defendingrussia (defendingrussia) wrote in mil_history,
defendingrussia
defendingrussia
mil_history

Categories:

Полет из неволи: самолеты советских шарашек

Легендарные авиаконструкторы. В сталинское время многие из них, находясь в заключении, работали в конструкторских бюро тюремного типа. История каких самолетов началась в так называемых «шарашках» — читайте в нашем материале.

И-5

История основного боевого самолета истребительной авиации 30-х началась в Бутырской тюрьме в Москве. На ее территории располагалось «Центральное Конструкторское бюро — 39» ОГПУ им. Менжинского «Внутренняя тюрьма — 11», в народе — «шарашка».

По указанию заместителя командующего ВВС Якова Алксниса, было подготовлено задание: спроектировать истребитель под мотор «Юпитер», не уступающий по характеристикам лучшим зарубежным образцам. Руководить проектом были отобраны два авиаконструктора из заключенных: Дмитрий Григорович и Николай Поликарпов. Под их началом над созданием самолета трудилась группа инженеров, среди которых Иван Косткин, Павел Крейсон, Александр Надашкевич и Виктор Корвин-Кербер.

Конструкторы работали на пределе возможностей, и спустя всего три месяца (!) были изготовлены проект и опытный образец самолета «ВТ-11» («Внутренняя Тюрьма»). Пока испытывался первый образец, конструкторы собрали еще два прототипа — «Клим Ворошилов» и «Подарок XVI партсъезду».

Испытания показали, что по маневренности и вооружению новый истребитель не уступает самым современным зарубежным образцам, и до окончания испытаний самолет был запущен в серию. Серийный И-5 имел советский двигатель М-22 на 480 л.с. и вооружался в основном синхронными пулеметами ПВ-1 с боезапасом 1200 патронов.

Истребитель стоял на вооружении с 1932 по 1939 год. На этом его история не закончилось: с началом Великой Отечественной войны из-за острой нехватки боевых машин И-5 стали использовать вновь, но уже как легкий штурмовик или ночной бомбардировщик.

Пе-2

В 1937 году Владимира Петлякова арестовали и поместили в специальное закрытое конструкторское бюро — ЦКБ-29. Там, по заданию Лаврентия Берии, он приступил к созданию двухмоторного высотного истребителя. Вместе с группой специалистов Петляков разработал самолет под кодовым обозначением «100», который отличали герметичная кабина, скорость свыше 600 км/ч и дистанционное электроуправление.

Началась советско-финская война, и стало понятно, что для ведения боевых действий армии нужны не истребители, а пикирующие бомбардировщики с хорошими летными качествами. Тогда Берия, курировавший ЦКБ-29, поручил Петлякову преобразовать проект истребителя в проект многоцелевого пикирующего бомбардировщика. Времени отводилось мало — всего полтора месяца, но в случае успеха Берия обещал освободить и конструктора, и его специалистов.

В считанные дни были готовы чертежи, опытный образец не строили, использовали старый — самолет был, по сути, тем же истребителем «100» с разницей в оборудовании и вооружении. Бомбардировщик, получивший название Пе-2, был готов в срок и вышел в серию в конце 1940 года. Авиаконструктор и его соратники — в том числе будущий начальник проектировавшего стратегические бомбардировщики ОКБ-23 Владимир Мясищев, разработавший крыло самолета — как и было обещано, вышли на свободу.

Пе-2 отличали высокая скорость, способность бомбометания как в вертикальном положении, так и при пикировании, электрическое управление многими механизмами (было применено в СССР впервые). В годы Великой Отечественной войны самолет использовали в качестве и бомбардировщика, и разведчика, и даже ночного истребителя. Пе-2 вошел в историю как самый массовый пикирующий бомбардировщик советского производства — всего было выпущено 11427 самолетов.



Ту-2

В октябре 1937 года Андрей Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Находясь в заключении в ЦКБ-29, в конце 1939 года он приступил к работе над проектом двухмоторного бомбардировщика. Разрабатываемый самолет под шифром «103» должен был нести 1,5-тонную бомбовую нагрузку и иметь дальность полета свыше 2000 километров.

Конструкторская группа приступила к работе, и к августу 1940-го были утверждены технические данные и эскизный проект. Это был двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением; на нижней поверхности крыла размещались тормозные решетки — для уменьшения скорости пикирования, а расположение кабины позволяло пилоту на любых виражах видеть цель.

За создание перспективного самолета Туполева и его коллег, среди которых были Николай Базенков, Александр Надашкевич, Алексей Черемухин, Владимир Чижевский, Иосиф Неман, ранее работавший в бригаде Петлякова, и многих других освободили в 1941-м, а ЦКБ-29 в народе прозвали «Туполевской шарагой».

В 1942-м после успешных испытаний бомбардировщик запустили в серию, он получил название Ту-2. В годы Великой Отечественной войны из-за перерывов в производстве самолет не использовался так активно, как, например, Пе-2, хотя и превосходил бомбардировщик Петлякова. Более того, немецкий Ju-88 и американский В-25 «Митчелл» уступали Ту-2 в высотности полета и скороподъемности, а в скорости на высоте более 6 км пикирующий бомбардировщик превосходил лишь советский истребитель МиГ-3.

Несмотря на непродолжительное участие в войне, летно-технические характеристики позволили Ту-2 стать одним из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.



Источник

Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments