wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

160. Что было, то было. Дела заполярные… ребусы первого боевого вылета

Оригинал взят у wlad_ladygin в 160. Что было, то было. Дела заполярные… ребусы первого боевого вылета

Продолжение

На форуме сайта http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=49&t=1055#p3928 одним из его участников под ником «igor» мне были предложены выдержки из уникального издания, касающиеся боевой работы 36-ой ад ДД в Заполярье. Оно называется «Хроника Великой Отечественной Войны Советского Союза на северном морском театре» в 8 выпусках по полгода, изданной МО СССР с 1945 по 1949 г., но в сети этот материал найти не удалось.

Вот что указывается по первому боевому вылету оперативной группы «Север-1» во 2 выпуске «Хроник» (1-я половина 1942 г.):

«25 мая: Четыре ДБ-Зф 36-й авиационной дивизии и один ПС-84 перелетели из Архангельска (с аэродрома Ягодник) в Ваенгу, где в 20.53 произвели посадку; остальные самолеты 36 авиационной дивизии из-за плохих метеорологических условий из Архангельска не вылетали.

26 мая: 16 ДБ-Зф 36 авиадивизии и один ПС-84 перелетели из Архангельска в Ваенгу.

27 мая: В 20.17 шесть ДБ-Зф с высоты 3000 м бомбардировали аэродром Лаксельвен (Банак); наблюдался разрыв бомб на летном поле; самолеты были обстреляны зенитной артиллерией. Один ДБ-Зф сделал вынужденную посадку в районе мыса Черный. В 22.30 8 ДБ-Зф, летавшие на бомбовый удар по Лаксельвен (Банак), из-за низкой облачности вернулись с бомбами».

Как всегда сухая фактура, документально отраженная, бросает тень на живые воспоминания непосредственных участников тех событий. Возникает очередной ребус, в котором разобраться, как всегда не хватает ресурсов, однако «и рак рыба в безрыбье» и этим утешусь – проблема выявлена, а время покажет.

О посадке экипажа Романова на аэродром Ваенга-1 я уже писал в 71. Что было, то было. Превратности судьбы или… ох уж эта тормозная система…. Но вот подфартило – обнаружилась запись беседы историка Сергиенко с самим Прокудиным, когда тот был у него в гостях в Ивантеевке. Естественно, в боле подробном изложении, что и предлагаю читающему. Да и схему аэродрома Ваинга-1 была мной представлена в 11. Что было, то было… Трагедия летчика Куликова., она вполне совпадает с описанием аэродрома Бабенко А.Д.

Надо заметить, что штурман Прокудин после неудачной посадки на аэродроме Ваенга-1 так больше и не летал в этой оперативной группе, что свидетельствуют записи из его летной книжки: 26.5.42 г, Ил-4, перелет Ягодник – Ваенга, днем, время полета 2 ч 50 мин. И следующая запись: 25.6.42 г , Ил-4, полет в зону, днем, время полета 30 мин. Но в дальнейшем в оперативных группах «Север-2» и «Север-3» Прокудин летал часто и успешно, о чем и будет рассказано в следующих постах.

Из «Хроник» узнаем о плачевном состоянии боевых машин 36-ой ад ДД в конце боевой работы в Заполярье. Вот чем делится «igor» :

«4 июня что-то вроде подведения итогов: перечислены потери, в т.ч. «...Сели вне аэродрома на нашей территории и были повреждены 4 ДБ-Зф 36 авиационной дивизии. 5 ДБ-Зф 36 авиационной дивизии исчерпали все моторесурсы и требовали немедленной замены моторов; 5 ДБ-Зф имели моторесурсов всего по 15 часов... В связи с круглосуточным днем на Севере самолетам ДБ-Зф действовать было трудно».

Возникает вопрос: летали так интенсивно или перегнали Илы с заведомо недостаточным моторесурсом? Скорей всего, к тому времени, когда моторесурс должен иссякнуть, задача была уже выполненной. И вряд ли Илы с полным 200 часовым моторесурсом были перегнаны в Ваенгу. Это если 200 часов разделить на 5 часов среднего боевого вылета, то каждый самолет должен был совершить по 40 вылетов! Но я могу допустить, что делая по 2 боевых вылета, а это в среднем 8-10 часов полета, можно раз в три дня. Но не каждый день. Ресурса летчиков просто не хватит.

Выводы будут позже. Но вернемся к первому боевому вылету и предшествующим ему событиям. И так слово участникам:

Бабенко А, командир 42-го ап ДД:

В мае месяце 1942 года заместитель командующего АДД генерал Скрипко на аэродроме Якушево поставил полку новую задачу: подготовиться и перелететь в Мурманск на аэродром Ваенга-1. Для дозаправки горючим произвести посадку на аэродроме Ягодники (остров на реке Северная Двина в нескольких километрах от Архангельска).

В Заполярье на 42-ой полк совместно с другими авиационными частями возлагалась задача обеспечения прохода караванов судов, следовавших из портов Англии в наши северные порты Мурманск и Архангельск.

Английские и американские караваны судов несли потери от авиации немцев.

Задача нашей бомбардировочной авиации состояла в том, чтобы непрерывно наносить бомбовые удары по аэродромам, расположенным в северной Норвегии и Финляндии, с целью уничтожения на них самолетов немецко-фашистской авиации.

После подготовки к перелету в назначенный день экипажи полка взлетели и взяли курс на Архангельск. Посадку произвели на аэродроме Ягодники.

Перелетом руководил командир дивизии В. Дрянин со своим штабом. В Ягодниках технический состав приступил к подготовке самолетов, а летный состав к изучению аэродромов на Кольском полуострове, рельефа местности и характерных ориентиров, а также особенностей метеорологических условий в районе предстоящего перелета.



Первый ряд четвертый слева Бабенко А.Д. Второй ряд второй справа Дрянин В.Ф.



      По маршруту Архангельск — Мурманск летный состав 42 полка прежде не летал. В целях ознакомления с местностью, с условиями полета над горловиной Белого моря и Кольским полуостровом, командование дивизии организовало полет на транспортном самолете Ли-2 летного состава по намеченному маршруту.

Перед вылетом самолетов Ил-4 была организована и проведена разведка погоды в районе горловины Белого моря и по маршруту. Убедившись в том, что погода благоприятствует перелету, была дана команда на взлет.

Полет наш проходил над сушей по восточному берегу Двинской губы, затем пересекли Горло Белого моря в направлении пункта Чапома. Хибины высотой 1144 м, Ангвундасчорр высотой 1126 м находились на некотором удалении от нашего маршрута, а озеро Ловозеро находилось непосредственно под левым крылом самолета.

Все экипажи полка на аэродром Ваенга-1 сели нормально, кроме одного. На пробеге отказали тормоза, а непосредственно в конце рабочей площадки был глубокий овраг. Самолет на малой скорости сполз в этот овраг на ¼ часть его глубины. Остановило его дерево, растущее на склоне оврага. Экипаж невредим, самолет имел некоторые повреждения...

Прокудин А, штурман 42-го ап ДД:

Север. Немцы бомбардируют караваны союзников. Гибли грузы, необходимые для нужд войны, а они стоили больших денег. Оперативную группу 20 мая повел полковник Дрянин. Был в группе и наш экипаж. Летели с посадкой для дозаправки и отдыха на аэродроме Ягодники около Архангельска. Когда сели, то командование гарнизона не разрешило лететь на Ваенгу. Повели три лидера — военные моряки.


Петр Романов и Алексей Прокудин.

Ваенга — что это? Командование наше не знало. Пришлось лететь вслепую. Нас привели, показали и возвратили на Ягодники.

Перелетели. Садились тогда не первыми. При посадке нашего экипажа на аэродроме Ваенга обнаружилось, что тормозная система замерзла в воздухе, и самолет на большой скорости без тормозов покатился по аэродрому. Вот и начало старта осталось уже позади, и нас потеряли из виду.

В конце аэродрома оказалась дорога и ее проскочили. Увидели перед собой овраг — глубокий весь в кустарнике, деревья торчат. Что-либо делать уже поздно было. Почувствовали, что будет капот. Но благодаря пню - самолет левым колесом в него уткнулся, развернулся и юзом пошел в овраг. Затрещали плоскости, отломилось хвостовое оперение, сместился вперед двигатель. Шасси подломились. Кабины штурмана и стрелка легли на землю. Я успел дать Романову команду выключить зажигание. Я нигде не ударился. Открыл астролюк, вылез на самолет, зову, а все молчат. Подошел к кабине Романова. Живой! Помог вылезти. Вылезли и стрелки. Все невредимы. Из оврага вылезали на четвереньках— склоны крутыми были. Вышли на дорогу. Остановили подвернувшуюся машину. Приехали. Самолет наш не стали даже вытаскивать, а у экипажа не одной царапины. Дали нам другую машину — у молодого экипажа отобрали...

  Продолжение следует

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments