wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Category:

157. Что было, то было... Дела заполярные... тактическая составляющая...

Оригинал взят у wlad_ladygin в 157. Что было, то было... Дела заполярные... тактическая составляющая...

Продолжение поста 156

Чем ценны «творения» штабных писарей, создавших подобные документы, фрагмент из которых я привожу в данный момент? Фактура, которая становится направляющей в исследовании. Техническая составляющая, в большинстве случаях принимаемая за « чистую монету», так как «творцы» были в тот момент непосредственно при «исполнителях».

Вот и в данном случае, как заметил </b></a>kostya_moskowit в своем комментарии: «По рассказам выходит, что и Баукин, и Уржунцев летали на свои задания в  одиночку. Одним самолетом-бомбардировщиком на задание. И один был против 7 Мессершмидтов. Но это совсем не так...» затрагивает как раз фактуру.

Для меня уже в привычку вошло, если натыкаешься на известного персоналия, связанного с каким-то новым для себя фактом, например, на Уржунцева, так рука сама тянется к папке с материалами на оного и начинается перебор чуть ли ни каждого листика в надежде найти подтверждение, а лучше уточнение. А если персональной папки не оказывается, то как-то само собой откладывается в голове и ждет удобного момента, когда где-то промелькнет нечто, связывающее в логическую цепь, или наоборот разрывающее ее бывшую незыблемость, и рождается тема для очередного «опуса» - поста на потребу любопытствующей публики и ублажения собственного Эго...

Все-таки молодец Константин Исаакович Уржунцев, оставивший рукописные воспоминания о своем былом и бережно сохраненных историком Сергиенко. В руках держу пачку плотных больших когда-то белых листов формата между А4 и А3, исписанных с обеих сторон нормально читающим почерком. С 12 по 16 страницу этой рукописи как раз и посвящены событиям защиты Заполярья 1942-1944 годов летчиками 42 ап ДД. И вот вам подробности по поводу несоответствия, замеченного комментирующим:

«Не смотря на то, что под Сталинградом развернулась одна из величайших битв во время Великой Отечественной войны, командование перебрасывает нас на Северный фронт на оперативный аэродром Ваенга. На Северном фронте создалось очень тяжелое положение. Немцы наносили большой урон караванам судов наших союзников, которые шли в наши северные порты Мурманск и Архангельск. Нашей задачей было уничтожать самолеты противника, блокировать аэродромы и не давать немцам вести боевую работу по нашим портам и по караванам наших союзников. Еще до этого прилета мы были там, в мае — июне 1942 года, а всего за время войны мы четыре раза вылетали на оперативный аэродром Ваенга, Грязная губа, а соседний наш 455 АП базировался в Африканде и на других аэродромах.

В мае 1942 года в составе девятки нашей части был произведен налет на аэродром, вернее на авиационную базу немцев Лаксельвен . Налет был произведен внезапно и очень результативно, по агентурным данным было уничтожено и выведено из строя до 65 самолетов противника (эта цифра требует уточнения, в разных документах она от 50 до 65).

Следующий налет был произведен по гидроаэродрому Тромсе, затем удары были нанесены по аэродрому и порту Киркенес. На аэродром Лаксельвен было совершено несколько налетов днем в составе звена и одиночно.

В одном из полетов в составе звена я был ведущим, ведомые были у меня Баукин и Терентьев. При вылете погода была хорошей, и мы набрали высоту 3000-3500 метров. Все полеты до цели производили над Баренцевым морем. И вот на траверзе нашей цели попали в облачность и такую плотную, что своих плоскостей не было видно. По договоренности на земле ведомые экипажи отошли и пошли на цель самостоятельно и пришли на цель раньше нашего экипажа. Они отбомбились и ушли на свою базу. Мы пришли на цель последними. Немцы после бомбардировки предыдущих экипажей подняли в воздух звено истребителей, которые барражировали на высоте 4000 м. И мы пришли на этой высоте, но так как в районе цели была сильная дымка и кучевые облака, подход наш к цели не был замечен. Цель была открыта, и мы произвели успешное бомбометание. И вот только после этого немецкие истребители нас и заметили и стали приближаться к нам.

Стрелок-радист Антипов тоже их заметил и доложил мне. Я, конечно, постарался уйти в кучевые облака, но они были не сплошные, 5-6 баллов, но мощные. Немецкие истребители все время дежурили то у одного, то у другого облака. Но весь экипаж наблюдал за воздухом. Я, как только заходил в облако, так менял курс от 20о до 120о. И вот выйдя из очередного кучевого облака,   мы какое-то время шли рядом с немецким истребителем, который, видимо, не заметил наш выход. Этим воспользовался стрелок-радист Антипов. Дал большую очередь по немецкому истребителю из УБТ. Истребитель задымил и пошел вниз.

Я считаю, что истребитель был сбит. Это второй истребитель, сбитый экипажем за время войны. Первый истребитель был сбит экипажем при полете на выполнение боевого задания г. Калинина.

Задание командования было выполнено, и нас отозвали на базу, откуда мы летали под Ленинград и по другим целям.

Полеты в Заполярье имеют свою особенность. При нормальной погоде ориентировка не представляла трудностей, береговая черта была хорошим ориентиром при полетах, а наши полеты производились почти всегда вдоль береговой черты по морю. Но при полетах в сложных метеоусловиях ориентироваться было очень трудно — однообразие поверхности тундры или моря сильно затрудняло ориентировку экипажей.»

А теперь вернемся к главе из истории 28-го БАП под названием «Защита Советского Заполярья»:

«В третий раз на протяжении пяти месяцев, начиная с ноября 1943 г по апрель 1944 г, оперативная группа полка блокировала аэродромы и порты Финляндии и Северной Норвегии.

10 ноября 1943 г. оперативная группа полка в составе 9 самолетов перебазировалась с основного аэродрома Выдропужск на аэродром Ягодник (Архангельск). В период с 11 до 19.11 вследствие отсутствия метеоусловий для перелета на аэродром Ваенга летный состав находился в готовности и занимался наземной подготовкой. 20.11.1943г. звено майора Фёдорова и пара - ведущий старший лейтенант Лапс перебазировались на аэродром Ваенга-1. Звено капитана Уржунцева из района Белого моря было возвращено командой по радио приказанием генерал-майора Дрянина вследствие резкого ухудшения погоды по маршруту. Остальные совершили перелет 22.11.

Таким образом, несмотря на сложность метеоусловий, летный состав оперативной группы с поставленной задачей по перелету в первом и втором этапе справился отлично, за что командованием полка была объявлена благодарность ведущим старшему лейтенанту Лапс и лейтенанту Ершову.

Театр боевых действий в условиях дальнего Севера заметно отличается от действия авиации в средних широтах. Главной особенностью явились метеорологические условия, которые усложнялись близостью незамерзающего моря с проходящим в нем теплым течением Гольфстрима. Резкие амплитуда колебания температур воздуха вызвали внезапность большого испарения водной поверхности многочисленных фиордов, что приводило к образованию густых туманов.

Общая система ПВО противника на театре военных действий севернее Финляндии и Норвегии тесно связана с применением и использованием локаторных установок, что позволяло противнику преждевременно изготовить ее к действию для отражения налетов ваших бомбардировщиков. За означенный период применение противником активных средств ПВО - ночных истребителей не имело места. Организация боевых вылетов с учетом метеообстановки требовала использования самолета - разведчика погоды, которому ставилась задача при полете произвести тщательную разведку погоды района аэродрома в радиусе 50 км на предмет определения наличия тумана. Следуя по маршруту до цели и в районе цели произвести всесторонний анализ состояния погоды в целях возможно правильного принятия решения на вылет основной массы бомбардировщиков.

26.11.1943г. после выполнения боевого задания над аэродромом Луостари самолет младшего лейтенанта Мякишева был подбит снарядом ЗА, в результате чего потерпел катастрофу на полуострове Средний. Мякишеву мастерски удалось избежать ледяных волн бушующего Баренцева моря и спастись на парашюте на небольшом клочке земли полуострова Средний в 6 км от переднего края. Примечательный случай имел место с радистом Слепневым, который рано раскрыв парашют, зацепился стропами и куполом за люки и совершил падение вместе с самолетом. При ударе временно потерял сознание. Придя в сознание, лег на стабилизатор в ожидании оказания помощи. Подойдя к догоравшему самолету, летчик Мякишев с группой подоспевших бойцов нашли раненого осколками и ушибленного радиста Слепнева, оказали ему первую помощь, а затем отправили его на ближайший медпункт. Вблизи аэродрома Пуманки на полуострове Средний 28.11.1943 г. были похоронены погибшие младший лейтенант Коновалов и воздушный стрелок сержант Лысяк.

Радист Слепнев после 6-ти месячного излечения возвратился в свою часть.

29 декабря 1943г. оперативная группа 42 АП постигла большое горе.

При взлете на боевое задание самолет Ил-4 108 АД, пилотируемый летчиком младшим лейтенантом Куликовым, потерпел катастрофу вследствие обледенения. При посадке он врезался в стоявший на стоянке самолет Ил-4 летчика заместителя командира 1 АЭ Лапс, готового начать выруливание на старт. В результате экипаж в составе летчика старшего лейтенанта Лапс, штурмана старшего лейтенанта Адамова, стрелка-радиста Рощина и воздушного стрелка Шаталина погиб.

31 декабря 1943г. летно-технический состав оперативной группы 42 и 108 ап собрались в клубе Нижней Ваенги. С глубокой скорбью по одному проходят соратники, боевые друзья, офицерский и сержантский состав мимо гробов. На шелковых подушках лежат боевые ордена погибших. В почетный караул становится один за другим друзья боевого экипажа. В последнюю очередь почетного караула становится командир 36 ад генерал-майор авиации Дрянин, заместитель командира по политчасти 8 авиакорпуса полковник Приезжев, заместитель командира 36 ад полковник Стоянов и начальник штаба 36 ад подполковник Гайштут.

Затем из клуба выносят гробы, устанавливают на автомашины и траурная процессия медленно движется на кладбище, расположенное в сопках над губой Нижней Ваенги. Многие товарищи произносят прощальные слова над гробами с безмолвно лежащими друзьями. Вспоминают беспримерный полет Лапса и Акимова на Будапешт в 1942 году, продолжавшийся около 12 часов. Раздается оружейный салют в честь безвременно погибших Героя Советского Союза старшего лейтенанта Лапс, старшего лейтенанта Акимова и других. С поникшими головами, окинув последним взором выросший холм свежей могилы, покидают кладбище офицеры и сержанты с одном мыслью: довершить дело разгрома ненавистного врага, за которое самоотверженно боролись выдающиеся летчик Лапс и штурман Акимов.

Начальный период боевой деятельности экипажей с ноября 1943г. до половины января 1944г. характерен был тем, что удар по целям осуществлялся не одновременно всеми экипажами, а по готовности отдельных самолетов, что влекло за собой сосредоточение огня ЗА и прожекторов противника на них. Следствием этому была одна боевая потеря и 4-е самолета, поврежденных осколками.

Во второй период боевых действий экипажей с половины января по апрель, отличительной чертой явилась одновременность последовательных массированных ударов по целям. К тому же, идущему впереди основной массы бомбардировщиков самолету-осветителю ставилась задача подходить к цели на высоте, отличающейся от остальных экипажей и тем самым отвлечь средства ПВО (огонь ЗА) на себя, и дать возможность основным силам бомбардировщиков беспрепятственно выполнить задачу.

Наиболее эффективным явилось осуществление массированного одновременного удара двух групп 108 и 42 ап с двух различных направлений, с разностью в высотах, что дезориентировало систему ПВО противника и парализовало его противодействие. В качестве примера можно привести двукратный валет обеих групп на аэродром Луостари, произведенный в ночь на 20.2.1944 г., вызвавший в результате налета 8 пожаров в местах расположения ангаров и стоянок самолетов. В первом вылете противодействие средств ПВО противника экипажи не подвергались. Таким образом, массированный одновременный удар с применением метода звездного налета на цель явился наиболее эффективным мероприятием воздействия на объект сильно защищенные средствами ПВО.

Другим показательным примером явился массированный налет двух групп 42 и 108 ад на порт и город Хаммерфест в ночь на 15.2.1944 г.. Внезапность удара была настолько четко и умело проведена, что по приходу экипажа на цель противник, не предполагая появления наших бомбардировщиков, жил спокойной жизнью, о чем свидетельствует наличие в порту и городе электрического света. В результате бомбардирования экипажи наблюдали пожары, чередовавшиеся с взрывами. В заливе взрывы на воде были ярко белого цвета. Дополнительными агентурными данными установлено: потопление 2-х каботажных и 2-х транспортных судов.

Одним из важнейших элементов при выполнении боевого задания являлся маневр в зове огня ЗА. Он слагался из:

1. отличного знания экипажами расположения средств ПВО противника и их характеристика;

2. четкая слаженность в работе экипажа;

3. стремление экипажа, не взирая ни на какие трудности, выполнить поставленную задачу.

Характеристика целей на Мурманском и Карельском направлении на предмет их защищенности не имеет отличия от целей крупных ж/д узлов, аэродромов, при действии экипажей на Орловско - Курском, Витебском и других направлениях.

Цели: аэродромы Луостари и Хебугтен в сравнении с указанными, отличаются некоторой точностью в ведении прицельно-заградительного огня. Стабильность их расположения дала возможность противнику отработать пристрелку по высотам. Вся эта система деморализовалась от умелого, одновременного массированного налета в сочетании с разностью в заходах и непостоянству в высотах бомбардирования. Наиболее опасным последствием для самолета от огня ЗА являлись первые залпы. Причиной этому служит то, что до подхода первого бомбардировщика к цели противник на основании системы постов ВНОС и локаторов имел полные данные в определении высоты и скорости полета, отсюда и расчет данных для ведения огня. Последующие залпы при вхождении основной массы бомбардировщиков в зону огня ЗА, вследствие расчетных данных по первому самолету, в большинстве ложились с превышением или понижением.

Наиболее применяемым маневром при вхождении в зону огня ЗА явилось:

1. Маневрирование скоростями. Пример подхода к цели со скоростью 200 км/час. С этой скоростью следовать до первого залпа. После первого залпа увеличивать скорость 260 км/час и одновременно производить отвороты влево и вправо, на 10о. В результате увеличения скорости разрывы будут ложиться сзади.

2. Второй метод. Подход к цели осуществлялся по касательной к зоне начала обстрела с резким изменением заданного захода на цель.

3. При попадании самолета в сильную зону поражения ЗА использовался маневр - резкий уход вниз с разворотом в противоположную сторону от разрыва.

Действия наших бомбардировщиков по переднему краю обороны противника по его укрепленным районам, расположенным на удалении от линии фронта на расстоянии 10-16 км, не явилось характерным, несмотря на некоторые трудности с выходом на цель, благодаря отсутствию надежных ориентиров. Экипажи имели накопленный опыт на Волховском и Ленинградском фронте при действии по переднему краю обороны противника, удаленному от переднего края наших войск на 200- 400 метров. Это требовало более четкой и слаженной работы и лучшей организации службы наведения на цель.

Отсутствие наведения на цель заставило производить организацию вылетов с отличной подсветкой целей самолетами-осветителями. Наличие естественных каменных укреплений, в сочетании ранее возведенных искусственными сооружениями, требовало от экипажей применения крупных фугасных бомб и увеличения бомбовой нагрузки. Здесь отличился молодой экипаж летчика Сергеева (штурман Сермягин) доведший бомбовую нагрузку до 1750 кг. Отсутствие мощного сопротивления ПВО укрепрайона Большой Западной Лицы в марте-апреле 1944г., ограниченного двумя-тремя орудиями МК ЗА с двумя прожекторами, и полное отсутствие таковых в укрепрайоне Водопад, дало возможность понизить высоту до 1300-2000 м и беспрепятственно бомбардировать ее.

Особенностью на Севере при частых переменах метеоусловий явилась всесторонняя одновременная подготовка для действий по нескольким целям. Окончательную задачу в отдельных случаях приходилось давать экипажам после выруливания на старт. Только благодаря отличному совершенному знанию целей, маршрутов полетов и запасных аэродромов, для экипажей это не составляло трудностей и они успешно справлялись с поставленными задачами, о чем свидетельствует отсутствие фактов в потерях ориентировок и бомбардирование по этой причине запасных и случайных целей. Решающим условием в этом явилась оперативность работы штаба в быстром и четком доведении измененных задач, связанных с переменой погоды, до экипажей на старте перед вылетом.

Благодаря хорошей работе разведывательной авиации Северного флота по обеспечению свежими фотоснимками целей стало возможным отличное изучение их при подготовке экипажей к выполнению боевых заданий.

Хорошо развитая система ЗОС (маяки и радиосредства) полностью обеспечивали контроль пути и проход самолетов на свой аэродром. Широкое применение на Мурманском направлении неоновых светомаяков имеет значительное преимущество перед простыми прожекторными светомаяками, т.к. они отличаются хорошей ведомостью с большого расстояния.

Всего за выполнение трех операций сброшено 8499 авиабомб различного калибра общим весом 456523 кг. В районах целей сброшено 381 тысяч листовок на финском и немецком языках.

В результате успешного бомбардирования наблюдением экипажей, фотоснимками и агентурными данными подтверждено, что во вражеских объектах возникло: 147 пожаров, 70 взрывов. Этими же данными подтверждается уничтожение одной электростанции, одного станционною сооружения, 1 автомашины, 4-х аэродромных сооружений, 65 самолетов на земле, 1-го самолета в воздушном бою.

В этот период основная тяжесть боевой работы легла на экипажи: Плющ - Сапотницкий, совершивших 45 боевых вылетов, Жильцов - Лисин, совершивших 32 боевых вылета, Милавин - Петренко - 35 боевых вылетов, Уржунцев - 31 боевой вылет, Герой Советского Союза майор Коновалов - 43 боевых вылета.

Продолжение следует

Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments