штурманом у меня был Скворцов В.И., радистом лейтенант Петрухин, он же начальник связи нашей АЭ.

Погода была очень плохая. Облачность 10 баллов и такая с густой дымной моросью на высоте 1200-1500 метров. Оборона аэродрома и ж/д станции была сильной – ЗА всех калибров, ночные истребители. В этом полете впервые наблюдал, как ночные немецкие истребители охраняли аэродром от налетов нашей авиации. Ходили они с зажженными фарами. Этот тактический прием действовал на наш летный состав психологически и в то же время они обозначали себя, чтобы ЗА не били по ним.

Обнаружить аэродром не представляло большой сложности, так как сам истребитель показал, что аэродром здесь. В такую погоду ему уходить от аэродрома нельзя – заблудится в момент.

Когда мы отбомбились по аэродрому и с левым разворотом уходили южнее цели, то я увидел над аэродромом, как зажглись еще одни фары. Это был второй истребитель. Так они ходили с зажженными фарами, а по нам начали бить ЗА. Но вреда она причинить не успела – мы уже ушли далеко. Полет ничего не говорящий – пришли, отбомбились и ушли. Со стороны понаблюдали, как наши экипажи бомбят аэродром при присутствии истребителей противника. Но тут казус получился при возвращении домой. Когда мы отошли от цели, штурман мне дал курс домой. Я только его предупредил, чтобы он не навел на город Старая Русса. Этот пункт был очень укреплен, там много было ЗА и прожекторов. Немцы через Старую Руссу снабжали 16 армию, она еще называлась Демьянской группировкой, против которой тоже пришлось немало поработать.

Штурман сообщил:

- Костя, мы сейчас выйдем на озеро Ильмень между пунктами Сольцы и Старой Руссой.

Меня это устраивало вполне. Я дал добро. Но штурман дал курс примерно, потому что ничего не было видно, погода ухудшилась с каждой минутой и, как назло, мы точно вышли на Старую Руссу на высоте примерно 800-1000 метров. Плюс-минус 100 метров роли особой при нормальной ситуации не играют, но вот внезапно десятки прожекторов схватили меня и осветили. Я стал со снижением уходить, а приборов почти не вижу. И вот для того, чтобы скорей уйти из зоны обстрела и прожекторов, дал полный газ и со снижением. Тут Скворцов как крикнет:

- Земля!!!

Я взял резко штурвал на себя, вышли из зоны города. Самолет какое-то время шел над окопами немцев на высоте 5-10 метров, а может еще меньше, потому что по мне стали стрелять из ракетниц. Ракеты я наблюдал – они были выше, чем мы летели. Я развернул влево и стал набирать высоту. Когда глянул на высотометр, то на нем стрелка стояла на минус 50 метров. Я все время, как говорится, не терял присутствие духа. Но когда набрал высоту примерно 400-500 метров и вышел на нашу территорию, только тогда выступил холодный пот. Вот так можно погибнуть всем по нелепости.

Тут в этом полете нет вроде ничего поучительного, но нервная встряска очень сильная случилась, особенно когда прибор показал минус 50 метров. Это при разборе полетов выяснилось, что разница высот аэродрома вылета и района озера Ильмень равнялась 50-70 метров. Если бы были у меня тогда такие данные, то психологически все возможно было проще, сопоставил бы высоты аэродрома Якушево (это район Рыбинского водохранилища) и озера Ильмень и летел бы дальше, не переживая.

Просто повезло, в рубашке родился. Или вот еще два полета, в которых тоже повезло выбраться из сложной ситуации».

Продолжение следует.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments