wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

156. Что было, то было... Дела заполярные... тактическая составляющая...

Оригинал взят у wlad_ladygin в 156. Что было, то было... Дела заполярные... тактическая составляющая...

Несколько месяцев тому назад мои отпрыски установили мне две программки — «Метрику» и «Гугл Аналетикс», по которым я бы мог отслеживать, сколько любопытствующих посещают мой ЖЖ за день и откуда. Меня комментируют весьма мало, и это я понимаю — уж слишком узкая и специфическая направленность моего ЖЖ.

Я благодарю моих постоянных читающих, что остаюсь для них стабильным раздражителем, я благодарю и тех, кто размещает мои отдельные посты на других ресурсах. Но вот в последнее время я заметил какой-то «не здоровый интерес» к моему ЖЖ из-за океана. Например, уже неделю я интересен Майами - 100% отказов при стабильном просмотре десятков страниц, и не секунды остановки на чем-либо.

Я признаюсь, что безграмотный в «высоких интернетовских технологиях», а что для человека остается не объяснимым, его это может раздражать. Но вдаваться во все тонкости Сети у меня просто не хватает времени. И если кто объяснит для «чебака» на элементарном уровне и развеет его «детские опасения», я буду только благодарен.

Я заранее приношу свои искренние извинения за свою необоснованную подозрительность тем « закордонным» любопытствующим, кто не равнодушен к теме, которую я «муссирую» уже который год. Вот нашел же себе хобби под старость лет!

Однако вернемся к летным будням.

Если история 30-го БАП, а это история 455 ап ДД, составленная штабными писарями под бдительным оком политотдела, имеет выраженную структуру и последовательность, то история 28-го БАП, а это история 42-го ап ДД, просто состоит из отдельных рассказов с хронологической последовательностью. Документ увесистый. Сергиенко сначала его переписал от руки, а затем каким-то образом заполучил машинописную копию и то 4-5 экземпляр. Но благодаря бесконечному совершенствованию распознающих программ, иногда удается «на скорую руку» переработать бумагу в электронный рабочий «клон».

Представляю одну из глав из этого архивного документа. Я лишь слегка его литературно поправил, чтобы не так резало слух, и только. И к тому же я узнал кое-что об экипаже Милавин - Петренко, который обслуживал мой отец с января по сентябрь 1943 года в Якушево в качестве механика. Но к тому времени, о котором идет речь, он уже был в составе 108 -го ап ДД и в Заполярье не был. Но что интересно, батин техник лейтенант Гусев Тимофей, в Заполярье бывал, о чем говорят его наградные документы, но это было в 1942 году, и обслуживал он совсем другой экипаж.

Защита СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ

Три раза полк перелезал в Заполярье на оперативный аэродром Ваенга, два раза в 1942г. и третий раз в ноябре месяце 1943г.

Полк выполнял особое ответственное задание по обеспечению проводки караванов судов союзников, идущих в наши северные порты с вооружением и продовольствием для Красной Армии.

Летчики, технический состав в тех суровых условиях заполярной зимы, самоотверженно и мужественно боролись за победу. Техники, оружейники и специалисты проявляли трудовой героизм, подготовляя матчасть самолетов в суровых заполярных условиях, обеспечивая по 4-5 самолетовылетов в ночь. Люди стремились как можно быстрее подготовить самолеты к боевым вылетам для нанесения врагу больших ударов. Летчикам и штурманам приходилось работать в трудных метео­условиях, часто встречаясь на пути со снегопадами, низкой облачностью и туманами. Эти трудные условия не могли остановить личный состав и аэродромы противника, систематически подвергались налетам наших бомбардировщиков.

О выдающемся полете штурмана Коновалова с летчиком Баукиным, ветераны полка знают все. Очень важно, чтобы вся молодежь полка знала о нем. Вот, что рассказывали в своих воспоминаниях сами майор Баукин и Коновалов об этом вылете.

«Нашему экипажу была поставлена ответственная задача - проникнуть и нанести удар по аэродрому Тромсе, где базировалась торпедная авиация противника, действующая по судам ваших союзников.

Маршрутом с целью внезапности удара было выбрано море, чтобы избежать встречи с истребителями противника, т.к. полет совершался в условиях полярного дня. Приближается время вылета. Получаем последние указания. Занимаем свои места в самолете. Дана ракета на взлет и наш тяжело нагруженный бомбами корабль поднимается в воздух. Делаем прощальный круг над своим аэродромом и уходим от своих родных берегов в море. Курс туда, откуда враг может быть еще собирается нанести удар по судам, идущим в наши порты. Надо быстрее успеть не дать ему выполнять коварный план.

В самом начале полета пришлось встретиться с низкой 10-ти бальной облачностью. Принимая решение идти за облаками, набираем высоту до 4000м. Внизу раскинулась сплошная белая скатерть из облаков, иногда в просветах виднелось море. Идем над вражескими водами.

Слева далеко просматривается берег с его белыми от снега скалами, в изрезанной береговой чертой, с островами из сплошного камня, заливами и полуостровами. Солнце опускалось до горизонта и снова стало медленно подниматься вверх. Кажется, что там, на берегу, все пустынно, мертво и безжизненно, но это не так. Стоит только приблизиться к вражеским берегам, как сразу же по проводам понесется предупреждение о появлении наших самолетов и враг заранее подготовиться к встрече с нами.

Полет совершается по компасу и расчету времени по заранее проложенной линии пути на карте. Уточнить ориентировку негде, кругом вода и вода. Прошли больше половины пути.

Облачность стала увеличиваться. Идем между двумя слоями облаков. Стало темнее и прохладнее. Через 15 минут полета верхний и низкий слои облаков сошлись, и мы были вынуждены идти в облаках. Решаем пробивать облачность вверх. Набрав высоту 4900 м, попали в зону обледенения. Самолет стал быстро покрываться коркой льда. Льдом покрылись плоскости, стекла кабины, винты, самолет стало трясти. Это заставило нас быстро идти вниз под облака, да к тому же нам необходимо было уточнить ориентировку по береговой черте.

Задание выполнено, врагу нанесен еще один удар. Идем домой. Производим посадку, горючего осталось на 7-10 минут. На сухопутной машине мы прошли над морем около 2000 км. Враг не ожидал нас...»

Полеты в условиях заполярного дня очень часто сопровождались встречами с истребителями противника и воздушными боями. Так 31 мая 1942 г. экипаж Уржунцева в составе штурмана Скворцова, радиста Антипова получил задание бомбардировать аэродром Лаксельвен. Выйдя в район аэродрома противника на высоте 4500 м, экипаж лег на бое­вой курс. В это время радист Антипов заметил в воздухе сзади на дистанции 800-1000 м 7 патрулирующих истребителей противника, в том числе 5 МЕ-109 и 2 МЕ-110. Экипаж еще не успел сбросить бомбы, как 2 самолета МЕ-109 ринулись на него в атаку сзади сверху и с дистанции 300 м открыли огонь. Для обеспечения точного бомбардирования пришлось принять неравный воздушный бой. Радист Антипов прикрыл свой Ил-4 прицельным огнем из своего пулемета, и скоро один из истребителей противника был сбит в воздушном бою. Но вот сброшены бомбы и экипаж, продолжая вести бой, зафиксировал разрывы своих бомб среди стоянок вражеских самолетов. Остальные истребители противника, видя участь своего собрата, сразу бросились в атаку на ваш бомбардировщик. Радист Антипов, успешно отражая атаки противника, дает возможность нашему самолету войти в облака. Укрывшись от преследования противника в облаках, Уржумцев благополучно привел свой самолет на аэродром.

Вторично перед полком было поставлено это же специальное задание осенью 1942 года. К сковыванию и уничтожению авиации противника на заполярных аэродромах, прибавилась не менее ответственная задача: бомбардировать базы военно-морского флота противника в Баренцевом и Северном морях, и тем самым обеспечить благополучное прибытие больших караванов судов в северные порты СССР. Выполняй эту задачу, полк без всяких летных происшествий 13-ю самолетами, экипажами и летно-техническим составом 14 сентября 1942г. перелетел на оперативный аэродром Ваенга.

С 15 сентября по 12 октября 1942 г. впервые в условиях поляр­ной ночи полк произвел успешно 139 боевых вылетов по аэродромам Лаксельвен, Луостари, Хебугтен и но портам Петсамо, Киркенес, Варде, Ватсэ и два самолетовылета на патрулирование в отк­рытом море с целью прикрытия караванов союзников. Боевой налет полка в этот период составил 328 часов. По указанным целям сброшено 4393 авиабомб общим весом 128648 кг, и 285000 листовок на немецком и финском языках. Поставленную задачу оперативная группа полка выполнила успешно. Наблюдением экипажей зафиксировано 61 пожар, из них 49 на аэродромах противника и 28 взрывов, из которых 3 большой силы, характерные для взрывов складов с боеприпасами. Агентурными данными установлено, что только на одном аэродроме Лаксельвен налетами наших самолетов уничтожено до 60 самолетов противника, разрушен ангар и аэродромные сооружения, убито и ранено большое количество летно-технического состава врага.

За успешное выполнение поставленных задач полк получил благодарность от Командующего ВВС СФ.

Продолжение следует

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments