komariv (komariv) wrote in mil_history,
komariv
komariv
mil_history

Category:

Боевой железнодорожный ракетный комплекс

Статьи о боевом железнодорожном ракетном комплексе (БЖРК) с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) появляются в Интернете достаточно регулярно. Также периодически показывают тематические телевизионные передачи. А посему рассмотрим БЖРК подробнее. Для этого сначала коротко охарактеризуем другие ракетные комплексы с МБР.

1.
055_03
Сегодня Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) состоят из шахтных комплексов отдельного старта, а также подвижных грунтовых ракетных комплексов.

Шахтный комплекс отдельного старта представляет собой шесть или десять ракетных шахт, и командный пункт. Один такой боевой ракетный комплекс (БРК) обслуживается ракетным полком. В состав полка, кроме персонала, непосредственно задействованого у пусковых установок и на командном пункте, входят различные вспомогательные подразделения.

Ракетный полк, оснащенный подвижным грунтовым ракетным комплексом (ПГРК), состоит из трех ракетных дивизионов, средств боевого управления и обеспечения. В каждом ракетном дивизионе - по три автономных самоходных пусковых установки. Полки ПГРК в основном проводят время в пунктах постоянной дислокации (ППД), где пусковые установки всех трех дивизионов находятся в пределах одного охранного периметра. В полевые районы они выдвигаются согласно заранее утвержденным графикам, хотя могут быть выведены "в поля" по тревоге в угрожаемый период.

2.
topol_09
Пусковая установка ПГРК "Тополь" (Источник иллюстрации)

В настоящее время боевых железнодорожных ракетных комплексов на боевом дежурстве нет. Они появились во второй половине 80-х годов, а теперь сняты с вооружения. Состоял БЖРК из железнодорожного состава, в который входило три пусковых установки и средства обеспечения. Один состав обслуживался ракетным полком. Пункт постоянной дислокации, где производилось и техническое обслуживание, был единым для всех поездов дивизии.

3.
rt-23uttkh-raketnyj-kompleks-01
Пуск ракеты БЖРК (Источник фото)

Рассмотрим боевые возможности и уязвимость современных по состоянию на конец 80-х годов ракетных комплексов.

БРК шахтного типа с ракетами "легкого" класса. В полку 10 шахтных пусковых установок (ШПУ), ракеты имеют от 6  (УР-100Н УТТХ) до 10 (РТ-23 УТТХ) боеголовок каждая. Таким образом, боевая мощь залпа такого полка составляет 60-100 боеголовок.
БРК шахтного типа с ракетами "тяжелого" класса. В полку 6 или 10 ШПУ, ракеты Р-36М УТТХ или Р-36М2 с десятью боевыми блоками каждая. В залпе полка 60-100 боеголовок.
Кроме того, на вооружении состояли БРК ранних типов с меньшим количеством боеголовок на ракетах. Например, комплекс "легкого" класса УР-100К, имевший по три боеголовки неиндивидуального наведения на ракете.

Защищенность ракетных комплексов определяется степенью защищенности ракетных шахт, координаты которых противник знал и, соответственно, мог нанести удар ракетами или воздействовать диверсионными методами.

4.
50964d9368be5
Установка ракеты комплекса Р-36М2 в шахту (Источник фото)

ПГРК были представлены комплексом "Тополь". В полку девять пусковых установок, на каждой ракете по одной боеголовке. В залпе полка - девять боеголовок. Неуязвимость достигается за счет подвижности и рассредоточения пусковых установок. Если полк выйдет в полевой район, нанести по нему упреждающий удар будет затруднительно. В ППД же он уязвим для внезапной ракетной атаки, так как все пусковые установки полка сосредоточены на ограниченной площади.

БЖРК оснащались комплексом РТ-23 УТТХ*. В одном составе три пусковых установки, на ракетах по десять боеголовок. Так что всего тридцать боеголовок. Это сопоставимо с возможностями шахтных комплексов, хотя свою роль играют ограничения по возможностям разведения боевых блоков одной ракеты. При прочих равных условиях полк, имеющий боеголовки на большем количестве ракет, имеет преимущество в гибкости боевого применения.
Защищенность железнодорожного состава, как и ПГРК, достигается подвижностью. Причем БЖРК может перемещаться на значительные расстояния. Рассредоточение менее выражено, чем у ПГРК. Поезд может быть разделен на три пусковых модуля, по одной пусковой установке в каждом.
Заметим также, что при нахождении нескольких составов в ППД дивизии под одновременный удар попадают сразу несколько полков.

Хорошо видно, что БЖРК занимает промежуточное положение между ПГРК и шахтными комплексами. Как по боевой мощи, так по боевой стойкости. Основополагающим фактором создания БЖРК стала его ракета 15Ж61, сочетающая большое количество доставляемых боеголовок с возможностью железнодорожного базирования.

5.
1387509548_0_6486b_438fa1be_xl
Элементы состава БЖРК в музее (Источник фото)

Сегодня Россия имеет подвижный грунтовый ракетный комплекс "Ярс". В полку девять пусковых установок, но на каждой ракете уже не одна, а три или четыре боеголовки**. Всего 27 или 36 в залпе полка.
Каким теперь должен быть гипотетический БЖРК чтобы быть востребованным? Ведь ракет с большим, чем у РТ-23 УТТХ, количеством боевых блоков нет. И поезд даже с четырьмя такими ракетами на борту не будет иметь решающего преимущества перед полком "Ярсов". При меньшей защищенности. Не говоря уже об экономических затратах на разработку такого железнодорожного состава  и сопутствущей инфраструктуры.

Так что перспективы создания БЖРК видятся туманными, несмотря на звучащие в последнее время заявления. Единственное его преимущество заключается в возможности перемещаться на большое удаление от ППД, теряясь среди обычных составов. Хотя в свое время размещение межконтинентальных  баллистических ракет на поезде было правильным, красивым и гармоничным техническим решением.

* Ракета РТ-23 УТТХ существовала в двух вариантах: для шахтного и для железнодорожного комплексов.
** По разным источникам.

_
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments