wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

158. Что было, то было… Дела заполярные… Из дневника штурмана Прокофьева

Оригинал взят у wlad_ladygin в 158. Что было, то было… Дела заполярные… Из дневника штурмана Прокофьева

Продолжение

Продолжаю цитировать историю 28-го БАП. Это следующая глава, относящаяся к заполярной эпопеи еще не образованного 8-го авиакорпуса. Но это история 36-ой ад ДД, послужившей ему основой. Не так уж много воспоминаний по этому поводу, тем более к ее первому эпизоду…

"В дни Великой Отечественной войны советского народа с немецко-фашистскими захватчиками людям нашего полке пришлось побывать на различных фронтах театра военных действий. Офицеры, сержанты и рядовые в боях за Родину прославили полк своими героическими делами.

Многих товарищем теперь среди нас нет. Они пали смертью храбрых в боях за Родину. Их никогда не забудет личный состав. На страницах истории нашего полка мы расскажем об их славных делах.

Много пережил и видел личный состав нашего полка за годы Великой Отечественной войны. Людям приходилось бывать в различных условиях. Ниже приводится один случай из боевой жизни экипажа Васильева В.В. (Героя Советского Союза), ныне погибшего.

Экипаж летчика, командира звена 1 АЭ лейтенанта Васильева В.В. штурман звена старший лейтенант Прокофьев В.П., стрелок-радист сержант Чижиков и воздушный стрелок сержант Биенко. Случай произошел на Севере, за северным полярным кругом 27 мая 1942 года на Кольском полуострове при боевой работе по обеспечение караванов судов, идущих из английских портов в северные порты Советского Союза.

17 суток в тундре Подчевер.

1. Полет на аэродроме Лаксельвен

Подготовка к полету закончилась. Все экипажи задачу усвоили. Командир полка подполковник Бабенко заканчивал давать последние указания. На несколько секунд прервал свою речь и пригнул голову, как бы подбирая нужную фразу, затем осмотрев всех, произнес:

- Ведущим пойду я сам.

После чего была дана команда по самолетам. Наш экипаж в самолете Ил-4 хвостовой № 10. К обычной одежде здесь добавлялись спасательные резиновые пояса, и на борт погрузили резиновую лодку на 4 человека. В 17-00 наша десятка, подчиняюсь умелым и расчетливым движениям летчика Васильева, подобрав «ножки», шла в общем строю полка, пристроившись слева в звене Баукина.

Маршрут проходит морем. Высота 800 м. Сверху кучевые облака, внизу бушующие воды сердитого и холодного Баренца. На последнем этапе маршрута на встречных курсах ниже вас прошла группа самолетов со свастикой на хвостах. Установили - это «Хенкель-111», их 12 штук. Идут в море охотиться. Разошлись, что называется, хорошо, по принципу «нас не трогай и мы на тронем».

Вскоре заходим в залив ПОР-САНГЕР-ФИОРД с его причудливо и уродливо взрезанными крутыми и безжизненными скалистыми берегами. Просматривая местность, Васильев замечает:

- Вот она, страна льдов!

- Да, страна конькобежцев! - отвечает штурман. - Смотри за строем, скоро цель!

Вот и цель. Аэродром Лаксельвен раскинут на выступе мыса в южной части залива ПОР-САНГЕР-ФИОРД. На аэродроме самолеты фрицев, разбросанные в беспорядке по всему аэродрому. Кнопка нажата и «гостинец» - 42 все сразу пошли вниз. Весь аэродром покрылся дымом от взрывов бомб. Вижу языки племени, значит, горят самолеты. ЗА открыло сильный огонь. Ожидаем истребителей, но ура! Они опоздали взлететь! Строй уходит снова в море, подальше от берега, чтобы избежать встречи с истребителями противника.

Обратный путь идем в ливневом дожде над морем, высота 300 м. В кабинах вода, вымокли как куры. Так идем 2 часа, затем снова солнце, еще насколько минут и разворот на берег, но в это время моторы нашей десятки сдали. Оказалось - нет горючего.

Машина резко пошла вниз вправо и вышла из строя. Идем к берегу, попадаем на стоянку кораблей Йоканьга. По нам бьет ЗА всех кораблей. Даем 3 зеленые ракеты, огонь прекращается. Васильев включает резервную группу бензобаков. До аэродрома 300 км. Решили делать посадку. Но где садится? Весь берег усеян огромными камнями, лед на озерах тает. Решаем тянуть на впереди видимую белизну — снег. Весь строй ушел вправо. Нам за ними не дотянуть. Идем от Йоканьги на юг, высота 100 м. Под нами белизна снега, режущая глаза. Вот и площадка. Еще мгновение, и наша десятка, не выпуская ноги, скользит как торпеда по чистому снегу. Еще секунда и наша машина остановилась. Выскочив из кабины, Васильев сразу же идет к бензобакам. Но они пусты, вот и причина остановки моторов.

Радист доносит по радио, что мы сели юго-восточней пункта Йоканьга 30-33 км от берега на снег. Вот мы и одни в тундре Подчевер. Населенных пунктов нет, нет леса, одни мхи, болота, множество камней разного размера.

2. Исчезновение Васильева и Биенко

Когда мы пролетали от берега моря к месту нашей посадки, мы заметали шест на бугре, а на этом шесту флаг. Теперь он нам был виден, хотя и плохо. Васильев принял решение: он и стрелок пойдут к этому флагу и разведают, возможно, там есть люди. О чем они известят зеленой ракетой, а если нет ладей, то вернутся обратно.

Забрав с собой ракетницу, 5 зеленых и 5 красных ракет, несколько пряников, галет, конфет из бортпайка, наши разведчики отправились в путь. Наблюдая за ними, мы видели, как они медленно взбираются на холм, видели, как они сбросили с унт галоши. Затем видно было, как подошли к этому флагу. После чего исчезли. С тех пор мы их не видели 17 суток. Что с ними случилось, читатель узнает позже.

3. МБР-2

На второй день не высоте 200 м прилетел МБР-2, сбросил вымпел, в котором просил сообщить - все ли живы, и дать знак ракетой зеленого цвета, но т.к. я уже сказал, что ракетницы у нас не осталось, я им пытался объяснить руками и ногами, после чего МБР-2 ушел курсом на Север.

Пять суток жили мы с Чижиковым в неизвестности, мучимые вопросами, где наши разведчики Васильев и Биенко. Что с ними случилось, почему к нам никто не летит? Галеты надоели, хочется поесть горячего, хочется чаю, но его согреть нечем, дров нет - ни одной палки. Из живого видим только множество мышей, то и дело пробирающихся к самолету и единственную птицу - белую курочку. Больше, видимо, никто не живет здесь. Правда иногда проносится еще над нами горластый кулик.

За эти пять дней подбили две курочки, на отработанном масле с бензином и на войлоке поджарили их, хотя и полусырые были они, но съели их с большим аппетитом. На бортпаек с первых дней нажали, теперь же оставшиеся галеты приходилось беречь. Живем на них и болотной воде, кстати сказать, очень вкусная вода.

На пятые сутки утром прилетел снова МБР-2, сбросил вымпел, в котором дал схему, по которой мы должны будем ему рассказать - все ли живы, нужна ли нам помощь. После чего улетел. К вечеру прилетел еще, сбросил вымпел, в котором говорилось: «Ваши люди нашлись, находятся в госпитале. Вы от самолета не уходите, ждите. За вами идет экспедиция в двух направлениях с оленьими упряжками». Здесь же прилагалась схема, откуда идут эти группы. Затем сбросил нам банку, в которой были сухари, колбаса, сахар, соль, печенье, а самое главнее - две фляги водки. Тут же была записочка, в конце которой была маленькая приписка: «Насчет водочки: сбросили бы больше, да работники БАО не дают». Здесь же стояли подписи членов экипажа: летчик батальонный комиссар Бушихин, штурман старшина Кузин, стрелок-радист сержант Комлев.

Самолет дал несколько кругов над нашим лагерем, помахал крыльями и улетел. Мы ему вслед кричали от радости: «Спасибо, товарищи, за вашу заботу!»

Собрав все то, что нам было сброшено, и вскрыв банку, извлекли оттуда сухари, колбасу и с жадностью набросились на все это, приговаривая: - «Как хорошо жить на свете, когда о тебе есть забота».

Следующие дни проходят в пассивном ожидании экспедиции и в активном уничтожении сухарей. Вот уже десятые сутки как здесь живем, а экспедиции все нет и нет. Продукты на исходе. Кругом идет полным ходом розлив вод, солнечная погода дает о себе знать. Снег тает быстро, образовалась масса рек и речек. На пути к Йоканьге проходит река Йоканьга, которая, наверно, теперь разлилась и форсировать ее трудно. Поэтому экспедиция может и не прийти. Решаем пробираться сами к река Йоканьге, пока хоть немного есть еще продуктов".

        Продолжение следует
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments