cynical_reason (cynical_reason) wrote in mil_history,
cynical_reason
cynical_reason
mil_history

Categories:

Лебединая песня


В сегодняшнем рассказе поведу речь о жертве реформ опального министра Сердюкова – аэродроме и гарнизоне Лебяжье.

1-й гвардейский Красногвардейский дважды Краснознаменный орденов Ленина и Кутузова 3-й степени бобардировочный авиационный полк имени 50-летия образования СССР ведет свою историю от 1-й Красмнознаменной истребительной авиаэскадрильи, сформированной в годы Гражданской войны на основе 1-го и 3-го авиадивизионов в 1918 году. 3 дивизион формировался из 3-х авиаотрядов одним из которых командовал штабс-капитан Нестеров.

Во время Первой мировой войны, первый дивизион участвовал в подавлении чехословацкого восстания 1918 года. Третий вел боевые действия на территории Камышинского укрепрайона. Основную боевую часть тогда составляли истребители «Ньюпор» и трофейные «Дэ-хэвилленд».

С августа 1922 года часть стала именоваться 1-й истребительной авиаэскадрильей. В 1925 г. за выдающиеся заслуги эскадрильи присвоили почетное наименование «эскадрилья имени В.И. Ленина».

Первым из легендарных летчиков проходившим службу в эскадрильи был Чкалов, первым но не единственным.
С апреля 1939 г. эскадрилья передислоцировалась в Забайкалье, уже в виде 29 Краснознаменного истребительного полка. А с началом ВОВ, прибыла на Западный фронт где 13 июля 1941 г. летчики приняли первый бой на истребителях И-16/153. В декабре 1941 29 иап Указом НКО превратился в 1-й гвардейский Краснознаменный ордена Ленина истребительный авиационный полк. А в феврале 1942 г. полку вручили Гвардейское знамя. В мае 1943 г. за помощь в освобождении Красногвардейска(Гатчина) полк стал «Красногвардейским». За время войны полк поучаствовал в освобождении Ржева, операции «Багратион», Сандомирской наступательной операции, Берлинской операции.

17 мая 1945 полк перебазировался в Дрезден, в июне на аэродром Прага-Ружине, и в августе на территорию Венгрии где 22 августа 1950 г. провел первую летную смену на новых МиГ-15. В период с 23 октября по 10 ноября 1956 г. участвовал в подавлении мятежа. В 1957 г. полк перебазировался в Кумандараш, где и находился до вывода в 1991 г.  В 1989 г. проведена первая летная смена на МиГ-27.

В октябре 1990 г. полк вошел в состав Таганрогского 1070 учебного авиационного центра ВВС СКВО. В 1991 г. полк был передислоцирован из Венгрии на аэродром Лебяжье, где ранее обучались курсанты Камышинского военно-морского авиационного училища вошедшего позднее в состав Качинского ВВАУЛ.  Фактически недалеко от мест боев полка 1918 года.




В марте 1992 полк стал бомбардировочным в составе трех эскадрилий на бомбардировщиках Су-24. В 1993 полк стал двухэскадрильным. Бомбардировщики Су-24 были переданы из другого бомбардировочного авиаполка базировавшегося на территории Польши.
С января 1993 по август 1997 г. полк считался учебным. Здесь проводилось обучение и выпуск слушателей после окончания военных авиационных училищ, и входил в состав Борисоглебского 1080-го УАЦ имени В.П. Чкалова ВВС Московского военного округа. В августе  1997 «учебный» из названия полка исчезло, полк был приписан к 105 бомбардировочной дивизии 16 воздушной армии Московского военного округа. Однако с февраля 1998 г. в название вернулось «учебный» и добавилось еще «инструкторский». В 2001 полк вошел в состав 5-й армии ВВС и ПВО и вновь стал «боевым».
В 2006 экипажи полка принимали участие в учениях «Западный щит-2006», в учениях «Южный щит» того же года.
В том же 2006 экипажи полка получили необычное для строевой части задание – пролететь над городом Камышин в честь открытия памятника легендарному уроженцу Камышина, летчику А.П. Маресьеву. Согласно приказа Главкома ВВС такие показы разрешены только экипажам из Центров боевого применения или из Центра показа, но в данном случае было сделано исключение.
Повысился общий налет экипажей, рекордом в полку был налет в 180 часов за 2008 год.  Молодые экипажи выполняли хотя бы один вылет в летную смену. В 2008 году полк участвовал в показе в Шиханах, в учениях «Центр-2008» на полигоне Чебаркуль. Так же в 2008 году полк отметил свое 90-летие.
А в 2009 1 гвардейский бомбардировочный авиаполк был расформирован…

Лебяжье представлялось мне неким заштатным городком типичной провинции. Так и оказалось, поселок застроен в основном частными одноэтажными домиками.
Бывший военный городок  отделен от поселка не только забором и КПП, но и поселковым кладбищем. Каждый военный городок в чем то уникален не смотря на то, что практически все построены по одним канонам. Здесь на детской площадке наравне с обычными горками и качелями соседствует кабина от магистрального электровоза, ЗиЛа и буханки


А в качестве дополнительных аттракционов и атрибутики патриотических игр выступают бронированные башни огневых точек


Здесь же расположен и объект культурного отдыха - гарнизонный клуб. Кроме собственно актового зала здесь были различные секции и полноценный спортзал. В городке был и свой бассейн.


По рисункам можно безошибочно определить, что гарнизон при аэродроме. Кроме головы летчика в шлеме рядом с входом так же нарисовано знамя ВВС


А еще нарисованы самолеты Су-24


Но визитной карточкой гарнизона,  среди зарослей стоит на постаменте настоящий МиГ, один из самых массовых МиГ-21СМ на котором в советские годы курсанты тоже проходили обучение здесь.


Сразу за самолетом  виднеется здание учебно-летного отдела.


Перед корпусом лежит побитый рисунок общего вида кабины Су-24


А так же вход был обрамлен различными патриотическими высказываниями и даже рисунком Суворова,


Само здание давно не используется, было закрыто, но разве это остановит мародеров?


Внутри царит разруха, только плакат на патриотическую тему может развить наши фантазии о том как здесь все было ранее.


Множество помещений где ранее проводилась учеба будущих защитников неба сейчас брошены и в них гуляет ветер через разбитые стекла.


Здесь и различные методические пособия можно встретить.
Рисунок кабины истребителя МиГ-27


Куча различной литературы








Плакаты об устройстве авиационного вооружения


Различные макеты и тренажеры




Есть и различные схемы и фото данного аэродрома






По теплым остекленным переходам можно попасть в учебные классы.
Вот такое хорошо освещенное помещение где теперь под грудой штукатурки гниют различные книги типа «Самолетовождение»,  таблицы бомбардировок и тому подобное




Так же здесь стояли авиатренажеры, и даже когда то целый МиГ-27 только учебный


Отсюда можно попасть и в штаб полка. Комнаты пусты, только в нескольких с закрытыми окнами складируют мебель. Видимо уходя отсюда военные надеялись ее сохранить, надеялись что все это не будет так просто брошено.


На одной из лестничных площадок грустным взглядом встречает усталых странников человек в ЗШ. Он нарисован человеком любящим авиацию, а вот оторвал кусок и бросил его на первом этаже какой-то гад.


Вещевой склад и казарма на втором этаже. Перед зданием заросший плац.


Далее зайдем в офицерское общежитие.


Комнаты в печальном состоянии.


Перед окном дежурного висят плакаты различных команд подаваемых  располагавшимся здесь военнослужащим


Умывальник


Здесь же расположена и библиотека.


Наверняка здесь было множество литературы различных культур.А теперь гниет забытый в современных реалиях Маркс, Ленин, Энгельс


Бывшая солдатская столовая переносит нас прямиком в далекое советское прошлое. Однако закрыта, до сих пор там складируют мебель из столовых, казарм, санчасти и т.п.


А это летно-техническая столовая. Пустая внутри


Только несколько плит ржавеют разукомплектованными


Такой большой аэродром требовал большой запас горюче-смазочных материалов, подвоз которых осуществлялся по отдельной жд ветке


Бывший склад ракетно-артиллерийского вооружения


А вот и сам склад ГСМ. Аэродром закрыт в 2009, а до сих пор стоят цистерны, светит прожектор в 3 часа дня и внутри слышен гул генератора. Хотя чему удивляться, у нас последние цистерны начали выкапывать спустя 20 лет после закрытия а газоотбойники до сих пор стоят под охраной.


Потихонькут подхожу к полосе. Через рулежку к торцу.


Для справки длинна полосы из бетонных плит 2500 а ширина 40 метров.


Двигаемся по часовой стрелке. Здесь стоит здание вспомогательного стартового командного пункта (ВСКП-1), рядом в капонире у рулежки стоял основной СКП на базе 130 ЗиЛа


Отсюда видна и местная достопримечательность – 17 разукомплектованных планеров самолета Су-24. В 2012 году все 17 были выставлены на торги с начальной ценой в 4,5 млн.р. за все.


Вдоль стоянки расположено несколько закамуфлированных зданий.
«Верба», домик 3 АТО


Время к сожалению не щадит здания и без должного обслуживания природа отвоевывает свое


Можно и отдохнуть в комфортном кресле, если не боитесь железного козырька который вот вот рухнет.


К складу авиационно-технического имущества так же подходит своя жд, однако ворота заржавели да и толку если вокруг столько дыр в колючке.


Сам склад


Здесь кстати были обнаружены ручки катапультного кресла КМ-1М от самолета МиГ-27


Здание станции заправки кислородом, азотом, воздухом.


Здание 1 АТО


Бывшая котельная.


И идем в здание высотного снаряжения и диспетчерский пункт.


Здесь так же много различных комнат, плакатов






А это очередной рисунок кабины, на этот раз кабина Су-24М


Календарик на одной из стен, 2004 года


Одна из комнат где хранилось имущество летчиков: комбинезоны и защитные шлемы.


Одна из практически главных комнат, здесь проводили предполетные занятия, раздавали экипажам задания, и т.п.
Комната при жизни


А так она выглядит сейчас.




Поднимемся еще выше на диспетчерскую вышку.


Ни оборудования, ни мебели кроме одинокого табурета и стола среди снятой обшивки потолка.


Зато отличный на стоянку и летное поле.


А так было





Ныне стоянка заростает


От бортов только старые покрышки


Рядом здание инженера. КПИ.




Поднимемся на верх. И здесь пустота. Только вечные схемы аэродрома.


Здесь еще что то осталось


Что ж надо идти к самому интересному.
Ворота к старой ТЭЧ.


А вот и лебеди.


17 ласточек стоят в ожидании покупателя и смерти в плавильной печи


Само здание новой ТЭЧ. Внутри много плакатов и даже два двигателя на стапелях




Вот этот борт 24 в 2008г. образцово-показательно бомбил в Челябинской области на учениях «Центр-2008» перед Медведевым




Внутри нет ничего, снята проводка, авионика, двигатели. Теперь это просто железо.






После расформирования здесь остались только самые старые модификации, «классические» Су-24. Остальная матчасть убыла в Морозовск. А ведь здесь стоят еще самолеты бывшего 959 бап из Ейска, тоже кстати расформированного


Отсюда спаслась только одна сушка, сейчас она установлена в Камышине и по ней можно увидеть какими были Су-24 этого полка




Ну да вернемся к нашим птичкам.


























Отбойники стоят здесь же, чтоб не сперли втихую


Прощай любимый гарнизон,
Я 40 лет твоей был частью!
Носил нелегкий груз погон,
И все же было больше счастья!
Ты был мне телом и душой,
Ты был мне грустью и любовью,
Одними нервами с тобой
Я жил! Одной снабжался кровью.
Ты выдержал времен ветра,
Тебя боялась вражья сила
И вот, лишь росчерком пера,
Ты уничтожено
"Лебяжье"!
10.09.09

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments